point +7(495) 639-94-92

Блог "ТРАДИЦИЯ И ПОСТМОДЕРН"

Календарь
Теги: Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции Космогонические образы градостроительной ситуации Москвы задачи пропорционирования законы священного искусства идеальная Москва квадратура круга меры и правила пропорционирования меры и правила храмостроения методы пропорционирования мистериальное пространство наука архитектурного мышления правила и каноны церковной архитектуры сакральное в архитектуре сакральное в современной архитектуре священные топонимы Москвы образы идеальной Москвы теория города универсалии в архитектуре универсалии традиции храмостроения
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции

Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

 

На данный момент существует множество вариантов реконструкций Иерусалимского храма. При всем разнообразии они объединены единой концепцией «главного храма», который становится центром духовной жизни. Одним из исследователей, совершивших попытку реконструировать Иерусалимский Храм, был сэр Исаак Ньютон. По его словам, «Иерусалимский храм самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своем труде «Хронология Древних Царств» Ньютон посвящает главу описанию устройства Храма Соломона. В реконструкциях Иерусалимского храма явным образом выступает четкая геометрическая схема последовательно вписанных друг в друга концентрических квадратов - подобие священной ограды, замыкающей священный центр. Данная пространственная структура будет нами рассматриваться как комплекс.

Храм Соломона Исаака Ньютона

Далее----

0
178
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
Семантика Небесного Иерусалима в градостроительной концепции современной Москвы
Семантика Небесного Иерусалима в градостроительной  концепции современной Москвы

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

 

Аннотация: Топография современной Москвы продолжает воспроизводить традиционную средневековую градостроительную структуру в смысле ее соответствия архетипам идеального Небесного Иерусалима. Интегрированный в данном теоретическом изложении метод идеальных аналогий дает возможность интерпретировать рациональные знания о городе в точки зрения универсальных обобщений культурной традиции.

Ключевые слова: Небесный город, семиотика города, идеологемы Москвы, парадигмы архитектуры, теория пропорций, интеграция тамплиерской философии

Почему мы ищем новые смыслы в старых мифах и преданиях? На наш взгляд, в этом состоит смысл связи времен и поколений. Аллегории и иносказания многозначны и вневременны. Зачастую, всматриваясь в намеки священных преданий, мы угадываем такие глубинные знания, которые современная наука еще только лишь гадательно познает, приближаясь с тем тайнам, о которых повествовали священные тексты.

Пространство города мы можем рассматривать на подобие развития и роста живого макроорганизма, в котором пространственно-временные измерения допустимо фиксировать, используя изотопные свойства пространства и времени, при котором единство метрических и топологических свойств сохраняется, если принимается во внимание четвертое топологическое свойство жизни пространства – это время. Таким образом, мы можем расширить описание и осмысление сложных многозначных систем, каким является город, приравнивая параметры пространства, времени, вибрационные колебания звука и угловые величины фигур. И это станет наглядным методом работы архаичной мировоззренческой модели, называемой «законом аналогии». Пусть опорой в этом станет интуитивное прозрение М. Элиаде о том, что «священное пространство, воспроизводит мифическое время» [8, c. 253], давая нам повод понимать эту аналогию как «пространственно-временное подобие».

Данная теоретическая модель создает дополненную теоретико-мифологическую конструкцию, которая отчасти близка известной в науке теории четырехмерной псевдоевклидовой сигнатуре пространства-времени Минковского, который усматривал определенную векторную связь между пространственными расстояниями и промежутками времени.

Осознание сакральной роли Москвы позволяет нам обосновать «силы города» наличием священных модулей [2, c. 24], окружающих центр Москвы по каноничным схемам, транслирующим в буквальном смысле «небесные» модели построения пространства. По мнению М. Элиаде, градообразующей сакральная идея городских территорий представляет мощную защитную инфраструктуры города, основы которой коренятся в религиозном сознании и метафизических законах мироустроения. «Что бы из себя ни представляли эти священные пространства, у них есть одна общая черта — четкие границы, внутри которых можно соприкоснуться (хотя и во множестве различных форм) со священным» [3, c. 253]. Вполне возможно, что мифологические знания, используемые в организации священного пространства основаны на высшей астрономической науке.

Москва – это одновременно Град Небесный, Иерусалим Новый. Эти символы удивительным образом существуют рядом. Почему Москве суждено соединить их в себе? Возможно, это участь всех священных столиц, когда- либо существовавших, соединять в себе все самые высокие надежды и стремления созидающего человечества. Историческая святыня Иерусалима и архетип Небесного Города [2, c. 46], лежащего в основе городского пространства дает основания считать эти структурно-планировочные предпосылки главным критерием, определяющим статус сакральности и каноничности города.

Итак, мы погружаемся в область мифического, когда применяем такой синтетический метод осмысления пространства города, в котором пространственно-временная константа привязана к реальным моделям временного континуума, исчисляемого принятыми в астрономии мерами, в данном случае это сарос. Из определения известно, что «Са́рос (греч. σάρος) или дракони́ческий пери́од — интервал времени, состоящий из 223 синодических месяцев (в среднем приблизительно 6585,3211 суток или 18,03 тропического года), по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке)». Если рассмотреть значения слова «сарос», то можно выявить ряд родственных значений. А именно, «сарос» это знак времени, «цикл», окружность.

 «Метр и локоть – это меры земные и человеческие, метр – мера, привязанная к земле, ее природным параметрам. Но Земля представляет в космическом аспекте небесное тело, поэтому прообраз проекций земных мер пребывает на небе. Именно поэтому небесные пропорции приемлемы для земных измерений [5, c. 126]. Мы предлагаем вернуться в двойную систему мер, в соответствии с которой применяли гражданскую систему для строительных нужд и священную – для теоретических (жреческих) расчетов. Тогда локоть, к тому же «царский», традиционно считается мерой священной. А что представляет собой гражданская, а именно – астрономическая мера? Астрономической мерой будем считать привычный метр, который, как известно соотносится с экватором, а значит и со всей небесной, планетарной и звездной системой. Можно пользоваться любыми мерами, главное – выявить аналогию между метром и астрономическим «небесным локтем», между метром (сорокамиллионная часть экватора) и «небесным локтем» (три временных Сароса) существует метафизическая связь.

Меру времени – сарос мы будем рассматривать как аналог мерам длины. Ритмы развития пространства во времени, например, пространство города, можно исчислять в пространственно-временном эквиваленте, выраженном через отношение единицы времени к расстоянию, а именно в нашем случае, сароса к метру. Происхождение древних мер – буквально, небесное. Их применяли и для явных измерений, и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного. Таким образом, нашему взору предстает физическая модель, дополняющая пространство равномерным временным измерением и создающая теоретико-символическую конструкцию, способную в полноте отразить метафизические понятия священного языка. В теоретической физике концепция пространства-времени объединяет пространство и время в одну абстрактную Вселенную. И очень близко подходит к определению нашего термина «пространственно-временное подобие».

Далее--

 

0
322
теория города идеальная Москва
Сакральное в архитектуре
Сакральное в архитектуре

 

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

 

 

Сакральное в архитектуре

The sacred in architecture

 

 

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы теории искусства архитектуры, касающиеся канонов пропорций храмостоения, а также полемика между понятиями стиля и канона, определение директории смыслов и значений каждого из которых будет способствовать перспективе рождения нового образа храма в современной культуре.

Abstract: The article deals with topical issues of the theory of the art of architecture concerning the canons of the proportions of the church building, as well as the controversy between the concepts of style and canon, the definition of the directory of meanings and meanings of each of which will contribute to the prospect of the birth of a new image of the temple in modern culture.

Ключевые слова: проблемы канона в храмостроении, геометрия, сакральное в архитектуре, стилеобразование, философия

Keywords: canon problems in church building, geometry, sacred in architecture, style formation, philosophy

 

Некоторые идеи религиозной архитектуры, заложенные еще в Иерусалимском храме как прототипе в христианской традиции, обнаруживают связь между функциональным устройством современных храмовых комплексов ХХ-ХХI века с Иерусалимским храмом. Облик храма навсегда призван быть тем вместилищем универсального духа Вечности, который наделяет искусство храмостроения этой «вертикальной» устремленностью сакрального пространства. Таинство его выстраивания, определено с первых шагов основания церковного объекта, это есть священное правило «творить во-образ», закрепленное традицией, изначально существовавшее в храмостроении и градостроительстве. В современной архитектуре ветхозаветная рефлексия наиболее широко раскрывается через традиционную систему пропорций и принцип аналогии, что, в числе прочего, обнаруживается в качестве одной из программных идей Иерусалимского Первохрама. Следующим вечным образцом для церковной православной традиции является образ Цареградской Софии, Киевской Десятинной Церкви, Успенской церкви Киево-Печерской Лавры и Софии Новгородской. Киево-Печерское предание повествует о мере церкви, которую должно было размерить Успенскую церковь. И мера эта – это мера Богородицына «пространственного креста», который осеняется с тех пор все русское храмостроение, это 20 мер в ширину, 30 мер в длину и высоту стены, 50 мер в полную высоту церкви. Первообразец, освященный господним благословением был положен этим «пространственным крестом» Киево-Печерского канона.

Далее--

30.

Иллюстрация из книги ©М.Н. Городовой "Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма"

0
237
сакральное в архитектуре
Московский Кремль – архетипическая модель священного центра
Московский Кремль – архетипическая модель священного центра

 

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

«Начинается земля, как известно, от Кремля!»…

Значительный вклад в разработку понятий сакрального центра внесла философия религии и религиоведение в целом. Среди широкого круга работ, посвященных данной тематике, можно отметить труды Рене Генона «Символизм креста», Юлиуса Эволы, Мирчи Элиаде «Священное и мирское», «Очерки сравнительного религиоведения». В работах этих ученых исследуется, с одной стороны, принципиальное различие священного и мирского, а с другой стороны, превращения человека и общества в целом, из естественной реальности в реальность сверхъестественную, путем приобщения к сакральному через религиозный опыт и через опыт организации сакральных пространств. Нельзя умолчать опыт исследовательских достижений в этой области среди отечественных архитектуроведов. Это труды Кудрявцева М. П. «Москва Третий Рим» и Мокеева Г. Я. «Загадочная Московь», «Русская цивилизация в памятниках градостроительства», методика которых основана на приоритете концепта сакрального архетипа в реконструкции знаний о русском городе в целом. Именно эти сентенции через язык творческой идеографии позволяют достичь понимания иконографии городской среды современным сознанием и донести это понимание до сознания современников. Иными словами, применение идеографического языка в научных изысканиях представляет собой реактуализацию архаичного опыта трансляции сакральных истин посредством знака и символа, что является неотъемлемым дидактическим средством в науке «неподобных подобий» - аналогии.

Далее--

0
280
священные топонимы Москвы образы идеальной Москвы
Язык традиции культовой архитектуры
Язык традиции культовой архитектуры

 

ЯЗЫК ТРАДИЦИИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

©М.Н. Городова 

кандидат искусствоведения

 e-mail: kvadr-7@mail.ru

Аннотация:

Облик современного храма не может отражать исключительно «инновационный» дух смятенной эпохи наших дней, но должен быть тем вместилищем универсального духа Вечности, который наделяет искусство храмостроения этой «вертикальной» устремленностью сакрального пространства. Таинство его выстраивания, определяемое с первых шагов основания церковного объекта, это священное правило «творить во-образ», закрепленное традицией, изначально существовавшее не только для культовых сооружений и городов, но и для жилых пространств.

Ключевые слова: правила и каноны церковной архитектуры, задачи пропорционирования, методы пропорционирования, универсалии традиции храмостроения, меры и правила храмостроения.

 

 

©M. Gorodova

PhD of art history

 

THE LANGUAGE OF THE TRADITION OF CULT ARCHITECTURE

Annotation:

The appearance of a modern temple cannot reflect exclusively the "innovative" spirit of the troubled era of our days, but must be the receptacle of the universal spirit of Eternity, which gives the art of temple construction this "vertical" aspiration of sacred space. The sacrament of its construction, determined from the first steps of the Foundation of the Church object, is a sacred rule" to create in the image", fixed by tradition, originally existing not only for religious buildings and cities, but also for residential spaces.

Keywords: rules and canons of Church architecture, problems of proportionation, methods of proportionation, universals of the tradition of Church building, measures and rules of Church building. Далее--

 

 

0
333
задачи пропорционирования меры и правила храмостроения методы пропорционирования универсалии традиции храмостроения правила и каноны церковной архитектуры
Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера
Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера

©М.Н. Городова.  Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — М. : МАРХИ,. Т.1. 2022. С. 211

По мнению Сантьяго Калатравы, его архитектура никогда не рассматривалась им как архитектура бионическая. От него можно услышать следующее: «Я делаю совершенно классическую архитектуру... Мои принципы проектирования полностью подчинены классике». В интервью [3] после лекции для Института «Стрелка» он высказывался о своей архитектуре по аналогии с музыкой Шостаковича, «которая, - так же, - сначала может показаться какой-то странной, но потом ты понимаешь, что она четко следует классическим канонам».

Что это может означать в контексте определений Калатравы классической архитектуры? Если следовать тезе мастера о его исследовании природных форм и пропорций человеческого тела и соединить три озвученных им принципа – приверженность классическим приемам, следование образцам из природного мира и мира человека,то напрашивается естественный посредник в этой последовательности – это язык классической геометрии с его природоподобием и наглядностью.

gp_78458_es

Далее--

0
460
сакральное в современной архитектуре универсалии в архитектуре
«Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре
«Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре

В статье ©А. Жарковой разобраны различные определения понятия «мистерия», близкие по смыслу философским концепциям Д.С. Мережковского и М. Элиаде. Также были рассмотрены приемы кинематографа, используемые С.М. Эйзенштейном. В результате сформулировано авторское определение «мистериального пространства».

В размышлениях, предшествующих исследованию, сформировался термин «мистериальное пространство», таким образом, основной целью исследования стал поиск критериев и приемов, определяющих идею подобного пространства.

МИСТЕРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 5

©А. С. Жаркова. «Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — М.: МАРХИ, Т.1. - М., МАРХИ, 2023. С. 100

Далее --

0
381
мистериальное пространство наука архитектурного мышления
Универсальные парадигмы культовой архитектуры
Универсальные парадигмы культовой архитектуры


©М.Н. Городова

Универсальные парадигмы культовой архитектуры

https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-coincidentia-oppositorum-kak-paradigma-kultovoy-arhitektury/viewer

 

Ключевые слова: Универсальные парадигмы, пропорции в архитектуре, традиция храмостроения Key words: Universal paradigm, the proportions in architecture, tradition temple construction

Аннотация: Иррациональные, но геометрически выразимые соотношения мира, константы бытия, как гармонические принципы использовались в искусстве разных эпох. Парфенон в Греции и японская пагода, пирамиды в Египте и древнерусские храмы – выглядят по разному, но воплощают одни и те же гармонические константы, единую математику универсального мира.

vitruv_kvadr_22

Древняя идея о соответствии мира Небесного миру Земному считается корневой парадигмой, с которой люди жили и творили многие поколения независимо от традиций, поскольку она лежит в основе человеческой культуры в целом. Платон, уже по-своему транслировал эту идею аналогии Миров, которая в дальнейшем легла в основу платонических учений. Парадигмы и архетипы постоянно сосуществуют с естественно научными концепциями, давая импульс в решении сложнейших задач. В принципе, в обращение к аналогии как к методу герметического опыта происходит осуществление актуализации мощнейшего космогонического мифа, в результате чего не исключены действительно серьезные возможности реконструкции древнейших моделей мировосприятия.
Метод аналогии как средства осуществления межсмысловых связей может стать необходимым средством междисциплинарных исследований. В этом случае возникает важная связка, когда архаичная система мышления и познания мира начинает выступать в качестве адекватного исследовательского приема в современном мире. В опыте осмысления творческого языка предшествующих поколений использование метода аналогии может стать удобным дешифратором смыслов и значений. Кроме того, этот метод представляет собой опыт обучения по аналогии с изучаемым, поскольку избранный язык-дешифратор оказывается сущностно близок самой архаичной ментальности. Однако, если проводить непредвзятое обобщение, мы для себя можем отметить, что метод работы закона соответствий для современного научного мира представляет активный инструмент как исследовательского, так и инновационистского ума. Интрига складывается только лишь из игры терминов, которые маскируют старый и органичный человеческой ментальности метод под новые исторические условия, давая новые имена старым принципам. По Рабиновичу В., «здесь узнается все во всем: … свойства земных объектов в принятых на веру свойствах объектов небесных (когда-то, разумеется, узнанных в объектах земных по их земномуподобию). Это и аналогия, и средство всякого доказательства: ведь земное подобно небесному и узнано в небесном».


«Coincidentia oppositorum» – эта парадигма представляет уникальную задачу, которая всегда стояла перед культовым искусством, занимающимся преображением мира невидимого в мир видимый средствами символа, образа, аналогии. Основой геометрии храма стали две фигуры – круг и квадрат – воплотившие значение вечности и цикличности неба – первая, и стабильности и фундаментальности земли – вторая. «Эти две наиболее простые геометрические формы, – говорится в «Настольной книге священнослужителя», – шар (круг) и куб (квадрат), охватывающие в древнем сознании вселенную, должны были отражаться в искусстве».

далее


 

0
387
законы священного искусства меры и правила пропорционирования квадратура круга