point +7(495) 639-94-92

Блог "ТРАДИЦИЯ И ПОСТМОДЕРН"

Календарь
Теги: Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции Космогонические образы градостроительной ситуации Москвы Понятийные контаминации в архитектурной терминологии Пространство и среда диалог традиций задачи пропорционирования законы священного искусства идеальная Москва квадратура круга меры и правила пропорционирования меры и правила храмостроения метод методы пропорционирования мистериальное пространство мистическая традиция в архитектуре наука архитектурного мышления небесные покровители архитектуры правила и каноны церковной архитектуры сакральное в архитектуре сакральное в современной архитектуре священные топонимы Москвы образы идеальной Москвы современный храм стиль теория города традиции и каноны архитектуры храма универсалии в архитектуре универсалии традиции храмостроения
Пространство и среда. Понятийные контаминации в архитектурной терминологии
Пространство и среда. Понятийные контаминации в архитектурной терминологии

©Маргарита Городова

Архитектор, кандидат искусствоведения, доцент

https://t.me/longa_architect

Ватикан. Космология

 

 

М.Н. Городова

M.N. Gorodova

Пространство и среда. Понятийные контаминации в архитектурной терминологии

Space and environment. Conceptual contamination in architectural terminology

Ключевые слова: пространство в архитектуре, архитектурная среда, смешения в архитектурных терминах, смыслы архитектурных терминов.

Keywords: space in architecture, architectural environment, mixtures in architectural terms, meanings of architectural terms.

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые размышления, касающиеся, без сомнения, одних из самых основных архитектурных терминов и смыслов, которыми зодчие пользуются в своей профессиональной практике – это пространство и среда. Особую остроту в необходимости определенной детерминации этих понятий привносит тот факт, что с возникновением внутреннего разделения между архитектурой и дизайном термины архитектурная среда, пространственные или средовые решения приобрели некоторую смысловую неконкретность и неопределенность значений. Внесения некоторых индивидуальных оттенков смыслов и уточняющих значений способствуют выявлению более общего или родового понятия каждого из названных терминов.

Abstract: The article discusses some reflections concerning, without a doubt, one of the most basic architectural terms and meanings that architects use in their professional practice – this is space and environment. The need for a certain determination of these concepts is particularly acute due to the fact that with the emergence of an internal division between architecture and design, the terms architectural environment, spatial or environmental solutions have acquired some semantic ambiguity and uncertainty of meanings. The introduction of some individual shades of meanings and clarifying meanings contribute to the identification of a more general or generic concept of each of these terms.

«In pricipio erat verbum» — «В начале было слово»

Евангелие от Иоанна 1:1

Архитектура и лингвистика, вне всякого сомнения, являются теми областями культуры, которые развиваются в неразрывной связке. Архитектурная лексика составляет самостоятельный сегмент в профессиональной и научной картине мира и представляет интерес как для лингвистов, так и для неспециалистов в филологической сфере. Кроме того, архитектура сама является субъектом коммуникации и носителем специальных значений и смыслов, обогащающих языковую картину человека. Архитектура образно воссоздаёт мир и противопоставляет эмпирическому бытию идеальную реальность, способствуя тем самым закреплению в человеческом сознании ценностных категорий как личностных, так и надындивидуальных [1]. Однако, зачастую могут возникнуть терминологические недоговоренности, вызывающие смысловые лакуны или своеобразные неполные понятийные определения, за которыми закрепляется некоторая двусмысленность толкований. Таким смысловым аберрациям неожиданно подверглись два основных термина в архитектуре и дизайне – пространство и среда.

Термин «Пространство» имеет множество значений в разных областях, ключевыми из которых определяется как неограниченная протяжённость во всех измерениях и направлениях. Значение слова «Пространство» по Ожегову: промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается. Заимствованное из старославянского языка слово, производное от «пространный» «широкий, просторный». Здесь приходят на память слова «страна, сторона», простирать, странствовать. В описаниях основания храмов, монастырей городов часто используется речевой оборот: ориентация по четырем «странам света», — что можно расценивать как широта, бескрайний и безграничный импульс, движение, направленное излучение. В физике и геометрии подобное описание потребует непременного наличия исходного пункта, источника, центра, «сердца», срединной точки, которая является причиной данного направленного излучения. И тогда мы подходим с следующему интересующему нас термину, а именно – «среда».

Пространство должно простираться от середины, средины, некоторого исходного пункта. Соответственно основой слова «среда – средина – середина» является основа или ядро «ср-». Переменная гласная в центе ядра «ср-» может быть разной, на нашем примере это буква «е». Таким образом, среда представляет собой собственно ограниченную зону, продуцирующую, иную или вторичную область, исходящую из точки.

 

Подробнее -----

 

0
64
Пространство и среда Понятийные контаминации в архитектурной терминологии
Наука «аналогия» как инструмент канонической культуры, или некоторые правила касающиеся пропорционирования храмового пространства
Наука «аналогия» как инструмент канонической культуры, или некоторые правила касающиеся пропорционирования храмового пространства

bc225de7f315904f6ee6fc1fc372daab

©Маргарита Городова

Архитектор, кандидат искусствоведения, доцент

https://t.me/longa_architect

 

 

 

Аналогия как универсальный язык интеллектуальной культуры в контексте средневекового сознания может быть рассмотрена как знание второго, глубинного плана, в то время как формат богословской мысли, предания, сказания можно рассматривать как официальный язык эпохи первого плана. Тексты естественнонаучного содержания в период средневековья вызывают порой смущения у современников и обвинения в ересях. Вспомним алхимические трактаты, которые воспринимались официальной церковной мыслью с большой осторожностью и опаской.

Настоящее время диаметрально противоположно по приоритетам, относительно средневекового сознания. Наука как интеллектуальная область бытования сознания – это официальный и узаконенный фундамент интеллектуальной сферы деятельности общества. Теперь это знание первого плана. Тогда как мир аллегории, символа, предания, притчи – теперь расценивается как знания второго плана.

Весьма красноречиво подтверждает этот тезис анализ числового и геометрического языка и воспроизведения мира в средневековой древнерусской архитектуре. Этот метод анализа основан на опыте применения архаичного закона аналогии, в рамках которого допустимы сравнения и параллели от геометрии форм к числу, от образа человека к образу храма, равно как от образа мира к образу человека. При развитии современной науки становится очевидным, что интеллектуальная матрица подобной интерполяции основана на естественных законах природы, универсальных в своих манифестациях.

 

Концептуальная основа сакрального пространства едина. Закон АНАЛОГИИ являлся универсальным принципом творческого делания архаичной и средневековой традиции.

Наука Аналогия своими законами дает допуски выстраивать последовательные смысловые цепочки, которые емко хранят информацию, как бы играя символами и знаками, образами и сюжетами. В результате многоуровневых смысловых схем, которые изобилуют в архаичной культуре, тексты всех наук и искусств в традиционных культурах содержат эзотерический и экзотерический уровень прочтения. Для современного сознания непросто было принять к сведению и признать эту тонкость исторического наследия, дальнейшей проблемой стало понять смыслы глубоких уровней. Определенный снобизм перед прошлым значительно оскопило на многие годы методы исторических наук. Тем не менее, теоретическая наука продолжает учитывать в своем арсенале эти традиционные интеллектуальные приемы.

Первые персонифицированные персонажи архаичной традиции, которые стали вехами для ветхозаветной и христианской храмовой традиции – это Кентавр Хирон; Мастер-архитектор Иерусалимского храма Хирам Абиф; кентавр Китоврас из древнерусской легенды, который учил Соломона строить храм, легендарный строитель Храма Солнца.

Подробнее---

Хирон и Ахил

0
76
мистическая традиция в архитектуре небесные покровители архитектуры
Диалог понятий «стиль» и «метод» в современной архитектуре
Диалог понятий «стиль» и «метод» в современной архитектуре

©Малышкин Илья

 

В эпоху глобализации и цифровых технологий архитектура балансирует между наследием прошлого и инновациями будущего. Однако, чтобы осознанно двигаться вперёд, необходимо чётко различать понятия, формирующие её язык: «стиль», «метод» и «работа в стилях». Путаница между ними приводит к поверхностным копированиям или утрате глубины проектирования. Эта тема важна, потому что за каждым термином стоит уникальный пласт архитектурной практики: стиль отражает дух времени, метод — интеллектуальный каркас творчества, а работа в стилях — диалог с историей, чреватый риском имитации. Как эти категории взаимодействуют и почему их разделение критично для понимания сути архитектуры?

Стиль - культурный код эпохи

Рис.1

Стиль в архитектуре — не просто набор форм и деталей, а зеркало эпохи, отражающее её социальные, технологические и философские черты. В книге «Стиль и эпоха» (1924) Моисей Гинзбург говорит о том что подлинный стиль рождается не из эстетических предпочтений, а из диалога с материальными и идеологическими условиями времени. 

Подробнее---

 

0
76
метод стиль диалог традиций
"Да сотвориши все по образу" или новые смыслы архитектуры современного храма
"Да сотвориши все по образу"  или новые смыслы архитектуры современного храма

 

©М. Н. Городова

Архитектор, кандидат искусствоведения, доцент

https://t.me/longa_architect

Современная отечественная архитектура, наконец, обрела полноту и целостность своей миссии относительно того времени, когда храмостроение как область деятельности было невозможно для русского зодчего. Сегодня оно вновь вернулось в практику современного архитектора. И почти, казалось бы, утраченные тайны самого главного мастерства архитектора – знание и умение строить храмы, наконец, начали возвращаться в обиход жизни из области теорий и истории. Несмотря на попытки ученых-теоретиков сохранить преемственную цепь национальной традиции, практикующий архитектор, тем не менее, в своей деятельности остался один на один с непростой задачей: быстро и искусно вернуть забытую науку храмостроения, наиболее благородную и духовную из всех таинств архитектурного делания. Возродить «из пепла истории» храмостроение довелось нашим современникам, которые были воспитаны на руинах великой православной традиции, и зачастую, только профессионализм и интуиция могли быть тем вектором, который вел их в поиске образа. И так неспешно и деликатно, вспоминая первообразы и шедевры древнерусской архитектуры, двигаются храмостроители по пути обретения нового облика храма.

(Илл. церковь Георгия Победоносца в Нахабино. Арх. Городов Кирилл и Пряничников Георгий)

Фото ц. Георгия 4

Подробнее----

 

0
75
современный храм традиции и каноны архитектуры храма
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции

Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

https://t.me/longa_architect

 

На данный момент существует множество вариантов реконструкций Иерусалимского храма. При всем разнообразии они объединены единой концепцией «главного храма», который становится центром духовной жизни. Одним из исследователей, совершивших попытку реконструировать Иерусалимский Храм, был сэр Исаак Ньютон. По его словам, «Иерусалимский храм самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своем труде «Хронология Древних Царств» Ньютон посвящает главу описанию устройства Храма Соломона. В реконструкциях Иерусалимского храма явным образом выступает четкая геометрическая схема последовательно вписанных друг в друга концентрических квадратов - подобие священной ограды, замыкающей священный центр. Данная пространственная структура будет нами рассматриваться как комплекс.

Храм Соломона Исаака Ньютона

Далее----

0
332
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
Семантика Небесного Иерусалима в градостроительной концепции современной Москвы
Семантика Небесного Иерусалима в градостроительной  концепции современной Москвы

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

https://t.me/longa_architect

 

Аннотация: Топография современной Москвы продолжает воспроизводить традиционную средневековую градостроительную структуру в смысле ее соответствия архетипам идеального Небесного Иерусалима. Интегрированный в данном теоретическом изложении метод идеальных аналогий дает возможность интерпретировать рациональные знания о городе в точки зрения универсальных обобщений культурной традиции.

Ключевые слова: Небесный город, семиотика города, идеологемы Москвы, парадигмы архитектуры, теория пропорций, интеграция тамплиерской философии

Почему мы ищем новые смыслы в старых мифах и преданиях? На наш взгляд, в этом состоит смысл связи времен и поколений. Аллегории и иносказания многозначны и вневременны. Зачастую, всматриваясь в намеки священных преданий, мы угадываем такие глубинные знания, которые современная наука еще только лишь гадательно познает, приближаясь с тем тайнам, о которых повествовали священные тексты.

Пространство города мы можем рассматривать на подобие развития и роста живого макроорганизма, в котором пространственно-временные измерения допустимо фиксировать, используя изотопные свойства пространства и времени, при котором единство метрических и топологических свойств сохраняется, если принимается во внимание четвертое топологическое свойство жизни пространства – это время. Таким образом, мы можем расширить описание и осмысление сложных многозначных систем, каким является город, приравнивая параметры пространства, времени, вибрационные колебания звука и угловые величины фигур. И это станет наглядным методом работы архаичной мировоззренческой модели, называемой «законом аналогии». Пусть опорой в этом станет интуитивное прозрение М. Элиаде о том, что «священное пространство, воспроизводит мифическое время» [8, c. 253], давая нам повод понимать эту аналогию как «пространственно-временное подобие».

Данная теоретическая модель создает дополненную теоретико-мифологическую конструкцию, которая отчасти близка известной в науке теории четырехмерной псевдоевклидовой сигнатуре пространства-времени Минковского, который усматривал определенную векторную связь между пространственными расстояниями и промежутками времени.

Осознание сакральной роли Москвы позволяет нам обосновать «силы города» наличием священных модулей [2, c. 24], окружающих центр Москвы по каноничным схемам, транслирующим в буквальном смысле «небесные» модели построения пространства. По мнению М. Элиаде, градообразующей сакральная идея городских территорий представляет мощную защитную инфраструктуры города, основы которой коренятся в религиозном сознании и метафизических законах мироустроения. «Что бы из себя ни представляли эти священные пространства, у них есть одна общая черта — четкие границы, внутри которых можно соприкоснуться (хотя и во множестве различных форм) со священным» [3, c. 253]. Вполне возможно, что мифологические знания, используемые в организации священного пространства основаны на высшей астрономической науке.

Москва – это одновременно Град Небесный, Иерусалим Новый. Эти символы удивительным образом существуют рядом. Почему Москве суждено соединить их в себе? Возможно, это участь всех священных столиц, когда- либо существовавших, соединять в себе все самые высокие надежды и стремления созидающего человечества. Историческая святыня Иерусалима и архетип Небесного Города [2, c. 46], лежащего в основе городского пространства дает основания считать эти структурно-планировочные предпосылки главным критерием, определяющим статус сакральности и каноничности города.

Итак, мы погружаемся в область мифического, когда применяем такой синтетический метод осмысления пространства города, в котором пространственно-временная константа привязана к реальным моделям временного континуума, исчисляемого принятыми в астрономии мерами, в данном случае это сарос. Из определения известно, что «Са́рос (греч. σάρος) или дракони́ческий пери́од — интервал времени, состоящий из 223 синодических месяцев (в среднем приблизительно 6585,3211 суток или 18,03 тропического года), по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке)». Если рассмотреть значения слова «сарос», то можно выявить ряд родственных значений. А именно, «сарос» это знак времени, «цикл», окружность.

 «Метр и локоть – это меры земные и человеческие, метр – мера, привязанная к земле, ее природным параметрам. Но Земля представляет в космическом аспекте небесное тело, поэтому прообраз проекций земных мер пребывает на небе. Именно поэтому небесные пропорции приемлемы для земных измерений [5, c. 126]. Мы предлагаем вернуться в двойную систему мер, в соответствии с которой применяли гражданскую систему для строительных нужд и священную – для теоретических (жреческих) расчетов. Тогда локоть, к тому же «царский», традиционно считается мерой священной. А что представляет собой гражданская, а именно – астрономическая мера? Астрономической мерой будем считать привычный метр, который, как известно соотносится с экватором, а значит и со всей небесной, планетарной и звездной системой. Можно пользоваться любыми мерами, главное – выявить аналогию между метром и астрономическим «небесным локтем», между метром (сорокамиллионная часть экватора) и «небесным локтем» (три временных Сароса) существует метафизическая связь.

Меру времени – сарос мы будем рассматривать как аналог мерам длины. Ритмы развития пространства во времени, например, пространство города, можно исчислять в пространственно-временном эквиваленте, выраженном через отношение единицы времени к расстоянию, а именно в нашем случае, сароса к метру. Происхождение древних мер – буквально, небесное. Их применяли и для явных измерений, и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного. Таким образом, нашему взору предстает физическая модель, дополняющая пространство равномерным временным измерением и создающая теоретико-символическую конструкцию, способную в полноте отразить метафизические понятия священного языка. В теоретической физике концепция пространства-времени объединяет пространство и время в одну абстрактную Вселенную. И очень близко подходит к определению нашего термина «пространственно-временное подобие».

Далее--

 

0
556
теория города идеальная Москва
Сакральное в архитектуре
Сакральное в архитектуре

 

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

https://t.me/longa_architect

 

 

Сакральное в архитектуре

The sacred in architecture

 

 

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы теории искусства архитектуры, касающиеся канонов пропорций храмостоения, а также полемика между понятиями стиля и канона, определение директории смыслов и значений каждого из которых будет способствовать перспективе рождения нового образа храма в современной культуре.

Abstract: The article deals with topical issues of the theory of the art of architecture concerning the canons of the proportions of the church building, as well as the controversy between the concepts of style and canon, the definition of the directory of meanings and meanings of each of which will contribute to the prospect of the birth of a new image of the temple in modern culture.

Ключевые слова: проблемы канона в храмостроении, геометрия, сакральное в архитектуре, стилеобразование, философия

Keywords: canon problems in church building, geometry, sacred in architecture, style formation, philosophy

 

Некоторые идеи религиозной архитектуры, заложенные еще в Иерусалимском храме как прототипе в христианской традиции, обнаруживают связь между функциональным устройством современных храмовых комплексов ХХ-ХХI века с Иерусалимским храмом. Облик храма навсегда призван быть тем вместилищем универсального духа Вечности, который наделяет искусство храмостроения этой «вертикальной» устремленностью сакрального пространства. Таинство его выстраивания, определено с первых шагов основания церковного объекта, это есть священное правило «творить во-образ», закрепленное традицией, изначально существовавшее в храмостроении и градостроительстве. В современной архитектуре ветхозаветная рефлексия наиболее широко раскрывается через традиционную систему пропорций и принцип аналогии, что, в числе прочего, обнаруживается в качестве одной из программных идей Иерусалимского Первохрама. Следующим вечным образцом для церковной православной традиции является образ Цареградской Софии, Киевской Десятинной Церкви, Успенской церкви Киево-Печерской Лавры и Софии Новгородской. Киево-Печерское предание повествует о мере церкви, которую должно было размерить Успенскую церковь. И мера эта – это мера Богородицына «пространственного креста», который осеняется с тех пор все русское храмостроение, это 20 мер в ширину, 30 мер в длину и высоту стены, 50 мер в полную высоту церкви. Первообразец, освященный господним благословением был положен этим «пространственным крестом» Киево-Печерского канона.

Далее--

30.

Иллюстрация из книги ©М.Н. Городовой "Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма"

0
394
сакральное в архитектуре
Московский Кремль – архетипическая модель священного центра
Московский Кремль – архетипическая модель священного центра

 

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

https://t.me/longa_architect

«Начинается земля, как известно, от Кремля!»…

Значительный вклад в разработку понятий сакрального центра внесла философия религии и религиоведение в целом. Среди широкого круга работ, посвященных данной тематике, можно отметить труды Рене Генона «Символизм креста», Юлиуса Эволы, Мирчи Элиаде «Священное и мирское», «Очерки сравнительного религиоведения». В работах этих ученых исследуется, с одной стороны, принципиальное различие священного и мирского, а с другой стороны, превращения человека и общества в целом, из естественной реальности в реальность сверхъестественную, путем приобщения к сакральному через религиозный опыт и через опыт организации сакральных пространств. Нельзя умолчать опыт исследовательских достижений в этой области среди отечественных архитектуроведов. Это труды Кудрявцева М. П. «Москва Третий Рим» и Мокеева Г. Я. «Загадочная Московь», «Русская цивилизация в памятниках градостроительства», методика которых основана на приоритете концепта сакрального архетипа в реконструкции знаний о русском городе в целом. Именно эти сентенции через язык творческой идеографии позволяют достичь понимания иконографии городской среды современным сознанием и донести это понимание до сознания современников. Иными словами, применение идеографического языка в научных изысканиях представляет собой реактуализацию архаичного опыта трансляции сакральных истин посредством знака и символа, что является неотъемлемым дидактическим средством в науке «неподобных подобий» - аналогии.

Далее--

0
441
священные топонимы Москвы образы идеальной Москвы
Язык традиции культовой архитектуры
Язык традиции культовой архитектуры

 

ЯЗЫК ТРАДИЦИИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

https://t.me/longa_architect

Аннотация:

Облик современного храма не может отражать исключительно «инновационный» дух смятенной эпохи наших дней, но должен быть тем вместилищем универсального духа Вечности, который наделяет искусство храмостроения этой «вертикальной» устремленностью сакрального пространства. Таинство его выстраивания, определяемое с первых шагов основания церковного объекта, это священное правило «творить во-образ», закрепленное традицией, изначально существовавшее не только для культовых сооружений и городов, но и для жилых пространств.

Ключевые слова: правила и каноны церковной архитектуры, задачи пропорционирования, методы пропорционирования, универсалии традиции храмостроения, меры и правила храмостроения.

 

 

©M. Gorodova

PhD of art history

 

THE LANGUAGE OF THE TRADITION OF CULT ARCHITECTURE

Annotation:

The appearance of a modern temple cannot reflect exclusively the "innovative" spirit of the troubled era of our days, but must be the receptacle of the universal spirit of Eternity, which gives the art of temple construction this "vertical" aspiration of sacred space. The sacrament of its construction, determined from the first steps of the Foundation of the Church object, is a sacred rule" to create in the image", fixed by tradition, originally existing not only for religious buildings and cities, but also for residential spaces.

Keywords: rules and canons of Church architecture, problems of proportionation, methods of proportionation, universals of the tradition of Church building, measures and rules of Church building. Далее--

 

 

0
505
задачи пропорционирования меры и правила храмостроения методы пропорционирования универсалии традиции храмостроения правила и каноны церковной архитектуры