Образ Греты Гарбо
Грета Гарбо, шведская и американская актриса начала XX века, обладала северной, утончённой красотой – её внешность казалась Голливуду инопланетной. Многие, пытаясь найти определение её красоте, называли актрису «Божественная». С приходом звукового кино голос Гарбо, глубокий, грудной, дополнил таинственный образ её героинь. Она была одной из немногих актрис немого кино, которые не потеряли себя с приходом в кинематограф звука.
Философ и литературовед Ролан Барт писал о Грете Гарбо как об архетипе 30-х годов. В своём эссе «Лицо Греты Гарбо» он относит «божественность» и статуарность актрисы к миру завершённых, чётко очерченных форм, которые являются одной из главных характеристик ар деко: «она словно низошла с небес, где все предметы сформированы и очерчены с величайшей ясностью». Также философ пишет о лице Гарбо, подчёркивая фатальность её образа: «За несколько лет до Гарбо Валентино своим лицом доводил зрительниц до самоубийства; её лицо тоже связано с этим царством куртуазной любви, где живая плоть порождает мистические чувства погибели».
Грета Гарбо. Фотография Кларенс Синклер Булл (Clarence Sinclair Bull)
В фильме 1931 года «Мата Хари» режиссёр Джордж Фицморис, Грета Гарбо и художники Седрик Гиббонс и Адриан создали свой, стилизованный образ известной танцовщицы «восточного стиля». Автор костюмов для актрисы в фильме – американский художник Андриан. Он говорил, что вдохновением для него служили "Русские сезоны" Дягилева и работы Поля Пуаре. При всём их заметном влиянии художник создал оригинальный образ, подчёркивающий холодную, нездешнюю красоту Греты Гарбо.
В отливающих металлическим блеском и при этом чувственных одеждах актриса схожа со статуэткой эпохи ар деко; её сложный головной убор подчёркивает жёсткие черты лица, будто высеченного из мрамора. Силуэт Греты Гарбо в обтягивающем костюме из фактурного материала напоминает образ женщины-змеи – опасной и завораживающей.
Грета Гарбо в фильме Джорджа Фицмориса «Мата Хари» 1931 года
В фильме «Вдохновение» Кларенса Брауна (1931) актриса сыграла музу Ивонн Вэлберт, покоряющую художников своей холодностью и красотой. Костюмы для Греты Гарбо, безукоризненно продолжающие образ, создал знаменитый художник Адриан, с котором она сотрудничала с 1928 года и до конца его карьеры. Особенно роскошным было вечернее платье из длинной тёмной ткани, сдержанно декорированное блестящими деталями – одеяние для истинной королевы чёрно-белого кино.
Грета Гарбо в фильме «Вдохновение» Кларенса Брауна (1931)
Писательница, сценарист Мерседес де Акосте создала очень точный портрет актрисы: «Чтобы понять Грету, вам надо понять Север. И пусть оставшиеся годы она проведёт в южном климате, всё равно останется северянкой, со свойственными Северу трезвостью ума и замкнутостью. Чтобы понять её, вы должны по-настоящему понять ветер, дождь, угрюмое, низкое небо. Она создана именно из этих стихий, в прямом и переносном смысле».
–––
Публикация подготовлена по следующим источникам:
Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.
История в женских портретах. Грета Гарбо. –– 2014, No. 58 –– 31 с.