point +7(495) 639-94-92

Конкурс архитектурных идей «Архитектура деконструктивизма: pro et contra»

Конкурс идей "Архитектура деконструктивизма: pro et contra"
Конкурс идей "Архитектура деконструктивизма: pro et contra"

Деконструктивизм - архитектура разрушения стандартов.
Название стиля буквально переводится как разрушение, деформация готового сооружения. Не важно в ходе постройки или после реконструкции. Деконструктивизм не символ протеста против канонов архитектуры или общественных настроений. Он продолжает существующие стили, позволяя взглянуть на них по-новому.
Деконструктивизм чаще называют отрицанием законов архитектуры чем ее развитием. В новой постройке могут отсутствовать окна или стены, а иногда кажется, что здание вот-вот рухнет. Но архитекторы стиля отталкиваются от привычных понятий модерна и конструктивизма намеренно искажая их. По итогу получая уникальную постройку.
Архитектура деконструктивизма будто порождает самостоятельные здания, живущие отдельно от людей. А дизайнерские идеи реализуют самые смелые вариации, контрастирующие между собой или с окружающим ландшафтом. 

В конкурсе принимают участие студенты бакалавриата 4 курса  МАРХИ (Государственной Академии). Рук. проекта кандидат искусствоведения, доцент Городова М.Н.

Сов.арх клаузура 3

Третьяк Маргарита. Deconstructivism
Третьяк Маргарита. Deconstructivism

Третьяк Маргарита 4к.6гр. 

Деконструктивизм как архитектурное направление зародился в конце XX века, став радикальным отказом от традиционных представлений о гармонии, симметрии и функциональности в архитектуре. Его философские корни уходят в работы Жака Деррида, который разработал концепцию деконструкции, ставшую основой для переосмысления архитектурных форм.

Архитектурный деконструктивизм начал формироваться в 1980-х годах, когда группа архитекторов решила бросить вызов классическим канонам. Поворотным моментом стал архитектурный конкурс в Париже 1983 года, где победил проект Бернарда Чуми для парка “Ла-Вилетт”. Это событие стало символом новой эры в архитектуре, где форма обрела большее значение, чем функциональность.

Среди выдающихся представителей этого направления особое место занимают Питер Айзенман, известный своими экспериментами с геометрией и пространством, и Фрэнк Гери, создавший знаменитый Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, где необычная форма символизирует музыкальные волны. Заха Хадид, первая женщина-архитектор в этом стиле, привнесла в деконструктивизм свой уникальный футуристический подход.

В современной архитектуре деконструктивизм характеризуется использованием смелых, непредсказуемых форм. Архитекторы активно экспериментируют с материалами: от стали и алюминия до прозрачных панелей и зеркал. Характерные черты стиля включают фрагментацию форм, асимметрию, острые углы и наклонные плоскости, создавая впечатление хаоса и динамики.

Влияние деконструктивизма распространилось и на другие области дизайна. Например, в типографике это отражается в создании шрифтов, которые намеренно искажают привычные формы букв. Работы Scott Makela “Dead History” и Felix Braden “HFMmerhead” демонстрируют характерные черты стиля: асимметричное размещение элементов, эксперименты с геометрией и смешение различных стилей.

Таким образом, деконструктивизм стал не просто архитектурным стилем, а настоящим вызовом традиционным представлениям об эстетике и функциональности, предложив новый способ восприятия пространства и формы в современном мире.

Ермилина Милана. Архитектура деконструктивизма pro et contra
Ермилина Милана. Архитектура деконструктивизма pro et contra

Милана Ермилина

Деконструктивизм – это не столько попытка пойти против системы, сколько доказательство того, что невозможное возможно. Люди в те годы начинали покорять новые горизонты, пытались выйти за рамки своих возможностей, пытались создать что-то из хауса, то, что по законам физики, в целом, не может существовать. Этот стиль позволил архитекторам воплотить все фантазии и невероятные задумки в жизнь. Эти сооружения не для жилья, они для вызова чувств, невообразимых эмоций, восторга, от которого кружится голова, при осознании того, что вещи, которые казались невозможными, стоят прямо перед тобой, существуют в реальности, а не только в смутных идеях сознания. Деконструктивизм позволяет людям выйти из зоны комфорта и рутинных соображений и расширить границы сознания человека, открыть новые горизонты и вдохновить публику на новые открытия, доказать, что преграды только в нашей голове. Если очень захотеть, можно найти способ воплотить в жизнь любую идею. В сравнении с классической архитектурой данный стиль выглядит неустойчивым, непостоянным и пугающе невозможным. Архитекторы хотели показать, что система и законы физики могут действовать не только на классические, симметричные, упорядоченные и размеренные вещи, которые должны визуально быть устойчивыми и монументальными. Они пытались вскружить воображения людей, сломать систему, ввести в диссонанс мысли между реальными конструкциями и визуальным эффектом. Глядя на такие объекты у зрителя возникает негласный вопрос «КАК?» Как это устроено? Как закреплено и почему оно устойчиво? А ведь на самом деле это конструкции, которые тщательно высчитаны и измерены, но эффект создают динамичного, невероятного произведения, которого раньше никак нельзя было представить в реальности. В этом и была суть – создать архитектуру для впечатлений, показать, что визуально неустойчивое- не значит ненадёжное. Это и было тем шагом для создания новой невероятной, необычной архитектуры, новой формы, композиции пространства.

Маджуга Мария. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Маджуга Мария. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Маджуга_Мария_4к.6гр.

 

 

 

Деконструктивизм — не просто архитектурный стиль, это манифест, провозглашающий: "Архитектура может быть чем угодно, и она не обязана быть удобной или понятной". Смелость — его визитная карточка. Деконструктивизм не просто нарушает правила — он их полностью игнорирует, создавая здания, бросающие вызов всему, что мы привыкли считать "нормальным" или "правильным". Эта смелость вовлекает зрителя в диалог, заставляя его пересмотреть свои эстетические представления.

Деконструктивистские здания всегда становятся акцентами в городской среде. Они не пытаются "вписаться" — они заявляют о себе. Эта способность быть другим, ломать стереотипы, делает деконструктивизм символом свободы и прогресса. Он отражает сложность и хаос современного мира, превращая архитектуру в философски глубокое искусство. Поиск новых форм, демонстрация того, что архитектура может быть не только функцией, но и эмоцией, впечатлением, вызовом, — всё это делает деконструктивизм необходимым.

Однако именно эта смелость становится причиной критики. Деконструктивизм воспринимается как элитарный стиль: он интеллектуально насыщен, но малопонятен. Его здания часто спроектированы как арт-объекты, и поэтому оторваны от повседневных человеческих потребностей. Часто такие здания нарушают гармонию городской среды, создавая визуальный диссонанс: необычные формы кажутся нарочито сложными, а иногда даже агрессивными.

Один зритель увидит в деконструктивизме прогресс и вдохновение, другой — неудобство и излишнюю сложность. Этот стиль стремится провоцировать, удивлять и заставлять думать, - в этом его главная ценность.

Плисов Иван. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Плисов Иван. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
IMG_1326

 

 

 

Деконструктивизм — архитектурное течение, характеризующееся отказом от традиционных форм, симметрии и порядка, с акцентом на нестандартные, фрагментированные и визуально сложные конструкции.
 

Плюсы деконструктивизма:
1. Уникальность и выразительность:
- Архитектура деконструктивизма выделяется из окружающей среды благодаря необычным формам и оригинальным решениям.
- Позволяет архитекторам проявлять творческую свободу, экспериментировать и создавать инновационные проекты.
2. Визуальная привлекательность:
- Здания в этом стиле вызывают эмоциональную реакцию, привлекают внимание и становятся яркими объектами городской среды.
- Способствуют созданию новых архитектурных символов и ориентиров.
3. Новаторство и прогрессивность:
- Использование современных технологий и материалов позволяет создавать инновационные конструкции, расширяя границы архитектурных возможностей.
- Стимулирует развитие инженерной мысли и строительных технологий.
4. Концептуальная глубина:
- Архитектура деконструктивизма часто несёт в себе философские идеи, побуждая людей задумываться о природе пространства, формы и восприятия.
- Предлагает альтернативный взгляд на привычные архитектурные решения.

 

Минусы деконструктивизма:
1. Высокая стоимость строительства:
- Сложность конструкций требует значительных затрат на проектирование, материалы, технологии и строительство.
- Часто возникают трудности при эксплуатации и обслуживании таких зданий.
2. Непрактичность:
- Необычные формы могут снижать функциональность и удобство использования помещений.

- Иногда эстетика ставится выше комфорта и практичности.
3. Сложность интеграции в городскую среду:
- Деконструктивистские здания могут резко контрастировать с окружающей застройкой, нарушая гармонию исторического или традиционного городского ландшафта.
- Могут восприниматься негативно местными жителями из-за своей экстравагантности или несоответствия контексту.
4. Спорная эстетическая ценность:
- Неоднозначность восприятия: далеко не всем людям нравится этот стиль, некоторые считают его хаотичным или агрессивным.
- Со временем мода на подобные здания может проходить, оставляя их устаревшими или неактуальными.


Таким образом, деконструктивизм представляет собой интересное направление в
современной архитектуре, предлагающее новые идеи и решения, но также имеющее определённые ограничения и недостатки в практическом применении.

Анкваб Леона. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Анкваб Леона.  Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Архитектура деконструктивизма - за и против (1)

 

 

 

 

Эта работа — мощная визуальная аллегория противостояния двух взглядов на архитектуру деконструктивизма. На стыке порядка и хаоса, логики и экспрессии, традиции и разрушения, она воплощает вечную дискуссию о том, является ли этот стиль величайшей инновацией или грозной угрозой городскому ландшафту.
Здание в центре композиции — не просто объект архитектуры, а поле битвы идей. Левая часть, «Pro», символизирует концептуальную свободу, бунт против канонов, смелость форм и пластическую выразительность. Здесь архитектура становится искусством в чистом виде, а геометрия ломается, освобождая потенциал новых смыслов. Внизу собрались сторонники инноваций, черные фигуры за столами — словно судьи современности, обсуждающие будущее пространственной среды.
Правая половина, «Contra», — это воплощение критики. Деконструктивизм здесь — не освобождение, а разрушение. Разорванные конструкции, агрессивные линии, беспощадное искажение привычных форм намекают на нестабильность, неопределенность и риск. Это архитектура, которая вызывает восхищение и тревогу одновременно.
Работа мастерски передает конфликтный дух времени: будет ли будущее построено на гармонии или хаосе? Деконструктивизм — это вызов, который каждый должен осмыслить сам.

Дюг Екатерина. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Дюг Екатерина. Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Сов.арх клаузура

 

 

 

 

Деконструктивизм - архитектура разрушения стандартов.
Название стиля буквально переводится как разрушение, деформация готового сооружения. Не важно в ходе постройки или после реконструкции. Деконструктивизм не символ протеста против канонов архитектуры или общественных настроений. Он продолжает существующие стили, позволяя взглянуть на них по-новому. Деконструктивизм чаще называют отрицанием законов архитектуры чем ее развитием. В новой постройке могут отсутствовать окна или стены, а иногда кажется, что здание вот-вот рухнет. Но архитекторы стил отталкиваются от привычных понятий модерна и конструктивизма намеренно искажая их. По итогу получая уникальную постройку. Архитектура деконструктивизма будто порождает самостоятельные здания, живущие отдельно от людей. А дизайнерские задумки реализуют самые смелые вариации, контрастирующие между собой или с окружающим ландшафтом.

Муратова Дана. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Муратова Дана. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
клаузура

 

 

 

Архитектура деконструктивизма: pro et contra.

Деконструктивизм в архитектуре – это радикальное и влиятельное течение, появившееся в конце 80-х годов XX века. Его принципы, заимствованные из философии постмодернизма и деконструктивистской мысли Жака Деррида, бросают вызов традиционным представлениям о форме, функции и порядке в архитектуре. Цель данного доклада – рассмотреть деконструктивизм с двух сторон, выявив его достоинства и недостатки.

Pro:

- Освобождение от догм: Деконструктивизм отвергает классические архитектурные каноны и ордерные системы, освобождая архитектора от навязанных ограничений. Это позволяет создавать оригинальные и нестандартные решения, выходящие за рамки привычного восприятия. Здания становятся непредсказуемыми, фрагментарными, выражая нелинейность и сложность современного мира.

- Игровое отношение к форме: Деконструктивистские здания часто представляют собой составные части, соединенные непредсказуемым образом. Форма становится не целью сама по себе, а средством выражения идеи, процесса, свободной игры с объемом и пространством. Это приводит к созданию динамичных и завораживающих визуально объектов.

- Выражение сложности: Деконструктивизм отражает сложность современного мира, его неоднородность и множественность интерпретаций. Здания становятся метафорой этой сложности, выражая нелинейность и многозначность.

- Стимулирование творческого мышления: Деконструктивизм является сильным импульсом для творческого мышления как для архитекторов, так и для людей, воспринимающих эти здания. Они заставляют переосмысливать привычные представления о функциональности и красоте архитектуры.

Contra:

- Функциональные проблемы: Стремление к форме иногда жертвует функциональностью. Сложная конфигурация зданий может привести к неудобству в эксплуатации, сложностям в строительстве и повышенным затратам.

- Визуальная перегруженность: Чрезмерная фрагментация и непредсказуемость формы могут привести к визуальной перегруженности и отсутствию гармонии. Некоторые здания в стиле деконструктивизма выглядят хаотично и не вписываются в окружающую среду.

- Высокая стоимость строительства: Сложность геометрии и нестандартных конструктивных решений приводят к повышенной стоимости строительства и техническим сложностям.

- Ограниченная применимость: Деконструктивистский стиль не всегда подходит для всех типов зданий и условий. Его экспериментальный характер ограничивает его применение в массовом строительстве.

Итак, деконструктивизм – это смелое и влиятельное течение в современной архитектуре, которое оказало значительное влияние на развитие архитектурной мысли. Однако, его практическое применение требует тщательного взвешивания его достоинств и недостатков. Успешная реализация деконструктивистских идей зависит от мастерства архитектора и умения найти баланс между формой и функциональностью. В итоге, деконструктивизм представляет собой ценный эксперимент, расширяющий границы архитектурного творчества, хотя и не лишенный определенных ограничений.

Прокопенко Юлия. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Прокопенко Юлия. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
клаузура деконструктивизм фото

 

 

 

 

Перед вами бумага. Обычный лист. Но теперь он не гладкий. Он пережил процесс трансформации. Он был смят, скомкан, деформирован. Это уже не просто бумага — это метафора архитектуры деконструктивизма.

Деконструктивизм — это архитектура, которая бросает вызов канонам прошлого. Ее формы кажутся случайными, хаотичными, агрессивными. Именно так Фрэнк Гери создавал свои проекты — он мял бумагу, чтобы получить неожиданные формы зданий. В каком-то смысле, архитекторы-деконструктивисты сжимают пространство, ломая традиционные объемы и создавая их заново.

Этот лист — архитектурное направление. В чистом виде оно было революционным, но прошло несколько стадий. Мы видим его сжатым, в состоянии максимального разрыва с традицией. Но если его развернуть, заломы останутся. Архитектура уже не может быть такой, как прежде. Даже если деконструктивизм потерял свою радикальность, его следы останутся в истории.

С одной стороны, деконструктивизм подарил нам свободу. Он раздвинул границы возможного, заставил нас мыслить иначе. Но с другой стороны — в своем максимальном воплощении он стал хаосом, игрой формы ради формы. Может ли архитектура быть полностью деконструированной? Или она всегда стремится к структуре, даже если полностью ее отрицает?

Я не даю однозначного ответа. Этот лист можно трактовать по-разному. Кто-то увидит здесь критику, кто-то — олицетворение духа деконструкции. Возможно, это просто бумага. Возможно, это архитектура в своей самой честной форме — хаотичная, но осмысленная.

Жалсабон Цырегма. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Жалсабон Цырегма. Архитектура деконструктивизма: pro et contra
Клаузура. Деконструктивизм. Жалсабон Ц. Б., 4к, 8гр

 

 

 

Архитектура деконструктивизма: pro et contra

Деконструктивизм — одно из самых противоречивых направлений в современной архитектуре, возникшее в конце XX века. Этот стиль, отвергающий традиционные каноны проектирования, предлагает радикально новый подход к созданию архитектурных форм.

Клаузура представляет собой визуальное исследование деконструктивизма в современной архитектуре, раскрывая основные характерные черты, указывая как на их преимущества, так и недостатки.

На левой части плаката представлены ключевые преимущества деконструктивизма: инновационные формы и материалы, уникальность архитектурных решений, эмоциональное воздействие на зрителя, символичность архитектурных объектов, преодоление стереотипов в проектировании.

Правая часть демонстрирует основные критические замечания: высокая стоимость строительства, сложность реализации, вопрос функциональности помещений, дискуссионность эстетической ценности, возможное нарушение целостности городской среды.

Архитектуре деконструктивизма характерны следующие черты: фрагментация и деконструкция формы, асимметричные формы, геометрические особенности, нарушение равновесия, острые углы, неожиданные изломы, визуальная сложность, имитация движения объёма.

Все эти формы создают архитектурный образ, который намеренно вызывает неоднозначные эмоции и интерпретации, бросая вызов традиционным представлениям о красоте и функциональности зданий.