point +7(495) 639-94-84

Курс лекций «Русский модерн в культуре Серебряного века»

музей  в Риге

Возникнув в сложной исторической и культурной ситуации, русский модерн был призван решать проблемы и противоречия, пришедшего с началом XX века. Александр Бенуа писал: «Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... К “непризнанным” присоединились те из “признанных”, которым было не по себе в утвержденных группах. С нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Стремление к переосмыслению старых и открытию новых художественных форм и приемов, привело к созданию целостного мироощущения, в основе которого синтез различных видов искусства – от архитектуры до орнаментики. Более того, многие художники воспитывали в себе артистический универсализм, который требовал умения обустроить жизнь по законам красоты.

Перечислить всех художников и графиков, архитекторов и скульпторов так или иначе связанных с этим стилем, сложно. Среди них не только признанные мастера В. Васнецов и М. Врубель, М. Нестеров и А. Головин, В. Борисов-Мусатов и Е.Поленова, С. Малютин, и И. Билибин, К. Сомов и Л. Бакст, М. Добужинский и А. Бенуа, Ф. Шехтель и Л. Кекушев, Ф. Лидваль и Н. В. Васильев, Н. Ламанова и В. Серов, но и К.Коровин, В. Кандинский, Н.Рерих, М. Волошин, И. Левитан и К. Петров-Водкин etc. За недолгий срок существования этот стиль увлек многих. Об особенностях русского модерна, путях его развития, основных памятниках и произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства, - созданных не только столичными, но региональными художниками,  – об этом и многом другом мы поговорим на лекциях.

Цикл состоит из 10 лекций, каждая из которых сопровождается мультимедийной презентацией:

  1. Архитектура мирового модерна, его особенности и характеристики, влияние на русскую культуру.
  2. Архитектура московского модерна.
  3. Архитектура петербургского модерна.
  4. Архитектура губернского модерна: от Новгорода до Самары и Екатеринбурга.
  5. Архитектура дачи. «Летние» шедевры русского модерна
  6. Рождение стиля A la Russe. Абрамцево и Талашкино и возрождение традиций
  7. Технологии и инновации в архитектуре русского модерна
  8. «Мир Искусства»: творцы новых смыслов и создатели новых символов
  9. Сергей Дягилев и «Русские сезоны»
  10. Карл Фаберже и ювелирное искусство русского модерна

 

Анонс лекций

Лекция 1. Архитектура мирового модерна, его особенности и характеристики, влияние на русскую культуру

Европейская ассоциация стиля модерна/RANN внесла в свой реестр 80 городов, в которых эта стилевая система получила максимальное развитие. Среди них есть и хорошо известные европейские столицы мира, так и скрытые от туристических троп места: Брюссель и Париж, Лондон и Льеж, Москва и Пе5тербург, Антверпен и Асторга, Буэнос-Айрес и Картахена, Будапешт и Глазго, Дармштадт и Москва, Шо-де-Фон и Лима, Орадея и Нанси, Рига и Рим, Палермо и Суботица, Кагррига и Веймар, Прага и Гавана, Хельсинки и Олесун.

На лекции мы поговорим о тех европейских и городах, где стиль модерн получил максимальное развитие и сформировал облик кварталов, узнаем, какие архитекторы разрабатывали новый подход к жилой среде, узнаем, какие здания были признаны образцовыми в архитектурном сообществе и почему, как влияли национальные традиции на становление регионального модерна, в чем общее и особенное проявления стиля модерн в зависимости от культурного контекста, какие существуют музеи модерна в России и за рубежом, какой фестиваль  модерна считается самым значимым, узнаем, какие существуют профильные журналы, посвященные этому стилю.

Лекция 2. Архитектура московского модерна

Когда Луи Арагорн в 1930 году гулял по улицам Москвы, он заметил, что в столице гораздо больше зданий, построенных в стиле модерн, чем в Париже, «Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…На старой Никитской, которая тогда уже называлась улицей Герцена, по-прежнему можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году, с его решетками, балконами, с его идущим поверху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором, как и в особняке Миндовских на углу Поварской улицы, построенным архитектором Л. Кекушевым, очень ясно обнаруживаются русские национальные истоки этого искусства. Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания в районе Арбата, прежде всего доходные дома, хотя это относится больше к их декору, чем собственно к архитектурным решениям. Значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашел там удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров».

На лекции мы поговорим о легендарных московский проектах - гостинице «Метрополь и «Националь»,», здании МХАТа в Камергерском переулке, собственном доме Ф. Шехтеля в Ермолаевском пер., о доме издательства И.Д. Сытина и Рябушинского, об особняках Дерожинской и Морозовой, Перцова и Беляева, особняках Якунчиковой, Исакова, Гутхейля, Миндовского, Понизовского и Листа, а также об особенностях творчества мэтров русской архитектуры этого периода - Ф. Шехтеля, Л. Кекушева, В. Валькотта, Ф. Воскресенского, А. Эрихсона.

Лекция 3. Архитектура петербургского модерна

Архитектура Петербурга, формировавшаяся под влиянием национального романтизма и  работ финских и шведских архитекторов, имела своих лидеров - Ф. Лидваля, Р. Мельцера и А. Шульмана, Н. Васильева и А. Бубыря, А. Зеленко и И. Претро, Г. Макаева и В. Апышкова. Именно они формировали облик русской столицы Российской империи.

Какое воздействие оказала выставка скандинавских художников. организованная Сергеем Дягилевым в 1897, какой вклад внес Элиэль Сааринен в деятельность Петербургской академии художеств, чем отличалась петербургская и московская выставки «Современное искусство» и какие заказы получили архитекторы после нее, как оценили работы русских мастеров Рене Макинтош и Йозеф Мария Ольбрих, в чем особенности «стиля Лидваля» и о выразительном характере построек петербургских архитекторов, - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 4. А Архитектура губернского модерна: от Новгорода до Самары и Екатеринбурга

Русский модерн ярко проявился не только в архитектурном облике Москвы и Петербурга, но и оказал влияние на региональную архитектуру, сумел внедриться и в столичный и провинциальный быт, придав им особую окраску. Несмотря на общность черт провинциальный модерн оригинален, в разных городах имел своё лицо.

Где в России находится крупнейший музей модерна, в чем особенности губернского или провинциального модерна, какие постройки частного (особняки и доходные дома) и общественного назначения (аптеки, вокзалы, школы и кинотеатры) сакрального (соборы и церкви) А. Зеленко, М. Квятковского, К. Бабыкина, Г. Валеннова, Е. Кроткова, А. Семенова, В. Дубровина, Н. Вешнякова, Е. Татаринцева, П. Малиновского, П. Домбровского, Ф. Ливчака, С. Левкова; А Щербачева. П, Головкина - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 5.  Архитектура дачи. «Летние» шедевры русского модерна

Феномен «дачи» считается исключительно русским, не имеющим аналогов, поэтому слово «дача» на других языках пишется также, как слышится – «dacha». Одим из престижных дачных поселков под Москвой была Перловка, который принадлежал Василию Перлову, и к 1880 году в Перловке насчитывалось 80 дач. Аренда дач в Перловке делалась за несколько лет вперед, стоила как хорошее жилье в Москве, поэтому попасть туда считалось большой удачей.  «Дачники, в разукрашенных, архитектурно вычурных домиках, лениво гуляют под зонтиками, в легких, чистых, дорогих одеждах по усыпанным песком дорожкам или сидят в тени дерев, беседок, у крашеных столиков и, томясь от жары, пьют чай или прохладительные напитки. У великолепной дачи Николая Семеныча, с башней, верандой, балкончиком, галереями — все свеженькое, новенькое, чистенькое — стоит ямская с бубенцами тройка в коляске, привезшая из города за пятнадцать «взад-назад», как говорит ямщик, петербургского барина», -  так живописал дачный быт Лев Толстой.  
 

На лекции мы поговорим, почему Николая I назвали главным дачником Российской империи, увидим самые удивительные проекты дачных поселков, построенных в России на рубеже XIX-XX вв.,  проекты легендарных архитекторов русского модерна, узнаем, о чем писал журнал «Дачник» и зачем выпускались специальные путеводители «Куда ехать на дачу», поймем, как отличался образ жизни дачников этого времени, почему дачи были популярным местом для светских  раутов, и кого называли «зимогорами» и как они изменили облик дачи.

Лекция 6.  Рождение стиля A la Russe. Абрамцево и Талашкино и возрождение традиций

«Абрамцево - лучшая в мире дача, это просто идеал!»,- писал  И.Е. Репин, однако это было не просто место для летнего отдыха, а место, где рождались новые идеи, которые воплощались молодыми художниками, скульпторами, архитекторами. Абрамцевский художественный кружок объединился вокруг известного предпринимателя и мецената Сергея Мамонтова, Талашкино – вокруг четы Тенишевых. Обе семьи – и Мамонтовы, и Тенишевы - поддерживал многие творческие начинания, в том числе способствовали популярности стиля a la russe.

Какие мастерские по возрождению старинных художественных ремесел были организованы в Абрамцево и Талашкино, и как любительские постановки способствовали организации Московской частной русской оперы, какие художественные прорывы сделали М. Антокольский, братья Васнецовы, М. Врубель, К. А и С. Корокин, И.. Левитан, М. Нестеров, И. С. Остроухов, Поленовы, Н. Римский-Корсаков, В. Серов, К. Станиславский, Н. Рерих и С.Малютин, как формировался «неорусский стиль» и кто автор русской матрешки-Матрёны, какой фурор произвела выставка русского искусства на Всемирной выставке в Париже, - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 7. Технологии и инновации в архитектуре русского модерна

Валерий Брюсов в одном из стихотворений 1909 года, посвященному Москве и ее архитектурному преобразованию заметил «На месте флигельков восстали небоскребы, и всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...». В поэтическом прозрении было верно замечено, что модерн – прогрессивный стиль, который использовал инновации своего времени.

На лекции мы поговорим о тех изменениях, которые позволили не только кардинально изменить облик архитектуры, но и создать комфортную жилую среду, узнаем, как промышленная революция осуществила подлинный переворот в строительстве и привела к отказу от ордерной системы,  почему в доходных домах стали устанавливать лифты, разберемся в том, какие новые строительные материалы получили карт-бланш и позволили добиться фееричности архитектурного образа, поймем, почему появились новые типы  архитектуры, какие существовали принципы оформления интерьера и как электрическая лампочка повлияла на колористику модерна.  

Лекция 8. «Мир Искусства»: творцы новых смыслов и создатели новых символов

Возникновению объединения «Мир искусства» предшествовал домашний «кружок самообразования», образованный А. Бенуа и его друзьями Д. Философовым, В. Нувелем, Л. Бакстом, С. Дягилевым, Е. Лансере, К. Сомовым, которые считали, что художественное творчество самоценно и не нуждается в идейных предписаниях. Лозунгом кружка было «искусство для искусства». К.С. Петров-Водкин в воспоминаниях о «Мире искусства» писал: «В чем обаяние Дягилева, Бенуа, Сомова, Бакста, Добужинского? На рубежах исторических переломов возникают такие созвездия человеческих групп. Они знают многое и несут с собой эти ценности прошлого, умеют извлекать из пыли истории вещи и, оживляя их, придают им современное звучание».

В особенность эстетики  «Мира искусства»; какие выставки мирискуссников были самыми грандиозными; почему А.П.Чехов считал, что Дягилев – единственный, кто должен редактировать журнал «Мир искусства»; какие статьи и чьи работы вызвали негодование общественности; в чем особенности художественного метода «типичных» мирискусников; какие работы старших и младших мирискусников вошли в обиход массового искусства, - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 9.  Сергей Дягилев и «Русские сезоны». Архитектура танца

Дягилев открыл Европе русский балет, продемонстрировав, что пока в европейских столицах балет приходит в упадок, в Петербурге он укрепился и взял реванш. В 1909 г. А. Бенуа писал, что триумфатором в Париже явилась «вся русская культура, ее убежденность, свежесть и непосредственность». C 1907 по 1922 гг. Дягилев организовал 70 спектаклей, при этом 50 из них были абсолютными бенефисами.

Почему за труппой «Русских сезонов» следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов; какие постановки были встречены овациями, а какие стали провалом; кто из русских и европейских композиторов и художников сотрудничали с «Русскими сезонами»; какие балеты и почему Дж. Баланчин стал классиком американского балета, а Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы; почему в Сен-Дени почитатели Дягилева оставляют красные розы и изношенные балетные туфли; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 10.  Карл Фаберже и ювелирное искусство русского модерна

Русские ювелиры успешно воплощали новые идеи и организовывали достаточно крупные мастерские. В 1882 году у Ивана Хлебникова было занято до тысячи мастеров ювелирного дела, и чуть больше у Карла Фаберже. На лекции мы поговорим о ювелире Его Императорского Величества К. Фаберже и плеяде мастеров, работающих на его компанию - Михаиле Перхине, Эрике Колине, Генрихе Вигстреме, Викторе Аарне, Василии Зуеве, Августе Холмстреме; об уникальных техниках и оригинальных разработках, используемых в русских мастерских И. Хлебникова, Ф. Лорие, О. Курлюкова, Н. Немирова-Колодкина, И. Чичелева, П. Сазикова.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель, старший научный сотрудник Музея Ар Деко

Стоимость лекции - 500 р.  

По договоренности, возможно проведение индивидуальной или групповой лекции в будний или воскресный день.  Заявку на проведение можно подать в произвольной форме  - artdeconext@gmail.com 

ФАБЕРЖЕ

 

 

Назад-->>