point +7(495) 639-94-92

Ар-деко: легендарные здания, которые впечатляют по сей день

← Предыдущая Следующая →

 

В прошлом веке появилось множество архитектурных стилей, течений и направлений, которые актуальны и сегодня. Один из таких стилей, ар-деко, стал популярен после международной выставки в Париже в 1925 году, посвященной декоративному и промышленному искусству.

Для ар-деко в архитектуре характерно использование исторических отсылок, которые переделываются в новых структурных и пространственных условиях, сохраняя черты классических прототипов.

Однако в отличие от модернизма, создавшего целостную художественную систему, основанную на синтезе передовых структур, динамичных пространств и метода дизайна «изнанка наружу», ар-деко подчеркивает эффектные внешние особенности, которые могут преобладать над пластичностью формы. Это может включать намеренное несоответствие между изображением и функцией. Если для архитектуры модерна характерна плавная асимметрия с живописными изогнутыми линиями, вытекающая из ее конструктивной и органической сути, то стиль ар-деко обратился к линейной симметрии, кристаллическим объемам и монументальным ступенчатым композициям.

В начале 1900-х годов в Париже были построены два жилых комплекса Огюста Перре и Анри Соважа, ставшие премьерными произведениями архитектурного стиля ар-деко. Эти здания первыми использовали железобетон для строительства парижских резиденций. Их отличали простые линии, прямоугольные формы и минимальное количество декоративных элементов на фасаде. Это был явный отход от стиля модерн.

Публикации для сетей  

Жилой небоскреб Tour perret

Архитектура в стиле ар-деко отличалась четкими и часто богато декорированными геометрическими элементами конструкциями, что подчеркиваются блестящими металлическими вставками. Подавляющее большинство зданий, выполненных в стиле ар-деко, имеют удлиненную вертикальную форму всех элементов, поскольку они были построены таким образом, чтобы привлекать взгляды прохожих к себе за счет монументальности.

Позже такой дизайн чаще всего использовался в Соединенных Штатах для офисных помещений, государственных учреждений, театров и железнодорожных станций.

В числе самых узнаваемых - Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38- метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.

Ар_деко_легендарные_здания

Бывший сенатор Уильям Х. Рейнольдс заказал проект этого здания архитектору Уильяму ван Элену. Готовый проект был впоследствии продан Уолтеру П. Крайслеру под штаб-квартиру его компании.

К этому времени здание начинало подниматься к небесам: нью- йоркских строителей подстёгивало желание построить самый высокий небоскрёб в мире. Оно строилось со скоростью четыре этажа в неделю. Перед самым завершением здание сравнялось высотой с небоскрёбом архитектора Х. Крэга Северанса также известным как «Трамп-билдинг». Раньше Северанс и ван Элен были партнёрами, но пути их разошлись, и они стали заклятыми врагами. Северанс знал, какой должна быть высота здания его конкурента, и поэтому добавил к своему небоскрёбу ещё два фута, передав, таким образом, ему титул самого высокого здания в мире.

Не желая быть обойдённым, ван Элен получил разрешение от города увенчать здание 38-метровым шпилем. Шпиль из нержавеющей стали марки Nirosta, собранный внутри здания из отдельных элементов, был установлен на вершине здания в ноябре 1929 года, превратив небоскрёб «Крайслер» не только в самое высокое здание в мире, но и в самую высокую конструкцию (319 метров).

В своё время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. 

 Ар_деко_легендарные_здания 2

Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища, одним из которых было «Красавица Манхэттена». Со временем небоскрёб «Крайслер» был признан многими как наивысшее архитектурное выражение эпохи 1920-х годов.

Главная достопримечательность парка Буэн-Ретиро - Паласио-де- Кристаль-дель-Ретиро - имеет уникальную форму и исполнение, являясь редким примером "стеклянной" архитектуры. В солнечные дни здание сверкает в солнечных лучах, создавая завораживающее впечатление.

Разработчиком оригинальной идеи был Рикардо Веласкес Боско, известный в Испании архитектор.

 Ар_деко_легендарные_здания 3

Хрустальный Дворец в Мадриде строили специально к открытию Выставки Филиппинских островов. Растения привозили в Испанию с величайшей осторожностью, что позволило сохранить цветение до и после выставки. Тропические растения чувствовали себя внутри прекрасно.

Помимо того, что им обеспечивалось достаточное количество света, предусматривалась система полива и кондиционирования.

Однако впоследствии флористы не устраивали здесь природные композиции. Здание практически сразу стало использоваться для демонстрации произведений искусства и для проведения общественных мероприятий.

Так, в 1936 году во дворце проводились выборы президента Испанской Республики. Победу одержал единственный кандидат Мануэль Азанья.

Однако вскоре началась Гражданская война, в течение которой парк Буэн-Ретиро подвергся частичным разрушениям. Во время диктатуры Франко Хрустальный дворец был заброшен. Реставрационные мероприятия состоялись только в 1975 году.

 Сегодня это уникальное сооружение является частью Национального центра искусств Королевы Софии. В нем систематически проводятся выставки современных скульпторов и художников.

Паласио-де-Кристаль-дель-Ретиро изначально задумывалось как большая оранжерея. В проекте использовались необычные материалы - стекло и металл. До Рикардо Веласкеса Боско они были актуальны исключительно в промышленной отрасли. Стеклянная конструкция устойчиво расположена на кованом железном основании. Кирпичная кладка платформы имеет керамические фрагменты с орнаментами. Входная группа украшена арками и колоннами в классическом стиле.

 Ар_деко_легендарные_здания 4

Дворец отдаленно ассоциируется с кафедральным собором из-за крестообразной формы и купола, который поднимается на 22 м вверх. Овальные своды и стены сверкают в солнечную погоду. Прямо перед комплексом разбито озеро, поэтому создается впечатление, будто он возвышается над водной гладью.

Движение ар-деко длилось примерно до 1940 года, когда многие известные современные архитекторы начали делать успехи в современной архитектуре. Поэтому, архитектуру ар-деко можно рассматривать как переходный период между традиционными стилями, такими как викторианский, и более современными стилевыми направлениями - конструктивизм, постмодерн, эклектика и т.д. Таким образом, архитектура ар-деко представляет собой переходный период между традиционными и современными подходами к строительству.