Техника плаката Альфонса Мухи
Альфонс Муха обрёл феноменальную популярность после того, как в 1893 году получил заказ на афишу премьеры спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Благодаря афише он стал невероятно популярен как художник рекламы. Ему заказывали иллюстрации все, начиная с театров и заканчивая производителями пива. Что помогло чешскому художнику обрести подобную популярность? Техника, в которой он работал.
Афиша к пьесе "Жизмонда" 1894
К концу 19 века методов тиражирования и печати изображений существовало немало: печатные станки, типографии, гравюры на дереве и металле. Хотя эти способы и помогали более широкому распространению текстов и изображений, те же гравюры были сложны в исполнении и не могли предоставить большого количества отпечатков - доски стирались.
Технику литографии, по легенде, обнаружил случайно немецкий актёр Алоизий Зенефельдер в начале 19 века. Зенельфедер записал на известняковом камне счёт из прачечной, а он неожиданно отпечатался на мокрой ткани. Даже если это только красивая байка, некоторая достоверность в ней могла присутствовать. В итоге техника печати приобрела всего пару промежуточных этапов между нанесением изображения и самим отпечатком.
Серия "Цветы" 1898 (Ирис, Роза, Гвоздика, Лилия)
Каким образом происходила работа с камнем? Художник наносил на камень специальным карандашом рисунок, после чего камень обрабатывался кислотным раствором. После этого на камень наносилась типографская краска. На линиях рисунка она закреплялась, тогда как остальной камень оставался чистым.
Подобный способ печати оказался гораздо более дешёвым и результативным, отчего обрёл огромную популярность. Цветная печать стала доступна и распространилась только к концу века и почти сразу постеры и плакаты заполнили улицы городов.
Это открыло новые горизонты как в издательском деле, так и в рекламе. Муха благодаря Саре Бернар создал прекрасный двигатель торговли. Как оказалось, красивая девушка продаст что угодно.