point +7(495) 639-94-92

Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре

← Предыдущая Следующая →
0
350
«Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре

МИСТЕРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 1

Вернуться--

Ключевые слова: мистерия, пространство архитектуры, таинство, театральность, смыслы мифа

Keywords: mystery, architecture space, sacrament, theatricality,

myth meanings

Аннотация: В статье разобраны различные определения понятия «мистерия», близкие по смыслу философским концепциям Д.С. Мережковского и М. Элиаде. Также были рассмотрены приемы кинематографа, используемые С.М. Эйзенштейном. В результате сформулировано авторское определение «мистериального пространства».

Abstract: The article considered various definitions of the concept of "mystery", concepts that are close in meaning, considered in the philosophical concepts of D.S. Merezhkovsky and M. Eliade. The film techniques used by S.M. Eisenstein. As a result, the author's definition of "mystery space" was formulated.

Первоначально необходимо обратиться к образующему понятию «мистерия». Корни данного термина берут свое начало в глубокой древности. Древнегреческий историк Геродот описывал праздник Осириса, проводимый у егип тян как некое драматизированное представление: «В ограде храма стоят два больших каменных обелиска, а подле них озеро… На этом озере египтяне устраивают мимические представления страстей божества, именуемые мистериями». В переводе с греческого языка понятие «мистерия» означает «таинство, тайное священнодействие». Толковые словари и энциклопедии дают в некоторой степени схожие трактовки, среди которых удается выделить две основные идеи. С одной стороны понятие рассматривается с точки зрения театрализованного действа, непосредственно относящегося к театральному искусству, с другой стороны мистерия – это сакральное священнодействие.  Так, по Толковому словарю Ушакова Д.Н. мистерия раскрывается в двух значениях: как некое «таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов» или же как «средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета». Ожегов С.И. определяет мистерию в контексте Западной Европы как «средневековую драму на библейские темы, сопровождающуюся интермедиями». По определению из Объяснительного словаря иностранных слов Михельсона М.И. мистерия есть «представление духовного содержания», либо «у древних: тайный обряд язычества». В Большой российской энциклопедии и Энциклопедии Кругосвет в определении понятия делается упор на трактовку мистерии как театрального жанра. В исследовании был также рассмотрен труд Латышева В.В. «Очерк греческих древностей», из которого удалось почерпнуть идею мистерий как некоего средства нравственного очищения.

Человеческое бытие и отношения между людьми полны противоречий. Объективное всегда сталкивается с необъективным, рациональное с иррациональным. На протяжении всей истории существования человек пытается приблизиться к идеалу, абсолюту. Он стремится обрести вновь свой потерянный рай.  Так или иначе, в концепциях и идеях мыслителей и деятелей искусств всякий раз поднимается тема «Золотого века» и мифа как первоначала, как промежутка сакрального времени. Тем или иным образом философы, архитекторы, художники, режиссеры – творцы –  находят внутри себя и транслируют важнейшие идеи мироздания, создают великое многообразие зримого мира. В ходе исследования были изучены различные источники, как может показаться на первый взгляд несовместимые, но в понимании автора важные и приближенные к основной цели. Среди них можно выделить «Утопическое мышление» Иконникова А.В., философские концепции М. Элиаде и Д.С. Мережковского, а также концепции пространств в фильме «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна.

МИСТЕРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 3

Иконников А.В. в своем труде подробно рассматривает суть понятия «утопия» и его тесную взаимосвязь с архитектурой. Утопия как попытка преодолеть «разрыв между миром, каков он есть, и миром желаемым, между сущим и должным». В древних обществах утопическая мысль обращается к мифу-архетипу о «Золотом веке». Утопия имеет образную природу и тем самым влияет на людей посредством образов-целей. Архитектура как искусство, формирующее материально-пространственное окружение человека, способнее всего воплощает в себе данные образы-цели. С помощью архитектуры и ее элементов создаются ограничения неограниченного пространства. Архитектура формирует каркас жизнедеятельности человека, влияет на его мироощущение, миропонимание и мировосприятие. Она создает материальные условия перехода в мир лучший, желаемый. В философских идеях М. Элиаде «миф постоянно возвращает актуальность Великого Времени и, таким образом, слушателей на план сверхчеловеческий и сверхисторический». Посредством мифа, рассказывая его или слушая, можно переместиться из длительного и протяженного «профанного» времени в «сакарльное». Тем самым сакральное проявляется, становится частью истории, в этом проявлении заключается великая тайна, mysterium tremendum. М. Элиаде пишет о возможности преодоления исторической ситуации, о приближении к недостижимой Реальности посредством пересказа мифов.

Особенностью философской концепции Д.С. Мережковского является деление Мирового пространства на Мистерию и Историю. Мистерия представляет собой некое идеальное пространство, в котором совершается саморазвитие Духа – бытие Бога. История же есть пространство материального мира, искаженная проекция мира духовного – бытие человека. Мережковский в своих трудах опирался на мудрость древних мистерий и полагал, что именно в мифах и мистериях заключается настоящая действительность. Мистерия в его понимании является ключом к мифу. Суть философского метода Д.С. Мережковского заключается в отказе от рационального и переходе к интуитивному.  Рассматривая понятие мистериального нельзя обойти кинематограф как один из способов наиболее наглядного моделирования той или иной идеи, образа, реальности.

Эпизод «Пещного действа» в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» является реконструкцией мистерии, спектакля, разыгрываемого в церкви перед литургией. Удивительно, какого эффекта добивается режиссер в этой сцене за счет особых приемов. Пространство Успенского собора превращается в игровое, театральное пространство со множеством планов. Участники мистерии в каком-то роде становятся «социальным фоном» для столкновения Ивана и митрополита Филиппа, они наполняют пространство собора своей массой. В сцене заметен особо яркий контраст одеяний, что еще больше привлекает внимание. Зрелище как бы распространяется через экран на зрителя, вовлекает его в общий процесс. Вообще нужно отметить, что во всем фильме Эйзенштейн использует интереснейшие приемы, чтобы через потрясение зрителя привести его к катарсическому просветлению. Особого внимания заслуживает игра фресок. Они словно немые персонажи следуют вместе с нами через весь фильм, являясь неотъемлемым элементом повествования идей  фильма, зачастую они вторят происходящей на экране сцене, либо же через них проявляется внутренний монолог главного героя. Фрески масштабны сверхмерно. Игра огромных теней также всегда подчеркивает драматизм. Обратная перспектива доводит аттрактивность экранного зрелища до предела. Фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» - реализованная мистерия.

Исследование данных источников помогло сформировать определенную понятийную базу, необходимую для определения «мистериального пространства». В идейной основе данного пространства лежит миф, являющийся своего рода проектом, первопричиной для его построения. Это пространство интуитивное, в какой-то степени отстраненное, необходимое для раскрытия глубины духа человека, приоткрывающее путь в инобытие. Архитектура такого пространства иная. Идейно она наполнена аллюзиями и символами. В проектной основе же лежит структура незримых, но умозрительных связей, основанная на категориях, объединяющих геометрическое и живописное начало.


Библиография:

1. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура / А.В. Иконников - М., «Архитектура-С», 2004.

2. Клейман Н. Эйзенштейн на бумаге / Н. Клейман - М., «Ад Маргинем», 2017.

3. Кулешова О.В. Особенности философской концепции Д.С. Мережковского в период эмиграции / О.В. Кулешова - Вестник культурологии, 2010.

4. Латышев В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб., «Алетейя», 2021.

5. Объяснительный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней Михельсона М.И. / Михельсон М.И. - СПб., 1883.

6. Степанов Р.Г., Тулянская Ю.Т. Категории времени в рамках концепций мифа и символа в наследии А.Ф. Лосева и Мирчи Элиаде / Р.Г. Степанов., Ю.Т. Тулянская - Христианское чтение, 2021.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов.

8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков - М., «Аделант», 2014.

9. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Дж.Дж. Фрезер - М., «Академический проект», 2017.

Теги: мистериальное пространство наука архитектурного мышления