Страта искренности. Конкурсный проект выставочного павильона на площади Tullinløkka в Осло, Норвегия
В 2025 году участникам конкурса «120 Hours» предложили разработать концепцию нового выставочного павильона для площади Tullinløkka в Осло (Норвегия), который должен был расположиться между двумя музеями. Павильон предлагалось посвятить всему тому, что было некогда утрачено или забыто.
В основе данного проекта лежит тема человеческих отношений — той сферы жизни, что обычно остаётся «за кадром». Отношения зарождаются, развиваются и завершаются. Мы привыкли фиксировать внимание на чём-то значительном: открытиях или достижениях, но при этом часто упускаем из виду сам их источник. Сотни страниц переписки, тысячи ежедневных сообщений в мессенджерах, устаревшие технологии — всё это принято считать мусором, которому место на свалке истории. Но на самом деле эти артефакты являются продуктом отношений, которые и сделали возможным тот или иной прорыв.
Проблема реорганизации площади Tullinløkka в Осло не теряет своей актуальности уже более 50 лет. Площадь обрамляют четыре здания, три из которых являются историческими. Причём два из них — это музеи, расположенные друг напротив друга.
Авторы сочли неверным нарушать целостность архитектурной композиции площади новой постройкой и поэтому предложили организовать музейное пространство под её поверхностью. Концептуально «Музей отношений» представляет собой — как в прямом, так и в переносном смысле — археологические раскопки. На поверхности площади это проявляется в форме «окна» — окна в мир человеческих отношений.
Этот проект — эксперимент, исследующий способы экспонирования продуктов человеческих взаимоотношений. Каждый слой подземной структуры музея повествует о типах коммуникации, характерных для своей эпохи: между людьми, странами и даже между человечеством и окружающей природой. Эти слои состоят из спрессованных свидетельств отношений: от кип бумажных писем до устаревших гаджетов и технологий. Вся эта толща пронизана сложной системой горизонтальных переходов и вертикальных лифтовых шахт, которые спускаются с поверхности вглубь. Естественный свет проникает в музей через горизонтальные витрины, вмонтированные в мощение площади, а также сквозь «открытый» слоистый подземный фасад.
Авторский коллектив:
Генрих Бартельс | Ведение проекта (главный архитектор проекта);
Анна Хачатрян | Компьютерное моделирование и визуализирование;
Анна Маркова | Компьютерная графика и вёрстка;
Художественный руководитель проекта: Егор Орлов.
Российский университет дружбы народов, 2025 год