ВИЗАНТИЯ И РОССИЯ - невидимое в видимом
Византия и Россия – «невидимое» в «видимом»
Автор идеи и руководитель: кандидат искусствоведения - М. Н. Городова©, 2011
Проект «Византия и Россия – «невидимое» в «видимом» ставит задачей продемонстрировать художественными средствами форму передачи канона пропорций в церковном зодчестве. Способы для осуществления этой задачи – увидеть невидимое в видимом – это возможность осознать и проиллюстрировать творческие методы древних мастеров.
Хранение и трансляция традиции не всегда носит открытую форму, чтобы ее можно было без затруднения прочитать и понять. Средством трансляции всегда был язык символов. Как писал теоретик архитектуры Кудрявцев М. П.: «В христианском искусстве символика служит прямой связью земного с Небесным. Через символы человеку дается понятие о непостижимых Горних мирах и законах. Благодаря этому образуется органическое слияние всех явлений видимого и невидимого мира, проявляется все пронизывающая Божественная воля, воплощающаяся в бесконечном творении. Через символы проявляются действие силы /энергий/ обозначаемых ими первообразов, независимо от того, знает ли тот или иной человек значение символа. Таково же и действие символически организованного пространства на душу и разум человека. Поэтому знание символики христианского искусства не только позволяет понять древнюю культуру и мировоззрение, но и приобщиться к древним святыням».
Проект дает прекрасную возможность предоставить ряд главнейших произведений храмового зодчества Византии, которые по-своему формировали почву для выявления канонических универсалий русской архитектуры. Архитектура древнего Новгорода представляет незаменимые свидетельства наследования священной традиции. Невидимый мир пропорций и священных чисел средневековой архитектуры обретет визуальную реальность благодаря проделанной аналитической работе.
Экспозиционный фото- и графический материал собран в рамках творческого проекта «Реконструкция традиционных методов пропорционирования в современном церковном зодчестве» ООО Галерея Ар Деко» совместно с Институтом Русской живописи и при поддержке Инвестиционно-финансовой компании «Аури».
В настоящее время исследовательская работа продолжается в Музее Ар Деко.
Научные публикации по теме исследования:
Городова М. Н. Монография. Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма. М., Вече, 2015. купить книгу:
http://www.ozon.ru/
Городова М.Н. "ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ" или размышления о круге и квадрате. см. http://www.marhi.ru/AMIT/2011/2kvart11/gorodova/abstract.php