point +7(495) 639-94-92

Конкурс архитектурных идей «Архитектура деконструктивизма: pro et contra»

Конкурс идей "Архитектура деконструктивизма: pro et contra"
Конкурс идей "Архитектура деконструктивизма: pro et contra"

Деконструктивизм - архитектура разрушения стандартов.
Название стиля буквально переводится как разрушение, деформация готового сооружения. Не важно в ходе постройки или после реконструкции. Деконструктивизм не символ протеста против канонов архитектуры или общественных настроений. Он продолжает существующие стили, позволяя взглянуть на них по-новому.
Деконструктивизм чаще называют отрицанием законов архитектуры чем ее развитием. В новой постройке могут отсутствовать окна или стены, а иногда кажется, что здание вот-вот рухнет. Но архитекторы стиля отталкиваются от привычных понятий модерна и конструктивизма намеренно искажая их. По итогу получая уникальную постройку.
Архитектура деконструктивизма будто порождает самостоятельные здания, живущие отдельно от людей. А дизайнерские идеи реализуют самые смелые вариации, контрастирующие между собой или с окружающим ландшафтом. 

В конкурсе принимают участие студенты бакалавриата 4 курса  МАРХИ (Государственной Академии). Рук. проекта кандидат искусствоведения, доцент Городова М.Н.

Сов.арх клаузура 3

Минаева Арина. Городская аномалия: Деконструктивизм в классическом контексте
Минаева Арина. Городская аномалия: Деконструктивизм в классическом контексте

Минаева Арина 4к.6гр._клаузура

 

Городская аномалия: Деконструктивизм в классическом контексте

Этот проект показывает, как деконструктивизм меняет представление об архитектуре. Мы видим здесь не просто нарушение традиционных правил, а переосмысление формы и пространства. Искажение фасадов создаёт эффект движения, словно здание не застывший объект, а живой организм, взаимодействующий с городом. Оно не вписывается в историческую застройку, но и не спорит с ней — наоборот, его криволинейные формы подчёркивают строгость соседних зданий, заставляя нас взглянуть на привычную среду по-новому.

Важным элементом является трансформация формы. От простой геометрии к сложному, динамичному силуэту — этот процесс показан в верхней части композиции. Мы видим, как статичное здание становится подвижным, как архитектура может быть не просто набором конструктивных решений, а настоящим искусством, способным вызывать эмоции.

Танцующий дом — это не просто экстравагантная архитектурная забава. Это пример того, как можно работать с контекстом, не подчиняясь ему, но и не разрушая. Это символ современного города, где традиция и авангард могут сосуществовать, создавая новые смысловые и пространственные связи.

 

Микаэлян Варвара. Деконструктивизм: вдохновляет или отталкивает?
Микаэлян Варвара. Деконструктивизм: вдохновляет или отталкивает?

Микаэлян Варвара 4к.6гр._клаузура

 

 

Деконструктивизм. Вдохновляет или отталкивает.

Деконструктивизм — это архитектурный стиль, который характеризуется разрушением традиционных форм, геометрией, асимметрией и деформациями привычных элементов архитектуры. Этот стиль вызвал много споров среди критиков, архитекторов и простых людей. Сложные структуры, ломаные формы, смелые силуэты - ключевые
слова.

Многие утверждают, что деконструктивные здания неудобны для повседневной жизни, они перегружены сложностью и выглядят излишне вычурным. Такие здания могут диссонировать с окружающей средой, плохо вписываться в город.

Однако есть и другой взгляд. Это направление заставляет переосмыслить роль архитектуры в обществе и её влияние на восприятие пространства. Деконструктивизм открывает новые «грани», инновационность. Появляется возможность экспериментировать и создавать уникальные здания, отражающие индивидуальность автора. Это поиск нового, развитие свежих идей. Это своеобразная головоломка – создание сложной формы, которая сможет «освежить» городскую среду.

Уникальность заключается в способности нарушать устоявшиеся нормы и предлагать новое видение архитектуры, которое было уместным по всем аспектам, которое было бы актуальным.

 

 

Гайдей Дарья. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Гайдей Дарья. Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Гайдей 700 на 500

 

Деконструктивизм — одно из самых ярких и провокационных направлений в архитектуре конца XX – начала XXI века. Это стиль, который отвергает традиционные представления о гармонии, симметрии и порядке, стремясь к созданию форм, вызывающих эмоциональный отклик и провоцирующих на размышления. Архитектура деконструктивизма стремится разрушить привычные представления о пространстве и структуре, создавая здания, которые поражают своей необычностью и оригинальностью. Среди выдающихся представителей этого направления — Даниэль Либескинд и Фрэнк Гери, чьи работы стали настоящими символами современного архитектурного авангарда.  

Положительные стороны деконструктивизма  

  1. Смелость и оригинальность форм  

Деконструктивизм разрушает привычные архитектурные каноны, открывая пространство для экспериментов и инноваций. Здания в этом стиле отличаются сложными, порой хаотичными формами, которые нарушают традиционные геометрические схемы. Это делает архитектуру уникальной, запоминающейся и по-настоящему авангардной.  

  1. Эмоциональность и глубина восприятия  

Архитектура деконструктивизма призвана вызывать у зрителя сильные эмоции. Такие здания не просто функциональны — они становятся объектами искусства, которые воздействуют на восприятие и заставляют задуматься. В этом проявляется особая сила архитектуры, как формы культурного и философского выражения.  

  1. Свобода самовыражения  

Деконструктивизм предоставляет архитекторам максимальную свободу в реализации творческих идей. В этом стиле нет жестких правил, а значит, каждый проект становится индивидуальным и неповторимым. Это делает деконструктивизм олицетворением свободы и новаторства.  

  1. Влияние на развитие современной архитектуры  

Даниэль Либескинд и Фрэнк Гери — яркие примеры того, как идеи деконструктивизма могут воплощаться в значимые архитектурные произведения. Их работы становятся символами современных городов и источниками вдохновения для новых поколений архитекторов.  

Либескинд, например, в своих проектах стремится передать глубокий смысл и эмоции. Его знаменитый *Еврейский музей* в Берлине — это не просто здание, а пространственный рассказ о трагедии и надежде, о культурной памяти и истории. Необычная геометрия, разорванные линии и острые углы создают ощущение фрагментарности, символизируя разорванную судьбу еврейского народа.  

Фрэнк Гери, в свою очередь, известен своими скульптурными и динамичными формами. Его *музей Гуггенхайма* в Бильбао — яркое тому подтверждение. Этот шедевр архитектуры стал символом возрождения города и примером того, как современная архитектура может изменить облик и судьбу целого региона. Нестандартные формы, текучие линии и использование металлических материалов создают ощущение движения и легкости, нарушая привычное восприятие архитектурного пространства.  

Критика деконструктивизма  

Однако, несмотря на свои достоинства, деконструктивизм вызывает и критику. Некоторые считают, что чрезмерная сложность форм и нарушение традиционных принципов могут создавать ощущение хаоса и беспорядка. Такое архитектурное пространство не всегда комфортно для восприятия и может вызывать ощущение отчуждённости.  

Кроме того, критики отмечают, что сложность форм и конструкций приводит к увеличению стоимости строительства и затрудняет эксплуатацию зданий. Иногда в погоне за оригинальностью архитекторы жертвуют функциональностью и удобством.  

Несмотря на критику, деконструктивизм стал важной вехой в развитии мировой архитектуры. Его идеи вдохновляют на поиски новых форм и смыслов, разрушая стереотипы и открывая новые горизонты для архитектурного творчества. Работы Даниэля Либескинда и Фрэнка Гери демонстрируют, как деконструктивизм может сочетать в себе глубину, оригинальность и эмоциональную выразительность. Их здания становятся не просто объектами, а настоящими символами времени, воплощающими дух свободы, креативности и бесконечных возможностей архитектурного искусства.

Таким образом, деконструктивизм — это не просто стиль, а философия поиска, эксперимента и смелого самовыражения. И именно в этом заключается его особая ценность и привлекательность в мире современной архитектуры.

 

Залялеева Камиля. Деконструктивизм: Когда эмоции становятся слишком интенсивными
Залялеева Камиля. Деконструктивизм: Когда эмоции становятся слишком интенсивными

Залялеева_Камиля_4к.6гр.

 

Деконструктивизм: когда эмоции становятся слишком интенсивными.

Работа посвящена исследованию роли деконструктивизма в архитектуре и его влияния на эмоциональное и психологическое состояние человека. Основной акцент сделан на том, как архитектура, стремясь вызвать сильные эмоции, может переходить границы комфорта, создавая пространства, которые перегружают зрителя как физически, так и эмоционально. 

В работе поднимается важный вопрос о балансе между провокационностью и функциональностью: может ли архитектура быть одновременно эстетически выразительной и удобной для использования?

Деконструктивизм, как стиль, часто стремится к созданию мощных визуальных и эмоциональных эффектов, но при этом может игнорировать потребности человека в комфорте и удобстве. Это ставит под сомнение границы между искусством и функциональностью, заставляя задуматься о том, как архитектура может влиять на наше восприятие и самочувствие.

 

Черепенникова Екатерина. Хаос или "случайное" формообразование?
Черепенникова Екатерина. Хаос или "случайное" формообразование?

Черепенникова_Екатерина_4к.6гр.

 

Хаос или случайное формообразование.

Это стало наиболее четкой формулировкой для описания моего восприятия архитектуры стиля деконструктивизм.

Каждый элемент в такой архитектуре, часто, можно воспринимать как самостоятельный. И, соответственно, здание целиком — это некая композиция. Но остаётся много вопросов. Почему же являясь собранными композициями их бывает тяжело воспринимать? И почему здание как будто бросает зрителю вызов?

Как пример классической композиции я прикладываю верхние 2 строки изображений.

И противопоставляю их образу зданий деконтруктивизма, которые показаны через отпечатки их окон. А они, в свою очередь, отображают всю хаотичность стиля, и невозможность прочесть форму.

Именно так я пришла к достаточно простому выводу. 

В деконструктивизме не соблюдаются привычные для восприятия основы гармонии композиции.

А именно:

Часто отсутствует доминанта.

Нет трехразмерности.

И главное - отсутствие метра и ритма.

 

Степнова Мария. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Степнова Мария. Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Степнова_Мария_4к.6гр._клаузура

 

Стиль деконструктивизма сформировался в конце 1980-х годов XX века как одно из направлений архитектурного авангарда. Его ключевые характеристики включают:

1. Асимметрию — отказ от традиционных принципов симметрии, что создает визуальную динамику и нарушает привычные представления о гармонии.

2. Нарочито сложные и ломаные формы — использование геометрически сложных структур, которые создают впечатление деформации и разрушения традиционных архитектурных объемов.

3. Фрагментацию — здания, выполненные в этом стиле, визуально воспринимаются как состоящие из отдельных, не связанных между собой элементов, что подчеркивает идею распада целостности.

Для многих людей деконструктивизм может казаться эстетически непривлекательным, что, вероятно, связано с его радикальным отходом от привычных архитектурных норм. Во-первых, деконструктивизм бросает вызов многовековым канонам архитектуры, таким как симметрия и пропорциональность, которые традиционно ассоциируются с красотой и гармонией. Во-вторых, сложные и ломаные формы вызывают у зрителя вопросы о конструктивной устойчивости здания, что может порождать ощущение ненадежности и, как следствие, негативную эмоциональную реакцию. В-третьих, деконструктивистские постройки часто контрастируют с окружающей застройкой города, нарушая его целостность, что также вызывает визуальный дискомфорт.

Тем не менее, несмотря на распространенное мнение о деконструктивизме как о стиле, вызывающем отторжение, существует  аудитория, которая ценит его за оригинальность, смелость и динамичность. Для таких людей деконструктивизм представляет собой выражение свободы творчества и выхода за рамки традиционных ограничений, что делает его уникальным явлением в современной архитектуре.

 

Смолянинова Ксения. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Смолянинова Ксения. Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Смолянинова_Ксения_4к_6гр

 

Деконструктивизм – это стиль, который стимулирует мышление, впечатляет и провоцирует, но при этом может создавать дискомфорт, тревожность и сложности в использовании. Он отлично работает в музеях, театрах и культурных объектах, но не всегда подходит для жилых и общественных пространств.

В своей работе я хотела показать двойственность деконструктивизма, который сочетает в себе динамику, свободу форм и эмоциональную выразительность с вызовом тревожности, сложностью навигации и визуальной перегрузкой.

Композиция построена на контрасте: с одной стороны — экспрессивность и инновации, с другой — ощущение хаоса и нестабильности. 

 

Синельникова Варвара. Деконструктивизм - смелость и вызов!
Синельникова Варвара. Деконструктивизм - смелость и вызов!

Синельникова_Варвара_4к.6гр.

 

Для меня было важно показать как деконструктивизм разрывает привычные для нас шаблоны. Для этого за пример была взята ситуация около ГУМа, визитной карточки Москвы. 

В скором времени даже историческая территория подвергнется изменению визуального сценария. Деконструктивизм может помочь в развитии новых форм и поиске первых выразительных концепций. 

Обратимся к клаузуре. Вызов - совместить активные резкие формы деконструктивизма с регулярными ритмическими изразцами памятника архитектуры. На заднем фоне виднеется эксперимент с узнаваемой формой Останкинской башни. Даже в искривленной форме читаются характерные элементы башни. Видовой сценарий с точки зрителя кардинально поменялся. На этой основе мы можем сделать выводы о лучшем акцентном расположении будущих зданий и их форме. 

На мой взгляд идеи деконструктивизма играют важную роль в создании новой формы и выразительной концепции, но применимы, в большинстве своем, в бумажной архитектуре.
А далее эта идея должна вписаться в контекст, бюджет и вкусы заказчика.

Пшениснова Софья и Ростовская Елизавета. Архитектура деконструктивизма: за и против
Пшениснова Софья и Ростовская Елизавета. Архитектура деконструктивизма: за и против

Ростовская_Елизавета_и_Пшениснова_Софья_4к.6гр.

Деконструктивизм — это архитектурное направление, возникшее в конце XX века, характеризующееся разрывом с традиционными формами и структурными принципами. Мы выделили следующие тезисы за "за" и "против" деконструктивизма, а также рассмотрели на примере существующих зданий это направление.

За деконструктивизм: 

1. Индивидуальность и оригинальность: Деконструктивизм позволяет архитекторам выражать свою индивидуальность и креативность, создавая уникальные и запоминающиеся здания.

 2. Нарушение традиций: Это направление бросает вызов традиционным архитектурным формам и нормам, что может привести к новым идеям и концепциям в архитектуре. 

3. Гибкость форм: Деконструктивистские здания часто имеют нестандартные формы и конфигурации, что позволяет лучше адаптироваться к контексту и окружающей среде. 4. Эстетическая выразительность: Использование неожиданных материалов и форм создает визуально захватывающие пространства, которые могут вызвать сильные эмоциональные реакции. 

5. Социальный комментарий: Многие деконструктивистские проекты могут служить критикой социальных, культурных или политических аспектов современного общества.

Против деконструктивизма: 

1. Сложность восприятия: Нестандартные формы и структуры могут быть трудны для восприятия обычными людьми, что иногда приводит к чувству дискомфорта или недопонимания. 

2. Функциональность: Некоторые критики утверждают, что деконструктивистские здания могут страдать от недостатка функциональности и удобства для пользователей. 

3. Экономические затраты: Проектирование и строительство деконструктивистских зданий часто требуют значительных финансовых вложений из-за сложных форм и технологий. 

4. Отсутствие гармонии: Некоторые считают, что деконструктивизм может приводить к созданию зданий, которые не вписываются в окружающий ландшафт или контекст. 

5. Краткосрочность моды: Деконструктивизм может восприниматься как временное явление или мода, что вызывает опасения по поводу долговечности таких построек. 

Мы считаем, что нельзя однозначно отнести здание только к положительным или отрицательным сторонам деконструктивизма. Каждый в этом направлении видит что-то свое, что и продолжает вызывать интерес и споры в архитектурном сообществе.