point +7(495) 639-94-92

Универсальные парадигмы культовой архитектуры

← Предыдущая Следующая →
0
388
Универсальные парадигмы культовой архитектуры

вернуться --

©М.Н. Городова

©M.N. Gorodova

 https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-coincidentia-oppositorum-kak-paradigma-kultovoy-arhitektury/viewer

Универсальные парадигмы культовой архитектуры

Universal paradigm of religious architecture

Ключевые слова: Универсальные парадигмы, пропорции в архитектуре, традиция храмостроения Key words: Universal paradigm, the proportions in architecture, tradition temple construction

Аннотация: Иррациональные, но геометрически выразимые соотношения мира, константы бытия, как гармонические принципы использовались в искусстве разных эпох. Парфенон в Греции и японская пагода, пирамиды в Египте и древнерусские храмы – выглядят по разному, но воплощают одни и те же гармонические константы, единую математику универсального мира.

Abstract: Irrational, but geometrically unspeakable ratio of the world, being constant, harmonic principles as used in the art of different eras. The Parthenon in Greece and the Japanese pagoda, the pyramids in Egypt and ancient Russian churches - look different, but embody the same harmonic constants, a single math universal peace.

vitruv_kvadr_22

Древняя идея о соответствии мира Небесного миру Земному считается корневой парадигмой, с которой люди жили и творили многие поколения независимо от традиций, поскольку она лежит в основе человеческой культуры в целом. Платон, уже по-своему транслировал эту идею аналогии Миров, которая в дальнейшем легла в основу платонических учений. Парадигмы и архетипы постоянно сосуществуют с естественно научными концепциями, давая импульс в решении сложнейших задач. В принципе, в обращение к аналогии как к методу герметического опыта происходит осуществление актуализации мощнейшего космогонического мифа, в результате чего не исключены действительно серьезные возможности реконструкции древнейших моделей мировосприятия.
Метод аналогии как средства осуществления межсмысловых связей может стать необходимым средством междисциплинарных исследований. В этом случае возникает важная связка, когда архаичная система мышления и познания мира начинает выступать в качестве адекватного исследовательского приема в современном мире. В опыте осмысления творческого языка предшествующих поколений использование метода аналогии может стать удобным дешифратором смыслов и значений. Кроме того, этот метод представляет собой опыт обучения по аналогии с изучаемым, поскольку избранный язык-дешифратор оказывается сущностно близок самой архаичной ментальности. Однако, если проводить непредвзятое обобщение, мы для себя можем отметить, что метод работы закона соответствий для современного научного мира представляет активный инструмент как исследовательского, так и инновационистского ума. Интрига складывается только лишь из игры терминов, которые маскируют старый и органичный человеческой ментальности метод под новые исторические условия, давая новые имена старым принципам. По Рабиновичу В., «здесь узнается все во всем: … свойства земных объектов в принятых на веру свойствах объектов небесных (когда-то, разумеется, узнанных в объектах земных по их земному подобию). Это и аналогия, и средство всякого доказательства: ведь земное подобно небесному и узнано в небесном же».
«Coincidentia oppositorum» – эта парадигма представляет уникальную задачу, которая всегда стояла перед культовым искусством, занимающимся преображением мира невидимого в мир видимый средствами символа, образа, аналогии. Основой геометрии храма стали две фигуры – круг и квадрат – воплотившие значение вечности и цикличности неба – первая, и стабильности и фундаментальности земли – вторая. «Эти две наиболее простые геометрические формы, – говорится в «Настольной книге священнослужителя»3, – шар (круг) и куб (квадрат), охватывающие в древнем сознании вселенную, должны были отражаться в искусстве».
«Coincidentia oppositorum», как система-парадигма, встречается повсюду в мире и на всех уровнях культуры. «Творение Божие состоит из двух частей: небесного и земного… Небесное и земное, то есть и то, что вне времени и то, что имеет время, сосуществуют проникая друг в друга, но не сливаясь и не переставая быть отличными друг от друга областями бытия»4. Значимость этой пары обусловлена тем, что она не только послужила моделью универсальной классификации, но и, сверх того, развернулась до уровня космологии, которая, с одной стороны, систематизировала и узаконила многочисленные приемы физического и духовного совершенствования, а с другой подтолкнула к философским построениям все более строгим и систематическим»5. Взаимоединство пары «сoincidentia oppositoum» явилось манифестацией церковного догмата о единении небесного и земного, соответственно. В культовом зодчестве эта метафора представляет собой опорную аналогию на всех уровнях организации структуры и образности. Мы используем возможности архаичного закона аналогии, в рамках которого допустимы сравнение и параллели от геометрии форм к числу, от образа человека к образу храма, равно как от геометрической формы к образу человека, вселенной или храма. Эта вариативность – основа Церковного догмата о соответствии Земного и Небесного. На языке геометрии – это знаковое соответствие круга и квадрата, или иными словами правило «квадратуры круга», понимаемое как аналогия смыслов и форм. (Рис. 1). Рисунок 1. Таблица «Образ мира - Imago Mundi».

centr_krug_4

Построение идеального круга к заданному квадрату со стороной, равной 10 единицам измерения. В результате построения, диаметр окружности соответствует стороне квадрата в пропорции 12:10. Рисунок Городовой М.

Стоит сказать о том, что сопоставление, которое мы предлагаем: а именно, сравнить принцип геометрического языка на схеме Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» и геометрическую схему с изображением древнерусских церквей, представляет собой обычный опыт выстраивания связей и соответствий в древнейшей системе аналогий. В изображении «Витрувианского человека» отношение диаметра круга к длине стороны квадрата соответствует пропорции 12:10 ( Рис. 2). Рисунок 2. «Витрувианский человек» на рисунке Леонардо да Винчи в центре квадрата и круга (Отношение диаметра круга к стороне квадрата соответствует пропорции 12:10). Геометричееский анализ Городовой М.

Анализ пропорций культовой архитектуры с применением аналогии 12:10 убеждает нас, что в совпадении нет случайности. Это – проявление единого принципа, по которому выстраивались аналогии с глубокой древности, и в эпоху средних веков об этом не было забыто. Отсутствие прямых комментариев говорит об элементарности транслируемого принципа, не требующего дополнительных разъяснений кроме рисунков и общих схем. Пропорция 12:10 остается внутренней музыкой этого изображения, единством микрокосма и макрокосма, Земного и Небесного (Рис. 3). Рисунок 3. Последовательное выстраивание идеограммы «Образ мира - Imago Mundi», лежащей в основании индуистского храма. Построение идеального квадрата к заданному кругу. В результате построения, как и в описанных ранее примерах, диаметр окружности соответствует стороне квадрата в пропорции 12:10.
Связующим компонентом в ряду этих аналогий будет схема квадратуры круга, которая дает пример соответствий Небесного и Земного мира в пропорции 12:10. Красота символа квадратуры круга, а это изображение именно так следует понимать, состоит в том, что его аналогии работают как минимум на трех уровнях. Первый – это мифологема Образа Мира в его неразрывном единстве, которая приводит к теме Софии, Премудрости Божьей. Второй – символика чисел, которая имеет свои основы в богословии, математике, астрономии, музыке, физике и метафизике – говорит в унисон с мифологемой о квадрате и круге как imago mundi. И третий – это символика геометрических соответствий, благодаря которой становится очевидным, что универсалии микрокосма и макрокосма красноречивы и в языке графических подобий, и в языке предметных подобий. Все это говорит о парадигме «coincidentia oppositorum» понимаемой в нашем случае через геометрию квадратуры круга6, поскольку его аналогии уходят корнями в глубокую древность. Необходимо заострить внимание на общей мерной единице, которая образуется в результате объединения трех фигур: круга, квадрата и человека. Приведем интересную и крайне важную параллель, замеченную нами в древнейших ведических правилах построения геометрии храма Васту-шастра7, описанных в трактате «Маносара Шилпа шастра». Идеограмма построения взаимозависимых круга и квадрата, приведенная в этом трактате, совершенно аналогична кругу и квадрату Витрувианского человека Леонардо да Винчи, и как мы увидим далее – традиционной схеме формирования структуры древнерусского храма. Вся эта цепочка аналогий воспроизводит одну и ту же числовую и геометрическую схему, заключенную в пропорции 12:10 или 6:5 и манифестирующая разными эпохами соответствие макрокосма и микрокосма.
В нашем случае, парадигма «coincidentia oppositorum» выраженная через квадратуру круга является фигуративным отображением идеи творческого единства, лежащего в основе Мира. Геометрический символ представляет графический способ выражения, язык рисунка определяет принцип антропоморфизма как основное правило считывания аналогии, а мифологема определяет диапазон преданий и описаний, словесно раскрывающих главную идею. В этом осуществляется сам принцип символики, которая, по утверждению Р. Генона, может существовать во множестве различных форм, поскольку она «основана на отношениях аналогии или соответствия между идеей, которую надо выразить, и образом графическим, словесным или иным, посредством которого его выражают. Можно было бы говорить не об идее и образе, которые мы только что выразили, а о двух реальностях различного порядка, между которыми существует соответствие, имеющее основание одновременно и в той и в другой; в этих условиях реальность одного уровня может быть выражена в реальности другого уровня, становящуюся когда-то символом другой…»8. Необходимо подчеркнуть еще раз, что пропорция Небесного и Земного 12:10, выраженная парадигмой «coincidentia oppositorum», позволяет расширить наше понимание принципов осмысления сакрального пространства храма и реконструировать методы креативного мышления. Основываясь на архаичной космогонии, именно «coincidentia oppositorum» как целостность бытия стихий определяет жизнь космоса, все законы существования духовных и физических структур. Квадратура круга – это модель сотворенной вселенной, Imago Mundi, таинство союза Земли и Неба. Квадратное основание – это земля, и округлость кровли – небо; мечта о рае – восстановление связи Неба с Землей. Соединение Земного и Небесного «как на Небе, так и на Земле» – главная задача трансформации формы квадрата в форму круга, и главная парадигма церковного зодчества. Линейность восприятия земного пространства трансформировалась средневековым сознанием в устойчивую парадигму, транслирующую схему: квадрат на Земле, по подобию человека совершенного, по Аристотелю «совершенно квадратного». Круг – на Небе, в обители вечности, пакибытии. В решении вопроса соответствия модели Мира и модели Человека кроется способ построения пропорций архитектуры храма. Квадратура круга – это принцип соединения двух противоположностей, и весь мир является производной от этих принципов. По сути, это символ тела Вселенной, символ Первопринципа. Поэтому – это символ Храма как тела Вселенной. Геометрия, представляющая своим языком возможность универсального познания мира, дает геометрическое соответствие Земного и Небесного мира в числовой пропорции 10:12. Чтобы линейно отобразить небесную сферу на земной поверхности, на рисунке образ квадрата был приведен к соответствию круга. На земле, в квадрате используется десятичная система. Все что в круге, под сферой – 12-, 24-, 60-ричная система… и т.д. Все знания о Небесном мире.
Числа 12 и 10 были священными у этрусков, иудеев, египтян. Задача круга – это необходимость отобразить законы времени, сроков и абсолютной вечности. Поэтому окружность такого простейшего для современности предмета, как часы, поделена на 12 делений. Круг небесных сфер, составляющий вселенную, поделен на 12 периодов. Календарь и исчисление времени архаики основан на двенадцатичастном делении круга. Двенадцатичастное строение Небесного мира постулировано двенадцатичастным Зодиакальным кругом, двенадцатичастным Годовым кругом, двенадцатичастным делением суток на день и на ночь, двенадцатичастной структурой Небесного Иерусалима и т.д. Христианская культура принимает «церковный год как замкнутый литургический цикл. Ритм его жизни определен праздниками, которые, преодолевая текучесть временного потока, открывают мир вечного. Символика числа 12 глубоко обоснована в христианстве, будучи числом, олицетворяющим духовную полноту и гармоническую завершенность: двенадцать колен Израилевых, двенадцать судей, двенадцать апостолов. Святая Пасха – духовный центр 12 великих праздников».
Десятичная система счисления антропоморфна. Строение земного мира понимается соответствующим строению человека, который в теории закона аналогий принят «мерой всех вещей». Отсюда десятичастность – как образ земного совершенства. Его образцом стало тело человека, микрокосм, простейшая счетная система которого определена числом пальцев на руках и ногах. Декада содержит в себе все гармонические и числовые соотношения, все свойства предшествующих чисел. Она завершает абаку или пифагорейскую числовую таблицу, совокупность таинств Вселенной, число заповедей Ветхого Завета, число Древа Сефирот и десяти стран света. К ним относятся – Восток, Запад, Север, Юг; четыре промежуточных – Северо-Восток, Юго-Восток, Северо-Запад, Юго-Запад; Зенит и Надир. Число 10, возведенное в степень, дает число 100. Число Софии – Премудрости Божией. Таким образом, глубинный смысл этого числа содержит в себе глубинное единство Земного и Небесного. Сторона квадрата представляет отрезок с началом и концом жизни. Это – аллегория пути от рождения до смерти. Поэтому образ земной жизни человека представляет аналогию квадрату. В античности совершенным считался человек «квадратный». Знаменательно, что размах рук человека соответствует, с небольшой поправкой, высоте роста человека. Эта закономерность остается основной опорой «квадратной» аналогии человеческого тела.
Схема Леонардо да Винчи, демонстрирующая человека «совершенного», «квадратного» (по Аристотелю), представляет пример соответствия круга и квадрата в пропорции стороны квадрата 10:10 (вариация 5:5) к диаметру круга 12:10 (вариация 6:5). Человек «совершенный» с поднятыми руками относительно своего роста (сторона квадрата) определяет диаметр совершенного круга в соответствии 12:1011. По сути, перед нами, подобная нашей, геометрическая схема соответствия круга и квадрата в пропорции 12:10. Таким образом, можно утверждать, что парадигма квадратуры круга состоит в аналогии круга и квадрата, понимаемой как аналогия Небесного и Земного, макрокосма и микрокосма. Мир или Вселенная, уподоблялись человеку. Поэтому Пифагор называл человека микрокосмом, то есть «маленьким миром», в миниатюре представляющем собой совокупность всех качеств, которые можно встретить и в «большой», то есть внешней, Вселенной12. По теме «макрокосм-микрокосм» в иудейской среде обнаруживаются аналогичные умозрения по поводу имени Адам. Один из текстов «Сивиллиных книг» (III, 24-26), датируемых II или I в. До н.э., объясняет имя Адам как символ Космоса: А = anatole, Восток; D = dusis, Запад; A = arktos, Север; M = mesembreia, Юг13.
Парадигма земного и небесного постулируется в геометрической схеме построения круга на основе квадрата, пропорции которых отвечают пропорции 12:10. Это символическое соответствие небесного и земного, макрокосма и микрокосма. Соответствие 12:10 можно считывать как 6:5. Толкование значения пропорции дает совершенно аналогичные смыслы. На схеме приведено построение круга с диаметром в 12 частей на основе квадрата со стороной равной 10 частям. Стоит заметить, что число пять считалось символом материального мира – знаком микрокосма. Число 5 – пирамида, объемная фигура, означающая вселенскую идею бессмертия. Пять – это квинтэссенция в ряду четырех стихий, знаменуемых квадратом; шесть – знак макрокосма, символизирует шесть измерений, составляющих любую физическую форму пространственного тела, правильный шестиугольник, звезда Соломона и геометрическая основа круга. «Пятеричная космологическая основа – четыре стороны и центр – является образцовой моделью классификации и в то же время утверждением универсальной гомологичности».
Метафизическая задача совмещения небесного и земного в христианской культуре осуществлена в образе Христа Спасителя – совершенного Бога и совершенного Человека. Культовая архитектура постоянно демонстрирует решение этой же задачи. Храм как образ макрокосма и микрокосма в своем единстве представляет символический «образ мира».
Квадратура круга это парадигма храма, акцентировано выявленная в его ядре – подкупольном квадрате – который проявляет своей структурой совмещение круга и квадрата. В христианской традиции эта структура сложилась в целом в Византии к IX в. – X в. И была наследована Киевской Русью. Опыт анализа пропорций Софийского Собора в Новгороде позволяет предположить наличие связи символики квадратуры круга и посвящения храма Софии (1045-1050гг.). Не исключено, что именно в посвящении храмов образу Софии наиболее полно проявится тема «Сoincidentia oppositorum». Столь характерное для «софийного» посвящения число 100 (или кратные вариации к 10) в размерах храмов определяет наличие второго числа квадратуры круга – 120 (или кратные вариации к 12). В Новгородской Софии 100 футов (в 1 футе – 0,315-0,325 м) соответствует полной длине собора по оси восток-запад и высоте от уровня пола до центральной точки свода центральной главы, 120 футов соответствует ширине собора по оси север-юг и высоте собора «с верхом». Становится очевидным, что древние мастера осознанно подчинили структуру храма числам, в которых осуществляется аналогия Земного и Небесного. Аналогия, обозначающая творящую силу Бога. В целом, соответствия круга и квадрата в пропорциях древнерусских храмов могут быть интерпретированы как «софийная» пропорция, дающая такие числовые закономерности: 100:120; 75:90; 50:60; 25:30 (Рис. 7).
Творческий аспект, проявленный символикой «квадратуры круга», в богословии ярко представлен творящей деятельностью Бога – Софией 15. София – персонификция Премудрости. «Премудрость созда Себе дом» – священнодействием сотворения мира, человека и храма. В связи с этим приемом уподоблений очень важны примеры осмысления образа храма как «Дома Премудрости» в целом, и храмы, посвященные образу Софии Премудрости Божьей.

Рис. 003

«В Новгородском Софийском соборе связь посвящения со смыслом Притчи о Премудрости прямо выражена на свитке пророка Соломона, изображенном на барабане центрального купола: «Премудрость созда Себе дом». (Притч. Сол.9, 1-11)»16. Правило «квадратуры круга» наиболее четко считывается в храмах «софийного» типа, наследственные черты которых носят чистую аналогию византийской традиции. Явление нового канона в архитектуре, ознаменованного строительством Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры в 1073 году определило уникальные для архитектурной традиции Руси системы пропорций, запечатленные в Киево-Печерском Патерике, которые заняли главное приоритетное место в структурировании храмов. Пропорции модели «сoincidentia oppositoum» 12:10 с этого периода уступили место Киево-Печерскому канону, определяемому числовым рядом 20:30:50. Закон аналогии постулированный концепцией «сoincidentia oppositoum» выстраивает цепочку связей, в которых число, мера, геометрия, архитектурные формы и образы, художественные произведения, мифы и предания доносят единую парадигму. Пусть это не буквальное повторение, но действие «по-аналогии». А именно это и является формой жизни традиции.
 


Библиография:
1. Генон Р. Великая триада. – М., 2010.
2. Генон Р. «Символика креста». – М., 2004.
3. Городова М. Н. «Яко на небеси и на земли» или размышления о круге и квадрате. Архитектура и современные информационные технологии: AMIT 2 (15) 2011. http://www.marhi.ru/AMIT/
4. Квилидзе Н. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией // Православная икона, канон, стиль. К богословскому рассмотрению образа. – М., 1998.
5. Рабинович В. Алхимия. – С-Пб., 2012.
6. Настольная книга священнослужителя. – М., 1983.
7. Неаполитанский С. М. Матвеев С. А. Секреты ведической архитектуры. Сакральная архитектура города богов. М., 2013.
8. Пайк А. «Мораль и догма». – М.: Издательство «Ганга», 2007.
9. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М., 2009.

Теги: законы священного искусства меры и правила пропорционирования квадратура круга