point +7(495) 639-94-92

Маджуга Мария. Архитектура постмодерна: игровая свобода против догм

Маджуга М. А. 4к. 6гр._page-0001

 

Сформировавшись в 1960-1970-х годах, архитектура постмодерна стала яркой реакцией на аскетизм модернизма с его строгим функционализмом и унификацией форм. Отвергая догмы «чистой» архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ, постмодернисты создали новый язык, построенный на исторических аллюзиях, иронии, эклектике и декоративности. Эта архитектура сознательно порывала с любыми формальными ограничениями, превращая каждое здание в уникальное высказывание.

Первый характерный сценарий постмодерна - свободное цитирование исторических стилей через призму гротеска и пародии. Архитекторы создавали своеобразные коллажи, где классические элементы получали неожиданную трактовку. Ярким примером является Шоурум Mazda работы Кэнго Кумы, где всем известные детали классической архитектуры гиперболизированы и собраны в коллаж.

Второй подход превращает здания в материализованные символы, совершенно не требующие расшифровки: например, легендарное здание «Утка» на Лонг-Айленде (1931), предвосхитившее постмодернизм. Любопытный пример советского постмодерна, который формально не признавался, но существовал де-факто - Аптека в Орехово-Борисово (Архитекторы Е. Асс и А. Ларин)

Третий сценарий предполагает творческий диалог с локальными архитектурными традициями. Баррио Гауди Рикардо Бофилла - фантазийная переработка средиземноморской архитектуры. В отличие от прямого копирования, здесь национальные мотивы получили современную интерпретацию.

Постмодернистская архитектура сознательно размывала границы между высоким искусством и массовой культурой. Ее главное наследие - свобода творческого высказывания, отказ от жестких канонов и игровое отношение к архитектурному языку.