point +7(495) 639-94-84

Анонс лекций "Модерн многоликий: стиль эпохи"

общее

 

вернуться-->>

На «повороте столетий» - на рубеже XIX-XX веков - мир стремительно менялся благодаря промышленной революции. Вызовы времени заставили иначе посмотреть на формирование архитектурной и предметной среды, активизировать поиски художественного языка эпохи. Среди мастеров модерна плеяда замечательных и удивительных людей – Виктор Орта и Анри ван де Вельде, Рене Лалик и Гектор Гимар, Альфонс Муха и Отто Вагнер, Йозеф Ольбрих и Густав Климт, Чарльз Макинтош и Арчибальд Нокс, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Август Эндель и Герман Обрист, Рихард Римершмид и Михаил Эйзенштейн, Луис Доменек-и-Монтанер и Антонио Гауди-и-Руис, которые, в буквальном смысле, преобразили облик европейских городов и изменили культурный ландшафт, придав и тому, и другому – изящество и оригинальность. Несмотря на приоритет принципа рукотворности в создании предметной и интерьерной среды, художники и архитекторы искали не только способы возрождения существующих и забытых традиций, но и внедряли инновационные материалы и технологии.

Курс рассчитан на широкую аудиторию. Для активизации навыка визуальной насмотренности и глубокого погружения в материал, курс поддержан мультимедийным форматом презентаций (200 - 300 слайдов), что позволяет не только познакомиться с творчеством архитекторов и скульпторов, декораторов и дизайнеров, живописцев и графиков, стекольщиков и краснодеревщиков, мастеров керамики и ювелиров, но и сформировать понимание особенностей становления и развития стиля ар нуво в разных культурных средах. 

Курс состоит из 17 лекций:

1.Виктор Орта и бельгийский ар нуво

2. Ар нуво: парижская школа и ее мастера.

3. Французский ар нуво. Эмиль Галле и школа Нанси

4. Уильям Моррис, Arts&Crafts и modern style  

5. Чарльз Макинтош и школа

6. Альфонс Муха и пражский модерн

7. Густав Климт и венский сецессион

8. Югендстиль, его особенности и мастера

9. Карло Бугатти и Джино Коппеде: либерти и его особенности

10. Антонио Гауди и мастера каталонского модерна

11. Луис Тиффани и Луис Салливен: американский модерн

12. Русский модерн: сказочный мир искусства

13. Arte di vivere: мебель европейского модерна. История, типология, мастера

14. Хрупкая красота: художественное стекло европейского модерна

15. Изящество роскоши: мода и ювелирное искусство ар нуво

16. Всемирное наследие модерна. Город и стиль. 80 городов модерна

17. Метаморфозы стиля. Ар нуво и ар деко: общее и особенное

Краткое описание лекций: 

1.Виктор Орта и бельгийский ар нуво

Родоначальником ар нуво принято считать бельгийского архитектора Виктора Орта, который поставил под вопрос классическую ордерную архитектуру, предложив новый подход к формированию пространства, где каждый элемент – и конструктивный; и декоративный – подчинены единому художественному образу. Не только архитекторы и художники, но и критики оценили уникальность новой стилистики ар нуво. «Сейчас в Брюсселе, — писал критик и искусствовед Людвиг Хевеши, — живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».

О том, почему Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры Европы; как повлияло электричество на мир искусства; почему стекло и чугун стали любимыми материалами творчества бельгийцев; почему возник новый тип частной архитектуры – «дом для любителя искусств»; в чем особенности «свободной планировки»; о влиянии африканской культуры на новое искусство и работы Филиппа Вольферса; о том, какие шедевры Анри ван де Вельде, Виктора Орта, Поля Анкара, Гюстава Стровене, Поля Коши, Гюстава Серрюзье-Бови вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

2. Ар нуво: парижская школа и ее мастера

26 декабря 1895 года в Париже открылась художественная галерея Зигфрида Бинга, в которой не только продавались произведения традиционного искусства Китая и Японии, но и выставлялись работы французских художников Огюста Родена, Тулуз-Лотрека, Альфонса Легро, Эдуарда Вуйяра, Шарля Конде и др. Интерьер галереи оформлял бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, а витражи сделал американский художник Луис Тиффани. Называлось модное место Maison De L'Art Nouveau.

О том, как оберточная бумага повлияла на стилистику французского ар нуво; о путешествиях братьев Гонкур и работах Кацусика Хокусая; об архитектуре Парижа и Гекторе Гимаре; почему выходы парижского метрополитена прозвали «порнографическими», а чей дом прозван «беспорядочным»; о значении флористического орнамента в синтезе искусств; о Всемирной выставке в Париже 1900 года; - об этом и много другом мы поговорим на лекции.

3. Французский ар нуво. Эмиль Галле и школа Нанси

Один из центров развития французского ар нуво - Нанси, небольшой город в Лотарингии, в котором Эмиль Галле основал стекольную фабрику. Это событие оказало заметное влияние на развитие Нанси в дальнейшем, столь же значимое, как и основание в 1901 г. местного объединения промышленных искусств - «Alliance provinciale des Industries d’Arts», в программу которого входило объединению традиций ручного труда и новых потребностей индустриального века.

О «прозрачном периоде» в творчестве Галле и разных техниках работы со стеклом - «лунный свет», мартеле и маркетри; об ажурных работах Виктора Пруве и поэзии металла; почему вещи научились говорить на языке поэзии; о фантазиях братьев Дом и успешной маркетинговой политике бренда Daum; чем удивляли работы Анри Берже, Анри Биго и Эжен Валлен; об экспериментах в мебельном производстве Луи Мажореля и его удивительном дом, построенном Анри Соважем; об Эжене Корбене и музее школы Нанси; - обо всем этом мы поговорим на лекции.

4. Уильям Моррис, Arts&Crafts и modern style

Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который создал «Arts&Crafts» - структуру, которая станет впоследствии образцовой для всего мирового художественного сообщества.

Об экспериментах британских архитекторов Филиппа Уэбба, Чарльза Войси и Хью Бэйли Скотта; почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу; о кельтских корнях графических и дизайнерских работ Арчибальда Нокса; о том, почему «Павлинья комната» вдохновила Обри Бердслея; о том, за что боролось общество «За высокохудожественную фотографию»; о творчестве Уолтера Крейна; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

5. Чарльз Макинтош и блистательная Школа Глазго

Ядром школы Глазго была «группа четырех» – Чарльз Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд. Эта группа создала неповторимый стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и графике, который получил признание в Европе и России, но вызывал отчаянные споры в Британии. Несмотря на то, что многие реализованные проекты школы Глазго погибли в горниле истории, остальные как, например, Школа Искусств Глазго (Glasgow School of Art), Хилл Хауз (Hill House), Школа на Скотланд-стрит (Scotland Street School), сейчас признаны выдающимися памятниками архитектуры.

О традициях сельского шотландского жилища и особенностях «баронского стиля»; о журнале Evergreen и влиянии кельтского искусства; об истории строительства здания для самой крупной Школы искусств в Глазго и структуре образования в стенах этого учреждения; о проекте чайной комнаты на Ивовой улице; почему дети в Scotland Street School всегда ходили в сухих пальто; и почему стулья Макинтош продаются за сто тысяч фунтов; как изменились чайные традиции и о проекте «Чайных комнат», – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

6. Альфонс Муха и пражский модерн

Работы Альфонса Мухи можно увидеть на обложке обыкновенного блокнота и новомодного скетч-бука, на футболке известного бренда и на фарфоровой кружке. Эти образы столь популярны, что давно стали симулякрами. Когда-то они восхищали не только европейскую публику, но и американскую. Издатели обеих континентов предлагали выгодные условия сотрудничества, производители весьма разнообразной продукции - от сухого молока до бисквита и игристого шампанского - заказывали рекламу, влиятельная и богатая публика заключала контракты на оформление своих вилл, а красотки хвастались украшениями французского ювелира Жоржа Фуке, выполненными по эскизам Альфонса Мухи, правительство Чехословакии доверило ему художественное формирование нового дизайна денежных купюр и почтовых марок.

На лекции мы поговорим не только о живописи и графике Альфонса Мухи, его страстном увлечении фотографией и огромном фотоархиве; но и выясним, в чем особенности выразительного языка художника, и как происходила трансформация «стиля Мухи»; увидим работы, которые мастер считал самыми важными и значимыми в своей жизни – «Отче наш» и «Славянская эпопея», изучим особенности его подхода к «Documents Decoratifs», поймем, почему творческий тандем французского ювелира Фуке и Мухи был столь длительным и плодотворным, а также увидим интерьерные работы мастера.

7. Густав Климт и венский сецессион

Густав Климт стал первым председателем венского Сецессиона - объединения, объединившего не только молодых, но и маститых архитекторов и художников - Отто Вагнера и Йозефа Ольбриха, Макса Курцваля и Эрнеста Штёра, Макса Фабиани и Йоже Плечника, Павла Янака и Оскара Кокошки, Эгона Шиле и Яна Котера. Протестуя против догматичности академического искусства, они развивали новый стиль, который называли «стилем практической полезности», в котором яркая выразительная художественная форма соединилась с подчеркнутой функциональностью; а геометрическая ясность с лаконичной декоративностью.

На лекции мы поговорим не только о живописных, графических и интерьерных работах Густава Климта, особенности его творческой манеры и влиянии на европейское искусство, но и о значимости трибуны Сецессиона - журнала «Ver Sacrum» и его главном редакторе Альфреде Роллере; знаковых и малоизвестных работах сецессионистов – Отто Вагнера и Макса Клингера, Йозефа Ольбриха и Карла Молля, Коломана Мозера и Йозефа Хоффманна; о том; почему вагнеровская школа повлияла на формировании петербургского и московского «модерна»; о Венских мастерских и реформировании художественных ремёсел.

8. Югендстиль, его особенности и мастера

Журнал Jugend пользовался большой популярностью и в Германии; и за рубежом. Его издатель Георг Гирт стремился не только объединить баварских, немецких и австрийских архитекторов и художников, но и сотрудничал с русскими - Константином Сомовым, Иваном Билибиным, Львом Бакстом. Успех мюнхенского издания был столь велик; что по его образцу были созданы и «Мир искусства», и «Золотое руно».

Почему югендстиль получил развитие больше в Мюнхене, Дармштадте и Веймаре, но не в Берлине; какие проекты Петера Беренса, Рихарда Римершмидта, Пауля Бруно, Бернхарда Панкока, Германа Обриста и Отто Экмана вошли в сокровищницу европейского модерна; почему Франца фон Штука называли «королем художников»; почему типографский станок стал символом эпохи; как повлияла японская каллиграфия на формирование выразительного языка стиля; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

9. Карло Бугатти и Джино Коппеде: либерти и его особенности

Чтобы помочь посетителям английского модного магазина Liberty сориентироваться в запутанной планировке здания, в 1970 году был издан специальный буклет «Как не потеряться в «Либерти»!». Действительно, во все времена, начиная с его открытия в 1875 году, здесь было, на что посмотреть и где заблудиться! Особенных успехов достигло миланское отделение торгового дома «Либерти», и со временем целое направление в итальянском искусстве стало носить это имя.

Почему Карло Бугатти считали «восточным романтиком»; чем отличалась Международная выставка в Турина от европейских сессий; как улитки определили форму комнаты; какие принципы стали основополагающими при проектировании римского квартала Джино Коппеде; о чем мечтали Сегантини Джованни, Галилео Чини и Антонио Сант-Элиа, и в чем особенность «Новых устремлений»; - об этом мы поговорим на лекции.

10 Антонио Гауди и мастера каталонского модерна

В 2017 состоялось долгожданное открытие – вилла Висенса стала доступна для посещения, и теперь каждый может увидеть одно из первых творений Гауди. Многие проекты каталонских мастеров удостоены чести быть в списке культурного наследия ЮНЕСКО.

На лекции мы увидим разные проекты каталонских матеров - Замок трех драконов, Дворец каталонской музыки, дом Лео Морена, парк Гуэля и Храм Святого семейства и многие другие, поговорим в чем особенность каталонского модерна и уникальность выразительного языка художников, как дальше развивалась органическая архитектура и случится ли канонизация Гауди.

11.Луис Тиффани и Луис Салливен: американский модерн

Луис Тиффани получал заказы от нью-йоркского богача Генри Хэвемайера, промышленного магната Эндрю Карнеги, мультимиллионера Корнелиусу Вандербильта, писателя Марка Твена и американского президента Честера Алана Артура. Тиффани не только блистательно продолжил семейное дело, но и дал имя целому направлению, объединив вокруг себя талантливых архитекторов и художников, которые стремились выразить дух нового стиля.

О влиянии исламского искусства на американский модерн; об интерьерах Белого дома в Вашингтоне и стеклянной часовне в Чикаго; о цитадели Самуэля Клеменса в Хартворде; о работах Джона ла Фаржа и Огастеса Сент-Годенса; о Джорже Артуре Нэше и разработке стекла фавриль; об инновационном сплаве пчелиного воска и олова; о собственном доме Тиффани в Оустер-Бэй и отеле Four Seasons; об экспонатах Morse Gallery of Art и Chrysler Museum; о развитии компания Tiffany; о небоскрёбах и банках Луиса Салливена; инновациях Фрэнка Ллойда Райта; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

12.Русский модерн: сказочный мир искусства

При всей определенности художественных тенденций искусство модерна не было монолитным, поиски шли в разных направлениях. Однако можно без особого труда составить перечень русских мастеров, творчество которых определило оригинальное здание этого стиля. Виктор Васнецов и Михаил Врубель, Михаил Нестеров и Виктор Борисов-Мусатов, Василий Поленов и Иван Билибин, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Федор Лидваль и Николай Васильев, Павел Овчинников и Иван Хлебников создали новый прекрасный, чарующий мир, в котором грань между высоким искусством и прозаичными бытовыми вещами были стерты.

 В чем особенности эстетической программы «Мира искусства»; почему в Париже гремели «Русские сезоны» ; какие принципы определили работу мастерских в Абрамцево и Талашкино; почему на московскую «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля» приехали Йозеф Мария Ольбрих, Петер Беренс и Чарльз Макинтош; чем отличались орнаменты Прохоровской Трехгорной мануфактуры, и почему критики называли модерн «чухонским»; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

13.Arte di vivere: мебель европейского модерна. История, типология, мастера

Эстетизация архитектурной и предметной среды привела в необходимости заниматься мебельным производством не только специалистов-краснодеревщиков, но и попробовать свои силы архитекторов, которые предложили не только концептуальный подход к оформлению интерьера, но и расширили типологию мебели.

Какие формы приобрела корпусная мебель во главе с «многоуважаемым шкапом», как экзотические породы древесины розовое, красное, черное дерево при сохранении приоритета в мебельном производстве соседствовали с местными грушей и карельской березой, кто запантетовал шпонировани, и какое развитие получило маркетрирование, как использовалась интарсия и инкрустация, чем отличается лак Мартин от лака уруси, как происходила интеграция японского природного лака в европейское мебельное производство, появились ил конкуренты у венского стула, кто интегрировал камыш и тростник в мебельное дело, какое новые предметы меблировки стали украшать частные дома, почему завоевали популярность чайные стоики и диваны для бесед, и чем отличались «бабушкины» и «дедушкины часы», — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

14. Хрупкая красота: художественное стекло европейского модерна

Стекло оказалось удивительно созвучно стилистике модерна. Качество этого материала с его прозрачностью и текучей пластикой, с неисчерпаемой палитрой оттенков и многообразием фактур позволяло расширить диапазон использования. Художники смело интегрировали его и в новом контексте – и в оформлении интерьера, и в ювелирном искусстве. Многочисленные витражи придавали красочность архитектурным образам, а опаловое стекло заменило бриллианты.

 На лекции мы поговорим не только об экспериментах и инновациях Эмиля Галле и Рене Лалика, братьев Дом и Луиса Тиффани, но и о работах Дезире Христиана, братьев Мюллер, компании Legras & Cie; узнаем, какие техники работы со стеклом использовались («лунный свет» и патинирование, мартеле и маркетри etc); какие маркетинговые стратегии по продвижению художественного стекла стали самыми успешными и каким образом удалось совместить высокое искусство и требования рынка; в каких музеях можно увидеть самые большие коллекции художественного стекла.

15. Изящество роскоши: мода и ювелирное искусство ар нуво

Благодаря таланту блистательных художников – Анри Веве и Эжена Грассе, Жоржа Фуке и Альфонса Мухи, Люсьена Гайара и Рене Лалика, Люсьена Готре и Филиппа Вольферса, Карла Фаберже и Павла Овчинникова, Арчибальда Нокса и Ивана Чичелева, Луиса Масриера-и-Розеса и многих других, – ювелирное дело вышло на авансцену «высокого штиля». На рубеже XIX-XX вв. ювелиры смело экспериментировали с разными материалами. Опал и жемчуг, лунный камень и халцедон, турмалин и аметист, топаз и зеленый гранат, хризопраз и жемчуг приобрели столь же высокий статус, как и традиционные бриллианты, сапфиры и рубины. Появлялись новые технологии и возрождались старые техники – клуазоне, шамплеве, плик-а-жур, пат-де-вер, гильош. Всё это расширило диапазон выразительных средств стиля модерн и способствовало формированию новых ценностей.

Почему ботаника стала самой изучаемой областью в ювелирном искусстве; какие изменения в моде привели к возникновению новых типов украшений; кто научился культивировать жемчуг и выращивать искусственные рубины и сапфиры; как национальные традиции влияли на стилистику европейский ювелирных домов; какие полудрагоценные камни и необычные экзотические материалы (янтарь, панцирь черепахи, слоновая кость, малахит) использовали мастера модерна; какое значение имела Всемирная выставка в Париже 1900-го года в развитии ювелирного дела; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

16. Всемирное наследие модерна. Город и стиль. 80 городов модерна

Европейская ассоциация стиля модерна/RANN внесла в свой реестр 80 городов, в которых эта стилевая система получила максимальное развитие. Среди них есть и хорошо известные европейские столицы мир, так и и скрытые от туристических троп места: Брюссель и Париж, Лондон и Льеж, Антверпен и Асторга, Буэнос-Айрес и Картахена, Будапешт и Глазго, Дармштадт и Москва, Шо-де-Фон и Лима, Орадея и Нанси, Рига и Рим, Палермо и Суботица, Кагррига и Веймар, Прага и Гавана, Хельсинки и Олесун.

На лекции мы поговорим о тех европейских и городах, где стиль ар нуво получил максимальное развитие, и сформировал облик кварталов, узнаем, какие архитекторы разрабатывали новый подход к жилой среде, узнаем, какие здания были признаны образцовыми в архитектурном сообществе и почему, как влияли национальные традиции на становление регионального модерна, в чем общее и особенное проявления стиля модерн в зависимости от культурного контекста, какие существуют музеи модерна в России и за рубежом, какой фестиваль ар нуво считается самым значимым, узнаем, какие существуют профильные журналы, посвященные стилю ар нуво.

17. Метаморфозы стиля. Ар нуво и ар деко: общее и особенное.

Эта лекция будет интересна не только тем, кто делает первые шаги на пути исследования художественных стилей, но и тем, кто считает себя большим докой в искусстве. Художественная жизнь XX века далека от прописных истин и однозначных трактовок, и в среде специалистов существует множество точек зрения по поводу особенности развития стилевых систем и художественных направлений.

На лекции мы разберем две большие стилевые системы – ар нуво и ар деко, поговорим об особенностях художественного языка и основных эстетических принципах ар нуво и ар деко, разберем конкретные примеры и работы мастеров, которые в своем творчестве работали в обоих стилях и создали особенную стилевую преемственность, а также увидим проекты архитекторов и художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, которые создали «иконы стиля», обогатив сокровищницу мировой культуры. 

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель (cтаж педагогической деятельности с 1998 года (МАрхИ, ВШС, МШД))., журналист, арт-терапевт.

Стоимость лекции - 500 р.  

По договоренности, возможно проведение индивидуальной или групповой лекции в будний или воскресный день.  

Заявку на проведение можно подать в произвольной форме.

Назад-->>

6 Климт и венский сецессион