Сидоров Максим. Постмодерн. Дом "Патриарх"
Дом «Патриарх» в Москве — один из ярких примеров постмодернистской архитектуры в российском контексте. Построен в 2002 году. Он сразу вызвал бурные споры в профессиональной и общественной среде, став символом архитектурного эклектизма и новой буржуазной эстетики в столице начала XXI века.
Архитектурный анализ
Постмодерн как архитектурное направление выступает против универсальности и безликости модернизма. Вместо чистых линий и функционализма — возвращение к историческим формам, цитатам, иронии и игре с контекстом. В этом смысле дом «Патриарх» — классический пример постмодернизма: Здание включает в себя элементы римской, венецианской и петербургской архитектуры XVIII–XIX вв. — колонны, пилястры, арки, портики, сандрики. Но также присутствуют элементы конструктивизма. Фасад декорирован в духе пышной «аристократической» архитектуры, но при этом функции дома сугубо жилые. Это создаёт впечатление «театра архитектуры». Здание не стремится быть «настоящим» в историческом смысле. Оно делает акцент на стилизацию, создавая «архитектурную цитату» — нарочито декоративную, почти сказочную форму.
Фасад насыщен деталями: балконы, полуколонны, лепнина, сложные карнизы. Все эти элементы «говорят» языком неоклассицизма, но при этом их сочетание часто нарушает каноны классической симметрии и логики. Окна разных форматов и размеров расположены с нарушением ритма, подчёркивая игру и отступление от рационализма. Подход сродни театральной декорации — здание как маска, как костюм. Это здание не про утилитарность, а про визуальное восприятие, престиж и «преставление».
Идеи и философия постмодернизма в «Патриархе»
Отказ от универсальности модернизма — нет больше «одного правильного пути». Всё зависит от контекста, от желания выразить вкус, статус, индивидуальность. Историзм и цитатность — история используется как палитра, из которой можно выбирать любые формы. Эстетика нарратива — архитектура становится рассказом, сказкой, аллюзией, а не просто утилитарной оболочкой. Противоречивость и множественность смыслов — здание может быть одновременно серьёзным и ироничным, красивым и кичевым.
Критика и восприятие
Здание выделяется на фоне безликой застройки, формирует узнаваемый образ, возвращает архитектуре декоративность. Однако его обвиняют в бутафории, «новорусском» вкусе, отсутствии подлинности и функционального смысла.