Мебель Жака-Эмиля Рульманна: роскошь ар-деко
После Первой мировой войны европейцы искали новый язык искусства — направление, которое бы стало истинным отражением современности. «Всемирная выставка декоративных и прикладных искусств» 1925 года, прошедшая в Париже, сыграла немаловажную роль в этом процессе: на ней были продемонстрированы работы дизайнеров, определивших две основные тенденции в развитии искусства XX века, две диаметрально противоположные идеологии. Одной из этих тенденций был стиль ар-деко, название которого произошло от сокращенного названия выставки, словосочетания «Arts Décoratifs». Наиболее ярко этот стиль проявил себя в «Павильоне коллекционера» Жака-Эмиля Рульманна. Второе же важнейшее течение в искусстве того времени – направление функционализма, было представлено на выставке творчеством великого модернистского архитектора Ле Корбюзье.
Интерьер спальни в «Павильоне коллекционера» на выставке Des Arts Décoratifs Industriels Moderne в Париже. 1925.
Интерьер гостиной в «Павильоне коллекционера» на выставке Des Arts Décoratifs Industriels Moderne в Париже. 1925.
Если Корбюзье во главу угла ставил утилитарность, практичность и функциональность любого предмета и считал, что «дом — это машина для жилья», то для Жака-Эмиля Рульманна на первый план выходили совершенно иные принципы. Искусство ар-деко в отличие от функционализма не бежит за комфортом и логикой: оно вычурно и чрезмерно декоративно, но именно превосходство визуального над смысловым наилучшим образом раскрывает отношение к жизни целой прослойки состоятельных людей, живших в Европе и Америке в межвоенный период. Хотя этот стиль зародился еще в 10-е годы XX века, его расцвет приходится на ревущие 20-е – время беспечного наслаждения жизнью, время, когда люди, уставшие от аскетизма и ограничений, принесенных Первой мировой, хотели окружать себя изысканным искусством, которое не нужно анализировать и объяснять словами. И именно такое искусство предложил обществу гениальный дизайнер мебели Жак-Эмиль Рульманн.
Комплект мебели. Амбойна, слоновая кость, махагони, эбеновое дерево, рыбья кожа, шелк. 1919
Рульманн подвергался постоянной критике за игнорирование современных тенденций: он будто не синхронизировался с эволюцией дизайна своей эпохи, эпохи прогресса. Элитарность и роскошь – вот главные черты его творчества. Ле Корбюзье не уважал Рульманна за такой подход, он, напротив, выступал за доступность искусства, за то, что каждый человек заслуживает быть окруженным качественными и удобными вещами. Рульманн же настаивал, что только элита способна платить за все самое передовое и красивое. Он говорил, что богачи являются главными законодателями моды: именно высшие слои населения популяризируют новые идеи, распространяют новый стиль, и лишь посредством влияния на этих людей можно привнести изменения в массы. По его мнению, данное правило остается неизменным на протяжении всей человеческой истории, ведь даже в стародавние времена элита покровительствовала искусству, и все выдающиеся мастера работали при королевских дворах. Историк Аластер Дункан написал о самом Рульманне так: «Если бы Франция 1920-х годов была монархией, он, безусловно, занимал бы должность ébéniste du roi» (краснодеревщика короля). При изготовлении мебели дизайнер использовал невероятно дорогие, экзотические материалы: панцирь черепахи, эбеновое дерево, шкуру акулы, кожу пони, слоновую кость – не сложно догадаться, что себестоимость таких предметов была заоблачной. Это стремление к исключительности является, пожалуй, одной из важнейших черт искусства ар-деко.
Туалетный столик. Махагони, эбеновое дерево, слоновая кость, серебро, бронза. 1925
Самым главным источником вдохновения для Жака-Эмиля Рульманна был неоклассический стиль краснодеревщиков XIIX века эпохи Людовика XVI, его творчество, как и искусство ар-деко в целом – эклектично. Но важно понимать, что это совершенно не означало желания абстрагироваться от новых веяний: Рульманн часто использовал в своих работах находки модернистов, таких как, например, Адольф Лоос, сочетая их со стилизованными элементами из прошлого. Он делал все возможное, чтобы его мебель была удобной в использовании – например, после 1925 года в его проектах стали чаще применяться металлические крепления, поскольку центральное отопление в новых домах пагубно влияло на состояние шпона. Но Рульманн не позволял стремлению к функциональности превалировать над визуальной составляющей своей задумки, он никогда бы не принес красоту в жертву удобству. Даже после краха фондового рынка 1929 года и последовавшей за ним Великой депрессии, когда общество стало переходить к массовому производству, а некогда преданные клиенты больше не могли позволить себе роскошные вещи, Рульманн продолжал твердо придерживался собственного стиля. В тот непростой период он признался, что терпит финансовые убытки, заявив, что каждый предмет мебели, который он создает, стоит ему в среднем на 20-25% больше, чем он получает с его продажи. Тем не менее мастер отказался подстраиваться под экономическую ситуацию и не стал создавать менее дорогие версии своих проектов, чтобы повысить их доступность. Эта безусловная верность своим идеалам и непревзойденное мастерство закрепили за Жаком-Эмилем Рульманном статус лидера искусства ар-деко во Франции.
Кровать из экзотической древесины амбойны. 1920-е
К середине 1930-х годов экстравагантности ар-деко больше не было места в суровой реальности, мир поглотил кризис. А по мере того, как угроза Второй мировой войны становилась все ближе и ближе, на этот «кричащий» стиль, ассоциировавшийся с красивой и богатой жизнью, смотрели все с большим раздражением: в 1939 году ар-деко перестал существовать, и на его место пришли более функциональные направления в дизайне и архитектуре.
Туалетные столики из эбенового дерева. 1920-е
Эскизы Жака-Эмиля Рульманна
«Кровать-солнце» из эбенового дерева. 1930