Венский Сецессион и новый стиль
В 1897 группа молодых художников во главе с Густавом Климтом решила порвать с консерватизмом академического искусства и создать собственное творческое объединение «Венский сецессион», которое дало название австрийскому варианту стиля ар-нуво. Это название перекликалось с secessio plebis – демонстративным уходом плебеев, боровшихся против власти правящих патрициев, на Авентинский холм. Для художников Венского сецессиона создание своего объединения тоже было своего рода заявлением о желании порвать с отцами, оставить позади традиционные условности и сделать искусство подходящим для современного мира.
Павильон «Дом сецессиона», построенный Йозефом Марией Ольбрихом – важнейшее здание для австрийского ар-нуво. Архитектор говорил, что хотел «возвести храм искусства». Он представлял себе, что стены должны быть «белые и сияющие, выражающие чистое достоинство». Простая конструкция здания повторяет геометрические пропорции и осевую направленность древних храмов. Эта параллель была необычной для того времени, поскольку музеи и выставочные залы чаще всего выглядели, как величественные дворцы. Здесь же очевидны отсылки не к роскоши барокко, а к классике — они прослеживаются и в ясности организации фасада, и в головах горгон, охраняющих вход, и в куполе.
По задумке архитектора интерьер здания должен быть открытым и свободным, поэтому Ольбрих впервые применил подвижные перегородки. Внутреннее пространство павильона динамично и непостоянно, как и современная жизнь. Форма здания, состоящая из нескольких кубических объемов, очень лаконична, однако современники воспринимали ее как нечто экзотические и странное. Для этого здания было придумано несколько пренебрежительных прозвищ, например, “гибрид оранжереи и известковой печи”, “гробница”, а купол шутливо называли «позолоченной капустой». Однако искусство Венского сецессиона завоевало благодарную аудиторию среди богатых жителей Вены и даже получило официальную поддержку: дизайн австрийской валюты и марок был разработан в стиле ар-нуво.
В «Сецессионе» проходили выставки молодых художников, работавших в новом стиле. Наибольшую известность получила выставка 1902 года, посвященная Людвигу ван Бетховену. Именно для нее Густав Климт создал знаменитый «Бетховенский фриз», в котором он отражает свое понимание девятой симфонии Бетховена и те ощущения, которые возникали у него по мере прослушивания произведения. Помимо красок Климт использовал серебро и позолоту, осколки зеркал, гвозди и пуговицы. Фриз должен был отсылать зрителя к религиозной, алтарной живописи.
Здание Венского сецессиона, арх. Йозеф Ольбрих. Рисунок фасада, план.