point +7(495) 639-94-84

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ в музее Ар Деко 

 ОБРАЗОВАНИЕ 1

 

 

 




Курс лекций: Ар деко легендарный 

общее

Курс лекций «Ар деко легендарный»

Бивис Хиллер в своей книге о стиле ар деко писал, что «этот стиль тотален, как любой большой стиль» и сфера его влияния широка: от архитектуры, скульптуры и живописи до промдизайна и моды.

Ар деко, возникнув после ужасов  Первой Мировой войны, стал выражением «жажды жизни», созидая на своем пути удивительный художественный мир. Экзотическое древо ар деко оказалось живучим не только в теплом климате Франции, но и адаптировалось в других странах, прорастая на территории разных континентов и стран, обрастая легендами и легендарными людьми, которые оставили мощный след в архитектуре, декоративно-прикладных видах искусства, дизайне и моде.

Рене Лалик и Робер Малле-Стивенс, Эрнест Кормье и Жорж Барбье, Дмитрий Чипарус и Бруно Зак, Фердинанд Прайс и Эмиль-Жак Рульманн, Анри Рапен и Антонин Раймонд, Кассандр и Эрте, Александра Экстер и Вадим Меллер, Соня Делоне и Тамара Лемпицка, Георгий Лавров и Жан Дюнан, Шарль Като и Поль Фолло, Морис Дюфрен и многие другие, чьи работы до сих пор остаются источником вдохновения и творчества.

Курс рассчитан на широкую аудиторию, поддержан мультимедийным форматом презентаций и состоит из 12 лекций:

1.      Ар деко: «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года и ее значение

2.      Ар деко, кубизм и рондокубизм

3.      Ар деко: становление стиля и культурные влияния

4.      Французский ар деко - образец стиля

5.      Ар деко: путешествие из Европы в Америку. «Нормандия» и его интерьеры

6.      Американский ар деко: монументализм и роскошь небоскребов

7.      Ар деко и стримлайн: из автомобиля - в цеппелин

8.      Живопись и графика ар деко: на грани искусства и рекламы

9.      Мода и ювелирное искусство ар деко: драгоценная геометрия

10.   Кино, Эркюль Пуаро и ар деко: воссоздавая эпоху

11.  Японский ар деко: новые страницы

12.  Японский ар деко: универсальное и национальное в становлении стиля


 

 

  1. Ар деко: «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года и ее значение

Возникновение, развитие и метаморфозы ар деко до сих пор заставляют историков и искусствоведов спорить и выдвигать новые версии. Как говорят, «большое видится на расстоянии», а изучение этого стиля как самостоятельной художественной системы началось только в 1960-1970-годы.  Одним из значимых событий в новой классификации искусства стала инициатива директора Парижского музея декоративного искусства Ивонны Брунхаммер, которая организовала выставку «Les Annes’25», в которой был отражен веер художественных исканий 1920-х годов, и в частности, достижения «Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года.

Какое вклад в развитие стиля ар деко внесло «Общество художников декораторов» - SAD; какие существовали стандарты для новой профессии «декоратор»; об особенностях выставки 1925 года и ее трендах; о традиционных и новых типах материалов и их использовании; о вкладе в развитие эксподизайна  Шарля Плуме и «бетонном саде» Робера Малле-Стивенса; как Эйфелева башня превратилась в оплот рекламной компании французского автопрома; что должно быть в идеальном доме любителя искусства, по мнению Альбера Лапрада, Жака-Луи Рульманна, Мориса Дюфрена, Жана Дюнана, Анри Соважа; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко, кубизм и рондокубизм

Кубизм оказал наиболее заметное влияние на ар деко. Причем не только живописный – «аналитический» и «синтетический», анлантами которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но и архитектурный, выраженный в оригинальных проектах чешских архитекторов и художников Павла Янака и Йозефа Хохола, Йозефа Гочара и Карла Чапека; Властислава Хофманна и Эмила Филлы, Богумила Кубишты и Франтишека Кришты.

Почему появилась необходимость «особенного типа видения»; какие новые техники работы с формой и цветом внедрили европейские художники-кубисты; как выглядел «Кубистский дом» Раймона Дюшан-Вийона; в чем особенность проектов чешских мастеров кубизма и рондокубизма; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.


  1. Ар деко и культурные влияния

Истоки ар деко многообразны: традиционные культуры Африки и доколумбовой Америки, «Русские сезоны» и авангардиские течения в живописи и скульптуре. Как открытие гробницы Тутанхамона и древнеегипетское искусство повлияло на стилистику ар деко;  какие символы и формы заимствовали художники ар деко из египетской культуры и почему форма скарабея стала определяющей в декоративном искусстве; какие линии ювелирных украшений предлагали Cartier, Tiffany и Van Clееf & Arpels; как выглядели крылаты бандо и египетский воротник; почему ступенчатость стала принципом формообразования в архитектуре и дизайне; почему «Русские сезоны» сыграли роль топлива, воспламенившего новый стиль; в чем особенность живописных и театральных экспериментов Пабло Пикассо в рамках «Русских сезонов»; какие работы Бакста выполнены в стилистике ар деко; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Французский ар деко – образец стиля

Парижский вариант ар деко – образцовый. Многие здания, построенные в этой стилистике, с момента создания и до сих пор используются по назначению, а благодаря скрупулезной многолетней реставрации радуют глаз. Во французской столице есть улица, целиком признанная памятником истории и архитектуры, где каждое здание – жемчужина. Такую выразительность архитектурному облику каждому отдельному строению и улице целиком придал парижский архитектор Робер Малле-Стивенс, о работах которого с восхищением отзывались и Константин Мельников, и Ле Корбюзье.

Как кинематограф повлиял на образность частной архитектуры и как выглядели первые парижские кинотеатры; почему архитекторы отдавали предпочтение ступенчатым формам и каким строительным нормам следовали; в чем суть стиля Рaquebot и как он реализовался в проекта Альбера Лапрада и Леона Байе, Анри Соважа и Пьера Пату;  почему махагон, зебрано и сикомора были столь популярны в среде архитекторов и декораторов; для чего был создан стул Drouant, и какие оформительские проекты считал самыми значимыми Жак-Эмиль Рульманн и Эдгар Брандт; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко: путешествие из Европы в Америку. «Нормандия» и его интерьеры.

На рубеже веков изменилось представление о путешествиях не только из-за доступности традиционных и новых видов транспорта - автомобиля, самолета, дирижабля, парохода и океанского лайнера, но и благодаря интенсивному развитию туристической индустрии и инновациям, введенным Томасом Куком.

Почему океанские лайнеры назвались «плавучими отелями»; какими стандартами руководствовались при оформлении самого роскошного лайнера «Нормандия» Анри – Рожер Эспер, Рульманн и Рене Лалик, Жан Дюнан и Жан Дюпа, Жуль Лелё и Эдгар Брандт, Dominique, Süe &Mare, Christofle и Baccarat; как Владимир Юркевич заказывал детали для корабля в компании «Škoda»; что подарил Жан Пату в первом рейсе пассажирам первого класса; почему американские музеи стали участвовать в коммерческой деятельности, а крупные магазины использовали выставочные и музейные принципы показа мебели; кто принес знамя ар деко в американское искусство и какие последствия имела американская выставка «Архитектор и индустриальные искусства» под руководством Сааринена, что нового предложили Раймонд Худ, Эли Жак Кан, Йозеф Урбан, Рольф Уоркер, Эжен Шон, Джон Уэлбор, Рут Армистед Фитциг; - об этом и многом другом мвы поговорим на лекции.

  1. Американский ар деко: монументализм и роскошь небоскребов

Ар деко, получивший на американской земле название «модернистик», воспринимался как символ преуспевания и пользовался бешеной популярностью. Внедрение новых строительных технологий определили размерность архитектуры, ее масштабность и монументализм, а элегантные отделочные материалы и изысканная меблировка подчеркивала атмосферу всеобщего благоденствия. Американские города стремительно росли вверх за счет эффектных небоскребов, поражая «старушку Европу».

Какое значение имела книга Поля Франкла «Новые пропорции», и к чему привело открытие филиала Венских мастерских в Нью-Йорке; какие здания назывались небоскребами, и какие инновации позволили решить проблему высотности; какой вклад внес Уильям Ле Барон Дженни и почему XX век называют «золотым веком сварного железа»; какое здание должно было стать «самым красивым офисным здание в мире» и в чем особенность бумажной архитектуры Хью Ферриса; о самых ярких проектах Чикагской школе архитектуры и самых известных американских небоскребах; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко и стримлайн: из автомобиля - в цеппелин

В 1930-х годах автомобиль превращается из атрибута роскоши в средство передвижения. Компания Ford производит автомобили на конвейерных линиях, что к 1930 году увеличило количество машин на американских дорогах до пару десятков миллионов. С одной стороны, это привело не только к интенсификации строительства дорог, замене брусчатки бетонным покрытием, но и строительству эстакад, многоуровневому транспортному движению. С другой, на пике восторгов от шествования научно-технического прогресса некоторые видели опасность от завоеваний индустриального общества. Так архитектор Фрэнк Ллойд Райт уже в 1925 году заметил: «Автомобиль скоро разрушит наши города. Мичиган-авеню превратится из зеленого бульвара в гоночную трассу! Жизнь в Чикаго станет попросту невыносимой, и люди будут задыхаться от выхлопных газов, как только выйдут на улицу».

Что такое стрим-лайн и работах Нормана Бел Гедденса, Раймонда Леви, Генри Дрейфусса, Вальтера Дорвина Тика и Харольда ван Дорена; почему Всемирная выставка в Чикаго 1933 года называла «веком прогресса», а выставка 1939 года в Нью-Йорке –«веком будущего»; какие возможности давали новые виды транспорта – самолеты, дирижабли и автомобили, аэровагоны и снежные крейсеры; как видел будущее Бакминстер Фуллер ; в чем особенность интерьера цеппелинов на примере «Гинденбурга» ; о развитии аэродинамики и эргономики и влиянии на дизайн; что хранится в Zeppelin Museum; о Лео Бакеланде и бакелите, а также новых типах пластиков, которые изменили мир искусства и дизайна; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Живопись и графика ар деко: на грани искусства и рекламы

Пришедшие на смену военным годам, «ревущие» 1920-е и «кризисные» 1930-у несли с собой перемены в обществе, в искусстве и дизайне. Визуальные виды искусства – живопись и графика, как и фотография, - претерпевали существенные изменения, предоставляя художникам обширное поле для эксперимента.

Что такое предметный плакат и «плакатный стиль»; в чем особенность графических и живописных работ Люсьена Бернара и Поля Колина, Эрте и Кассандра, Жоржа Барбье и Луиса Икара, Тамары де Лемпицки и Рафаэля де Пенагоса, Александры Экстер и Вадима Экстера; почему эстетика пин-ап стала популярной, а работы Джила Элвгрена, Джоржа Петти и Альберто Варгаса завоевали сердца миллионов; о новом синтезе музыки и живописи; об эстетике массового искусства и новых стандартах в рекламе; об оригинальной работе «La Tumulte Noir» и пикториализме в фотографии; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Мода и ювелирное искусство ар деко: драгоценная геометрия

Виктор Маргеритт, опубликовав свою повесть «Ле Гарсон», вряд ли предполагал, что стиль гарсон определит новый тип эмансипированной женщины. Но именно такой образ определял дух времени. Так выглядели гламурные кинодивы - Клара Боу и Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш и Глория Свенсон, Пола Негри и Ольга Бакланова, которым подражали женщины тех времен. Ритм послевоенной жизни диктовал новые стандарты в модной индустрии. Стиль ревущих 1920-х создавался в знаменитых домах Поля Пуаре, Жана Пату, Коко Шанель, Люсьен Лелонг.  Ритм послевоенной жизни диктовал новые стандарты не только в модной индустрии и ювелирном искусстве. «Произведения ювелирного дела и предметы из золота и серебра должны быть произведениями искусства, соответствуя тем же требованиям, что и промышленные изделия», - это высказывание знаменитого ювелира Жана Фуке определили эстетику нового стиля, которому следовали Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс, Жерар Сандоз, Жан Деспре, Раймон Тамплие, ювелирные дома Бушерон, Картье и Мобуссен и многие другие. Ключевыми характеристиками стала «геометрия», «линейность» и «хроматический контраст».

В чем особенность стиля «гарсон»; какие журналы были флагманами в море моды; как мода повлияла на типологию женских украшений; почему сотуары и дресс-клипы приобрели бешеную популярность; какие материалы - традиционные и инновационные -  использовались в ювелирном деле; кто вернул в ювелирную моду платину; в чем суть революционной техники крепления драгоценных камней «невидимая оправа»; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

10.  Кино, Эркюль Пуаро и ар деко: воссоздавая эпоху

Если вы любите английские сериалы - искрометных Дживса и Вустера, блистательного Пуаро, - значит, вы - поклонник ар деко. В этих костюмных постановках BBC атмосфера 1920-1930-х годов воссоздана с невероятной дотошностью не только благодаря стараниям режиссеров и художников, но и актеров, которые скрупулезно изучали эту эпоху для создания убедительных образов.

Список фильмов, сериалов и видеоигр, где использована стилистика ар деко, значителен, на лекции мы поговорим, почему такой антураж идеален для кино- и видеоиндустрии; обсудим самые удачные экранизации и подробно остановимся на сериале об Эркюле Пуаро, который получил множество наград BAFTA; поговорим о деятельности компании Angel; увидим образцы английской архитектуры ар деко, ставшие площадкой для киносъемок, среди которых Элтемский дворец и Флорин Кортt, отели Мидленд и Бург Айленд, павильон де ла Варр и Сенат-Хаус; разберем особенности оформления киноинтерьеров; почему в приоритете использование винтажных и раритетных предметов меблировки и декора; поговорим о мужской английской моде и дресс-коде 1920-1930-х годов.

11.  Японский ар деко: новые страницы

«Японский ар деко – оксюморон», - так начинается одна из статей Кена Джонсона в «Нью-Йорк таймс» о выставке, посвященной развитию стиля ар деко в стране Восходящего солнца в 1920-1940-е года. Действительно, для многих словосочетание «японский ар деко» кажется, если не странным, то весьма неожиданным, поскольку эта страница истории культуры пока полна белых пятен.

На лекции мы поговорим об инициативе Кенделла Брауна и коллекции четы Левенсон; о том, почему японский ар деко развивался в иных временных границах, чем европейский; об особенностях вестернизации японской культуры; об эстетике и моде MoGa и MoBo; о том, какие изменения претерпел национальный костюм в 1920-1940-е; о техниках росписи тканей юзен; в чем особенность лака урущи/уруси и проектах Сейдзо Сугавара, а также его знаменитых учеников - Катцу Хаманака, Эйлин Грей, Жана Дюнана etc.

12.  Японский ар деко: универсальное и национальное в развитии стиля

Стиль ар деко, родившись в сердце Европы, претерпел интересные трансформации, оказавшись в новом культурном контексте. О том, почему происходило распространение стиля ар деко в Японии в эпоху Тайсё и Сёва; какое воздействие оказало на архитектурный ландшафт великое землетрясение в Канто, как сочетались национальные традиции Японии, которым следовали веками, и новые модные тенденции; какой колорит внесли европейское архитекторы и художники в японское искусство, какие работы созидали японские мастера, следуя мировым тенденциям, причем не только в декоративных видах искусства и ремеслах, но и в архитектуре; почему работы Фрэнка Ллойда Райта стали образцовыми и нашли отражение в работах Арата Эндо; чем удивлял японцев Антонин Раймонд; в чем особенность оформления японского океанского лайнера Hikawa Maru и резиденции принца Асака;  - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

13.  Музыка эпохи ар деко

Одна из названий стиля ар деко - джаз-модерн. Джаз живет уже более 100 лет, до сих пор удивляет и вдохновляет, вызывая восхищение и ожесточенные споры. Его узнают с первой ноты, и при этом до сих пор нет единого определения этого явления. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».

О том, как  «сплавлялись» истоки для рождения нового стиля; почему родиной джаза считается Новый Орлеан; что отдали джазу спиричуэлы и госпелы, блюз и регтайм, духовые оркестры и театра Менестрелей; что такое креольская культура, и какое отношение она имеет к джазу;  - об этом и многом другом мы не только поговорим, а также послушаем зажигательные мелодии джаза.  




Цикл лекций: «Модерн многоликий: стиль эпохи» 

Читает Елена Рубан - культуролог, журналист, преподаватель (МАрхИ, МШС, МШД)

На рубеже XIX-XX веков в разных странах Европы независимо друг от друга возникали очаги нового искусства. Все они были по-своему оригинальны, опирались на богатые национальные традиции, но обнаруживали принципиальное родство, свидетельствующее о возникновении большого стиля. Имен у этого стиля очень много, в России он получил название «модерн», в Англии – «моден стайл», во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти», в Австро-Венгрии – «сецессион», в Испании – «модернизмо», в Америке — «тиффани», в Щвейцарии – «еловый стиль» etc.

Среди мастеров модерна плеяда замечательных и удивительных людей – Виктор Орта и Анри ван де Вельде, Рене Лалик и Гектор Гимар, Альфонс Муха и Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих и Густав Климт, Чарльз Макинтош и Арчибальд Нокс, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Август Эндель и Герман Обрист, Рихард Римершмид и Михаил Эйзенштейн, Луис Доменек-и-Монтанер и Антонио Гауди, которые, в буквальном смысле, преобразили облик европейских городов и изменили культурный ландшафт, придав и тому, и другому – изящество и оригинальность.

Несмотря на приоритет принципа рукотворности в создании предметной и интерьерной среды, архитекторы и художники искали не только способы возрождения старинных традиций, но и внедряли инновационные материалы и технологии.

Курс рассчитан на широкую аудиторию, поддержан мультимедийным форматом презентаций и состоит из 13 лекций:

1.Виктор Орта, Анри ван де Вельде и бельгийский ар нуво

2.Французский ар нуво: Париж и его мастера

3.Французский ар нуво: Луи Мажорель и школа Нанси

4.Уильям Моррис и Modern Style

5.Макинтош и Школа Глазго

6.Густав Климт и венский сецессион

7.Герман Обрист и югендстиль

8.Карло Бугатти и либерти

9.Антонио Гауди и каталонский модерн

10.Русский модерн: мир искусства

11.Тиффани и американский модерн

12.Мода и ювелирное искусство модерна

13. Рене Лалик и Эмиль Галле: художественное стекло модерна

  

 

1. Виктор Орта и Анри ван де Вельде и бельгийский ар нуво

Родоначальником ар нуво принято считать бельгийского архитектора Виктора Орта, который поставил под вопрос классическую ордерную архитектуру, предложив новый подход к формированию пространства, где каждый элемент – и конструктивный; и декоративный – подчинены единому художественному образу. Не только архитекторы и художники, но и критики оценили уникальность новой стилистики ар нуво. «Сейчас в Брюсселе, — писал критик и искусствовед Людвиг Хевеши, — живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».

О том, почему Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры Европы; как повлияло электричество на мир искусства; почему стекло и чугун стали любимыми материалами творчества бельгийцев; почему возник новый тип частной архитектуры – «дом для любителя искусств»; в чем особенности «свободной планировки»; о влиянии африканской культуры на новое искусство и работы Филиппа Вольферса; о том, какие шедевры Анри ван де Вельде, Виктора Орта, Поля Анкара, Гюстава Стровене, Поля Коши, Гюстава Серрюзье-Бови вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

2. Французский ар нуво: Париж и его мастера

26 декабря 1895 года в Париже открылась художественная галерея Зигфрида Бинга, в которой не только продавались произведения традиционного искусства Китая и Японии, но и выставлялись работы французских художников Огюста Родена, Тулуз-Лотрека, Альфонса Легро, Эдуарда Вуйяра, Шарля Конде и др. Интерьер галереи оформлял бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, а витражи сделал американский художник Луис Тиффани. Называлось модное место Maison De L'Art Nouveau.

О том, как оберточная бумага повлияла на стилистику французского ар нуво; о путешествиях братьев Гонкур и работах Кацусика Хокусая; об архитектуре Парижа и Гекторе Гимаре; почему выходы парижского метрополитена прозвали «порнографическими», а чей дом прозван «беспорядочным»; о значении флористического орнамента в синтезе искусств; о Всемирной выставке в Париже 1900года; - об этом и много другом мы поговорим на лекции.

3. Французский ар нуво: Эмиль Галле, Луи Мажорель и школа Нанси

Один из центров развития французского ар нуво - Нанси, небольшой город в Лотарингии, в котором Эмиль Галле основал стекольную фабрику. Это событие оказало заметное влияние на развитие Нанси в дальнейшем, столь же значимое, как и основание в 1901 г. Местного объединения промышленных искусств» («Alliance provinciale des Industries d’Arts», в программу которого входило объединению традиций ручного труда и новых потребностей индустриального века.

О «прозрачном периоде» в творчестве Галле и разных техниках работы со стеклом - «лунный свет», мартеле и маркетри; об ажурных работах Виктора Пруве и поэзии металла; почему вещи научились говорить на языке поэзии; о фантазиях братьев Дом и успешной маркетинговой политике бренда Daum; чем удивляли Анри Берже, Анри Биго и Эжен Валлен; об экспериментах в мебельном производстве Луи Мажореля и его удивительном дом, построенном Анри Соважем; об Эжене Корбене и музее школы Нанси; - обо всем этом мы поговорим на лекции.

4. Уильям Моррис и Modern Style: британский модерн

Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который создал «Arts&Crafts» - структуру, которая станет впоследствии образцовой для всего мирового художественного сообщества.

Об экспериментах британских архитекторов Филиппа Уэбба, Чарльза Войси и Хью Бэйли Скотта; почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу; о кельтских корнях графических и дизайнерских работ Арчибальда Нокса; о том, почему «Павлинья комната» вдохновила Обри Бердслея; о том, за что боролось общество «За высокохудожественную фотографию»; и какие принципы объединили живопись и фотографию; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

5. Чарльз Макинтош и Школа Глазго

Ядром школы Глазго была «группа четырех» – Чарльз Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд. Эта группа создала неповторимый стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и графике, который получил признание в Европе и России, но вызывал отчаянные споры в Британии. Несмотря на то, что многие реализованные проекты школы Глазго погибли в горниле истории, остальные как, например, Школа Искусств Глазго (Glasgow School of Art), Хилл Хауз (Hill House), Школа на Скотланд-стрит (Scotland Street School), сейчас признаны выдающимися памятниками архитектуры.

О традициях сельского шотландского жилища и особенностях «баронского стиля»; о журнале Evergreen и влиянии кельтского искусства; об истории строительства здания для самой крупной Школы искусств в Глазго и структуре образования в стенах этого учреждения; о проекте чайной комнаты на Ивовой улице; почему дети в Scotland Street School всегда ходили в сухих пальто; и почему стулья Макинтош продаются за сто тысяч фунтов; как изменились чайные традиции и о проекте «Чайных комнат», – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

6. Густав Климт и венский сецессион

Густав Климт стал первым председателем венского Сецессиона - объединения, объединившего не только молодых, но и маститых архитекторов и художников - Отто Вагнера и Йозефа Марии Ольбриха, Макса Куриваля и Эрнеста Штёра, Макса Фабиани и Йоже Плечника, Павла Янака и Оскара Кокошки, Эгона Шиле и Яна Котера. Протестуя против догматичности академического искусства, они развивали новый стиль, который называли «стилем практической полезности», в котором яркая выразительная художественная форма соединилась с подчеркнутой функциональностью; а геометрическая ясность с лаконичной декоративностью.

На лекции мы поговорим не только о живописных, графических и интерьерных работах Густава Климта, особенности его творческой манеры и влиянии на европейское искусство, но и о значимости трибуны Сецессиона - журнала «Ver Sacrum» и его главном редакторе Альфреде Роллере; знаковых и малоизвестных работах сецессионистов – Отто Вагнера и Макса Клингера, Йозефа Ольбриха и Карла Молля, Коломана Мозера и Йозефа Хоффманна; о том; почему вагнеровская школа повлияла на формировании петербургского и московского «модерна»; о Венских мастерских и реформировании художественных ремёсел.

7. Герман Обрист и югендстиль

Журнал Jugend пользовался большой популярностью и в Германии; и за рубежом. Его издатель Георг Гирт стремился не только объединить баварских, немецких и австрийских архитекторов и художников, но и сотрудничал с русскими - Константином Сомовым, Иваном Билибиным, Львом Бакстом. Успех мюнхенского издания был столь велик; что по его образцу были созданы и «Мир искусства», и «Золотое руно».

Почему югендстиль получил развитие больше в Мюнхене, Дармштадте и Веймаре, но не в Берлине; какие проекты Петера Беренса, Рихарда Римершмидта, Пауля Бруно, Бернхарда Панкока, Германа Обриста и Отто Экмана вошли в сокровищницу европейского модерна; почему Франца фон Штука называли «королем художников»; почему типографский станок стал символом эпохи; как повлияла японская каллиграфия на формирование выразительного языка стиля; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

8. Карло Бугатти и либерти

Чтобы помочь посетителям английского модного магазина Liberty сориентироваться в запутанной планировке здания, в 1970 году был издан специальный буклет «Как не потеряться в «Либерти»!». Действительно, во все времена, начиная с его открытия в 1875 году, здесь было, на что посмотреть и где заблудиться! Особенных успехов достигло миланское отделение торгового дома «Либерти», и со временем целое направление в итальянском искусстве стало носить это имя.

Почему Карло Бугатти считали «восточным романтиком»; чем отличалась Международная выставка в Турина от европейских сессий; как улитки определили форму комнаты; какие принципы стали основополагающими при проектировании квартала Джино Коппеде; о чем мечтали Сегантини Джованни, Галилео Кини и Антонио Сант-Элиа, и в чем особенность «Новых устремлений»; - об этом мы поговорим на лекции.

9. Антонио Гауди и каталонский модерн

Произведения двух замечательных архитекторов — Луиса Доменека-и-Монтанера и Антонио Гауди-и-Корнета — удостоены чести быть в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас уже кажется странным, что вплоть до 1960-х годов в Европе, России и Америке мало кто уделял необходимое внимание этим мастерам, хотя Замок трех драконов, Дворец каталонской музыки, дом Лео Морена, парк Гуэля или Храм Святого семейства будили воображение местных художников.

Почему 1956 год стал переломным в оценке творчества Гауди; в чем выражается вернакулярность каталонского модерна; что придумал Жузеп-Мария Жужоль-и-Жиберт для парка Гуэля; в чем особенность каталонского символизма; что такое тренкадис; как дальше развивалась органическая архитектура и случится ли канонизация Гауди; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

10. Русский модерн: мир искусства

При всей определенности художественных тенденций искусство модерна не было монолитным, поиски шли в разных направлениях. Однако можно без особого труда составить перечень русских мастеров, творчество которых определило оригинальное здание этого стиля. Виктор Васнецов и Михаил Врубель, Михаил Нестеров и Виктор Борисов-Мусатов, Василий Поленов и Иван Билибин, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Федор Лидваль и Николай Васильев, Павел Овчинников и Иван Хлебников создали новый прекрасный, чарующий мир, в котором грань между высоким искусством и прозаичными бытовыми вещами были стерты.

В чем особенности эстетической программы «Мира искусства»; почему в Париже гремели «Русские сезоны» ; какие принципы определили работу мастерских в Абрамцево и Талашкино; почему на московскую «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля» приехали Йозеф Мария Ольбрих, Петер Беренс и Чарльз Макинтош; чем отличались орнаменты Прохоровской Трехгорной мануфактуры, и почему критики называли модерн «чухонским» ; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

11. Тиффани и американский модерн

Луис Тиффани получал заказы от нью-йоркского богача Генри Хэвемайера, промышленного магната Эндрю Карнеги, мультимиллионера Корнелиусу Вандербильта, писателя Марка Твена и американского президента Честера Алана Артура. Тиффани не только блистательно продолжил семейное дело, но и дал имя целому направлению, объединив вокруг себя талантливых архитекторов и художников, которые стремились выразить дух нового стиля.

О влиянии исламского искусства на американский модерн; об интерьерах Белого дома в Вашингтоне и стеклянной часовне в Чикаго; о цитадели Самуэля Клеменса в Хартворде; о работах Джона ла Фаржа и Огастеса Сент-Годенса; о Джорже Артуре Нэше и разработке стекла фавриль; об инновационном сплаве пчелиного воска и олова; о собственном доме Тиффани в Оустер-Бэй и отеле Four Seasons; об экспонатах Morse Gallery of Art и Chrysler Museum; о развитии компания Tiffany; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

12. Мода и ювелирное искусство модерна

Благодаря таланту блистательных художников – Анри Веве и Эжена Грассе, Жоржа Фуке и Альфонса Мухи, Люсьена Гайара и Рене Лалика, Люсьена Готре и Филиппа Вольферса, Карла Фаберже и Павла Овчинникова, Арчибальда Нокса и Ивана Чичелева, Луиса Масриера-и-Розеса и многих других, – ювелирное дело вышло на авансцену «высокого штиля». На рубеже XIX-XX вв. ювелиры смело экспериментировали с разными материалами. Опал и жемчуг, лунный камень и халцедон, турмалин и аметист, топаз и зеленый гранат, хризопраз и жемчуг приобрели столь же высокий статус, как и традиционные бриллианты, сапфиры и рубины. Появлялись новые технологии и возрождались старые техники – клуазоне, шамплеве, плик-а-жур, пат-де-вер, гильош. Всё это расширило диапазон выразительных средств стиля модерн и способствовало формированию новых ценностей.

Почему ботаника стала самой изучаемой областью в ювелирном искусстве; какие изменения в моде привели к возникновению новых типов украшений; кто научился культивировать жемчуг и выращивать искусственные рубины и сапфиры; как национальные традиции влияли на стилистику европейский ювелирных домов; какие полудрагоценные камни и необычные экзотические материалы (янтарь, панцирь черепахи, слоновая кость, малахит) использовали мастера модерна; какое значение имела Всемирная выставка в Париже 1900-го года в развитии ювелирного дела; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

13. Рене Лалик и Эмиль Галле: художественное стекло ар нуво

Стекло оказалось удивительно созвучно стилистике модерна. Качество этого материала  с его прозрачностью и текучей пластикой, с неисчерпаемой палитрой оттенков и  многообразием фактур позволяло расширить диапазон использования. Художники смело интегрировали его и в художественном оформлении интерьера, и в ювелирном искусстве. Многочисленные витражи придавали красочность архитектурным образам, а опаловое стекло заменило бриллианты.  

 

На лекции мы будет говорить не только об экспериментах и инновациях Рене Лалика и Луиса Тиффани, Эмиля Галле и братьев Дом, но и о работах Дезире Христиан, Эжена Кремере, братьев Мюллер,  компании Legras & Cie; какие существуют техники работы со стеклом - «лунный свет», мартеле и маркетри; как стеклянные предметы стали говорить на языке поэзии; об успешной маркетинговой политике бренда Daum и концепции «приглашенный мастер-художник»; как удалось совместить высокое искусство и требования рынка; в каких музеях можно увидеть самые большие коллекции художественного стекла etc.

 

 

 

Любая лекция может быть прочитана по запросу в удобное для Вас время и по предварительному согласованию с лектором. Минимальная стоимость индивидуального занятия от 3000 р.

Контакты для связи:
Елена Рубан
artdeconext@gmail.com

     

Лекция 2. Вилла Берта.  архитектор Гектор Гимар



  




Цикл лекций "Русский модерн" 

Возникнув в сложной исторической и культурной ситуации, русский модерн был призван решать проблемы и противоречия, пришедшего с началом XX века. Александр Бенуа писал: «Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... К “непризнанным” присоединились те из “признанных”, которым было не по себе в утвержденных группах. С нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Стремление к переосмыслению старых и открытию новых художественных форм и приемов, привело к созданию целостного мироощущения, в основе которого синтез различных видов искусства – от архитектуры до орнаментики. Более того, многие художники воспитывали в себе артистический универсализм.

Перечислить всех художников и графиков, архитекторов и скульпторов так или иначе связанных с этим стилем, сложно. Среди них не только признанные мастера В. Васнецов и М. Врубеля, М. Нестеров и А. Головин, В. Борисов-Мусатов и Е.Поленова, С. Малютин, и И. Билибин, К. Сомов и Л. Бакст, М. Добужинский и А. Бенуа, Ф. Шехтель и Л. Кекушев, Ф. Лидваль и Н. В. Васильев, Н. Ламанова и В. Серов, но и К.Коровин, В. Кандинский, Н.Рерих, М. Волошин, И. Левитан и К. Петров-Водкин etc. За недолгий срок существования - с 1890-х по 1910-е. - этот стиль навсегда или на время увлек многих. Об особенностях русского модерна, путях его развития, основных памятниках и произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства, - созданных не только столичными, но региональными художниками. – об этом и многом другом мы поговорим на лекциях.

Любая лекция может быть прочитана по запросу в удобное для Вас время и по предварительному согласованию с лектором. Минимальная стоимость индивидуального занятия от 3000 р.

Контакты для связи:
Елена Рубан
artdeconext@gmail.com
Курс состоит из 7 лекций, каждая из которых сопровождается мультимедийной презентацией:
  1. Архитектура московского модерна.

  2. Архитектура северного модерна.

  3. Архитектура русского модерна: от Пскова и Новгорода до Самары и Екатеринбурга.

  4. Абрамцево и Талашкино: возрождение традиций.

  5. «Мир Искусства»: мечты и живописные эксперименты.

  6. «Русские сезоны»: танец жизни.

  7. Мода и ювелирное искусство русского модерна.




Культурологическая площадка "Традиция и пост-модерн" 

  1. 20 января ср., 2016 г. - Цикл лекций "Традиция и пост-модерн" - Нарине Эйрамджянц. "Алфавит. Аварайр. Возрождение" Образы и символы фрески Григора Ханджяна
  2. 27 января ср., 2016г. - Цикл лекций "Традиция и пост-модерн". Лекция "Русское церковное искусство 18-19 веков. Проблемы изучения и сохранения." Литературная гостиная- 19.00
  3. 9 апреля сб., 2016. - Цикл лекций "Традиция и пост-модерн" - Нарине Эйрамджянц. "Все что оситалось от Весты"
  4. 27 апреля пт., 2016. - Цикл лекций "Традиция и пост-модерн" - "История Ритуала"
  5. 15 декабря чт., 19.00 ЦИКЛ «ТРАДИЦИЯ И ПОСТМОДЕРН». Лекция : "Традиции архитектурные и духовные в новаторском творчестве Константина Мельникова и Ивана Леонидова"




Поэтические вечера творчества Окро Окрояна 

IMG-20170411-WA0013

Дата 24 апреля 1915 г. - занимает особое место в истории армянского народа  В этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды видных деятелей армянской культуры. Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной-летом 1915 года оказался беспрецедентным по своей разрушительности (более миллиона жертв).

В апреле 2015 года Европарламент объявил 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида Армян в Османской империи.

С горькой и неизгладимой скорбью вспоминает об этом в своих произведениях поэт и прозаик армянского народа Окро Окроян. О трагической гибели великих деятелей нации во время Геноцида армян 1915 г.

Но откуда было знать этим невежественным племенам, что армянский народ и избранный им идеал – изначально бессмертны?!

Поэт, постоянно жаждущий возрождения своей Родины, утверждает о непоколебимой воле и праве армянского народа на вечную жизнь. Он называет талант манной небесной и верит, что наше спасение – результат Божественной любви и Милосердия, и все материальные и духовные благословения, которые мы когда-либо получали и получаем, исходят от Бога.

Армянский народ нельзя покорить – убивая лишь тело, его душу  и сознание невозможно уничтожить. Своей верой в Бога они  оправданы…

 IMG-20170411-WA0017

Не смотри так горестно – пусть армянин я, и по всей Земле

                                                                         разбросан  мой род,                                                                         

Но разбросанное соберется снова, и тому подтвержденье – всей жизни ход.

Есть цвет тишины, но есть и свинцовый цвет

                                                                      целиком отлитой строки,

Где горе земли и горе поэта в едином сплаве вечно близки.

Для Окрояна думы о Геноциде - не просто тема, а жизнь в молитве в своей келье 

 

Я не отступник, молиться хочу,- но молви, за что, Господь,

                                                                     ты досель караешь племя мое?

Почему, возмездия не боясь, убийца, как пес, рычит и плоть людскую грызет,

Почему молчаливы силы Добра,

                                        почему проклятье бездомности целый народ несет?

Я  ДОЛИНА  МЕЧТЫ  И  СПАСЕНИЯ.

 

Сегодня солнце в небе лихорадит, обнажены деревья, как рабы,

И люди молчаливы, и угрюмы, и сгорблены под тяжестью судьбы.

Бегут в ущельях воды ледяные и в них дрожат нагие облака,

Но смотрит тис армянский благородный на малодушье мира свысока.

И я с уныньем не привык мириться, мне странно, что бессильно день померк,

И я, как прежде, бодр, и улыбаюсь, и настроения толпы отверг.

Я знаю, что слова – плохая помощь, постыла всем словесная игра,

Пусть воздух весь заполнится словами  - не станет все же золотой гора.




Тренинги: КОНФЛИКТОЛОГИЯ 

Конфликт и его законы

Наш тренинг для всех тех, кто хочет научиться управлять конфликтами в различных сферах своей жизни – от личной до профессиональной. Для всех, кто часто провоцирует конфликты или оказывается в конфликтных ситуациях.  Для всех, кто не может ими управлять и часто не в состоянии противостоять чужой манипуляции. Для всех, кто постоянно подвергается стрессовой нагрузке и по роду деятельности должен уметь решать возникающие конфликты. 

Любая лекция может быть прочитана по запросу в удобное для Вас время и по предварительному согласованию с лектором. Минимальная стоимость индивидуального занятия от 3000 р.

Наши цели: 
• поделиться информацией о причинах и механизмах возникновения конфликта, 
• потренировать алгоритмы продуктивных действий в конфликтных ситуациях, 
• создать среду для исследования экологичных способов вхождения, нахождения, выхода после конфликтного взаимодействия,
• освоить технологические приемы и способы разрешения противоречий в личном и деловом общении,
• научить способам самовосстановления после конфликтного взаимодействия.
• освободиться от стереотипов поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях,
• осознанно выбрать стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации; 

Что мы будем делать:
• выявлять макропризнаки зарождения конфликтной ситуации.
• отрабатывать техники продуктивной обратной связи.
• определять и нейтрализовывать конфликтогены в своем и чужом поведении.
• восстанавливать чувство безопасности.
• укреплять чувство самоуважения.
• рассмотрим способы построения диалога.

В результате проделанной работы мы будем обладать:
• точным пониманием механизмов зарождения и развитие конфликтной ситуации.
• алгоритмами нейтрализации напряжения и продуктивного взаимодействия в конфликте.
• базовым умением противодействовать манипуляциям
• уважением к трансформирующей силе конфликта.

Методика: 
Основная образовательная часть в виде лекции с мультимедийоной презентацией и практические занятия, в том числе и помощью арт-терапевтических методик (маскотерапия).

Время проведения  – по субботам  с  12-00 до 15-00

Место проведения:  Музей Ар деко. Литературная гостиная "Серебрягый век" (помещение оборудовано системой кондиционирования и вентиляции).

Ведущие тренинга:
Инна Лобцова - коуч  (системный коучинг В-Соaсh2)
Елена Рубан -  арт-терапевт, коуч (системный коучинг В-Соaсh2)

Стоимость - 1500 р. 
Тренинги проводятся по набору в группу (не более 10 человек ), затем согласовывается окончательная дата проведения тренинга. Большая просьба записаться любым удобным образом. 

конфликт2




Мастер-класс. Коллаж в искусстве и арт-терапии 

Информационно-теоретический блок

  • понятие коллажа, его виды и стили
  • техника коллажирования и области применения в современном европейском и русском искусстве на примере работ Анри Матисса, Пабло Пикассо и Жоржа Брака,  Макса Эрнста и Александра Родченко, Аристарха Лентулова и Сергея Параджанова, Любови Поповой и Пэм Брукс Зонер etc.
  • коллаж в арт-терапии, особенности применения

Практический блок

Составление коллажа по уникальной или выбранной теме:  

  • Я: между образом и реальностью
  • Мои цели и мои мечты 
  • Мои роли в жизни
  • Я – профессионал
  • Я  глазами своих детей
  • Мои родители и я - родитель: сходства и различия
  • Счастливая жизнь
  • Свобода и ответственность
  •  Образы лидерства
  • Одиночество и дружба
  • Любовь и ее лики
  • Мужчина глазами женщин / Женщина глазами мужчин
  • Настоящий мужчина / настоящая женщина
  • Чувства и разум etc

Для освоения методики предоставляются необходимые для занятия материалы (бумага, клей, журналы, ножницы). Дополнительно можно принести природный или иной материал, с которым хотелось бы поработать (для примера, Пикассо использовал  газеты, ноты, коробки, ткани, нитки, дерево, металл).

Время и место проведения: суббота, 28 мая, 12-00 – 16-00, музей Ар деко, Лужнецкая наб., 2/4, стр. 4, м. Воробьевы горы.

Стоимость мастер-класса – 1000 р.

Ведущая: Елена Рубан, культуролог, арт-терапевт, коуч.

Предварительная запись обязательна – artdeconext@gmail.co

Проведение мастер-класса – по набору группы (в группе  - не более 10 человек). 




Цикл лекций «Джаз: диалог о свободе» 

1 лекция. Калейдоскоп истоков

На этой лекции мы исследуем, как «сплавлялись» истоки для рождения нового стиля; узнаем, почему родиной джаза считается Новый Орлеан; что отдали джазу спиричуэлы и госпелы, блюз и регтайм, духовые оркестры и театра Менестрелей; что такое креольская культура, и какое отношение она имеет к джазу. Являются ли синонимами слово «Джаз» и «Возбуждение»

 

2 лекция. Первые звезды джаза  
Мы познакомимся с творчеством Сиднея Бише, о котором известный швейцарский дирижер того времени Эрнст Ансерме писал: «В Southern Syncopated Orchestra есть выдающийся виртуоз - кларнетист, который, как мне кажется, первым среди негров сумел сыграть на кларнете превосходные блюзы... Я хочу, чтобы все запомнили имя этого гениального исполнителя, сам же я не забуду его никогда - его зовут Сидней Беше». А также узнаем о Джозефе Кинг Оливере, создателе King Oliver's Creole
Jazz Band, где начал свою карьеру Луи Амстронг и уделим внимание «наглецу и скандалисту» Джелли Ролл Мортону, одному из первых ярчайших джазовых пианистов, который доказывал, что именно он придумал «настоящий джаз».
 
3 лекция. Первый гений джаза – Луи Армстронг. 
Мы узнаем, как мальчик из негритянского гетто превратился в величайшего музыканта, и какую роль в этом сыграла колония для несовершеннолетних; будем вслушиваться в его исполнение и поймем, почему о его исполнении говорили, что «даже ангелы плакали».
 
4 лекция. Джаз продолжается: Бесси Смит, Бикс Байдерберг, Бени Гудман.
Стремительно развиваясь, он рождает новые интересные имена, новые звезды. Знакомство с творчеством этих музыкантов сможет расширить наш музыкальный кругозор. На лекции мы узнаем, почему Бесси Смит называли «поющая как Дьявол», как Бикс Байдерберг стал первым белым музыкантом, «играющий как черный» и послушаем Бени Гудмана, старательного музыканта, который оставил заметный след в истории Джаза.
 
5 лекция. Новый король Джаза – Дюк Эллингтон. 
Пианист, аранжировщик, дирижер, человек-оркестр, для которого каждый инструмент был «живым и неповторимым». Какое отношение к нему имеет «Музыка джунглей», зачем он проходил прослушивание в притоне гангстеров «Cotton Club», почему его считаю «отцом джазовой гармонии», а друзья прозвали «Герцогом». Все это мы узнаем на лекции.
6 лекция.  «Леди Джаза» - Элла Фицджеральд .

Элла Фицджеральд  не имела музыкального образования, работала смотрительницей в борделе, сбежала из приюта, в котором она оказалась после ранней смерти матери, научилась  петь по пластинкам Конни Босуэл. Решившись попытать счастье в любительском конкурсе, который проводил Ральф Купер в кинотеатре «Апполло», потеряла голос от волнения во время исполнения и, получив возможность начать сначала, спела так, что зал взорвался восторженными аплодисментами. После победы певица не получила обещанный ангажемент, три раза была отвергнутая лучшими оркестрами, как «долговязая, угловатая замарашка в мужских ботинках» и, при всем при этом,  стала Элла Фицджеральд обладала голосом огромного диапазона в 3 октавы, ее сопрано называли «экстатическим», от силы ее голоса, по словам очевидцев, лопались хрустальные бокалы. Певица записала 250 альбомов и около ста миллионов пластинок проданы во всем мире. Элла Фицджеральд сотрудничала со своими великими современниками – Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Фрэнком Синаторой, Бени Гудманом, – оставаясь при этом удивительно скромным, застенчивым человеком.
 
Лектор  - музыковед Инна Лобцова.