Ар-деко глазами Жака-Эмиля Рульмана
Жак-Эмиль Рульман - выдающийся дизайнер и архитектор, гений стиля ар-деко. Его вклад в развитие стиля и влияние на сферу архитектуры и дизайна трудно переоценить. Рульман являлся оппонентом иностранных веяний в прикладном искусстве и ратовал за сохранение традиционных французских подходов в выборе материала и сугубо ручное конструирование мебели. Рульман известен своими мебельными ансамблями и считается одним из первых интерьерных дизайнеров Франции.
Жак-Эмиль родился в Париже в семье, владевшей фирмой, которая специализировалась на росписи интерьеров и декорирования. Старший Рульман владел небольшой малярной и зеркальной мастерской, где производились еще и обои. Сын помогал ему во всем, на практике осваивая мастерство оформителя. Становлению Жака как дизайнера способствовало и общение с художниками, модельерами, архитекторами, приходившими в мастерскую. Он много рисовал, создавая причудливые орнаменты и узоры, а также эскизы будущей мебели. Вообще его творчество долгое время существовало лишь на бумаге: он искал идеальные формы. Одно время для его предметов были характерны особый шик, масса деталей и обилие вычурных украшений – явное влияние ар-нуво. Но постепенно линии словно успокаиваются, а творения дизайнера достигают совершенной простоты и элегантности.
После кончины отца в 1907 году 28-летний Жак-Эмиль унаследовал семейный бизнес и довольно быстро превратил предприятие в настоящий центр современного дизайна. В то время во Франции было множество ателье по производству изящной мебели, мастера использовали наследие краснодеревщиков XVIII века. Французское мебельное искусство и интерьеры той эпохи служили источником вдохновения и для Жака-Эмиля.
В 1910 году, после женитьбы, Рульман спроектировал мебель для своего нового дома. Это был первый опыт в области мебельного дизайна. Затем последовали другие проекты и все они отличались утонченной простотой.
В 1919 году Рульман основал собственную компанию, которая отделилась от семейного бизнеса, пригласив в качестве партнера Пьера Лорана. Они занимались разработкой всего интерьера: от обоев и ковриков до светильников и мебели. Ранние проекты Рульмана отражали влияние стиля модерн, популярного во Франции. В этот период дизайнер также увлекся творчеством австрийских архитекторов и дизайнеров времен Первой мировой войны, активно впитывая все уникальные новшества. В интервью в 1920 году он говорит: «Клиентура художников, интеллектуалов и ценителей всех инноваций потрясающа и разделяет их идеалы, но как правило это люди скромных средств, и они не в состоянии оплатить все исследования, эксперименты, и испытания, необходимые для разработки передового дизайна предметов. Только очень состоятельные люди способны вызвать к жизни то, что является действительно новым — более того, они могут сделать это модным. Увы, мода не начинается среди простых людей; ведь цель моды, наряду с удовлетворением желания перемен, — показать богатство». Между 1918 и 1925 годами, когда Рульман выражал свое стремление к переменам, он нашел вдохновение в классических элементах дизайна и тайном мастерстве, которое открылось ему в мебели 18-го века. Он признался, что эти элементы стали его любимыми на всю жизнь. Рульман использовал редкие породы древесины, такие как черное дерево макассар, бразильское розовое дерево и древесина капа амбойна, часто комбинируя их вместе. Формы предметов этого периода были ярко выражены в простоте.
Если дизайнер и ввел кривые, то сделал это деликатно и почти незаметно. В большинстве случаев мебель украшалась узорами из слоновой кости: она служила материалом для ручек, инкрустаций и ножек. Рульман был просто очарован слоновой костью, поскольку она придавала предметам ощущение статичности и придавала им особую графическую элегантность. Дизайнер считал, что отделка цвета слоновой кости делает предметы уникальными, вневременными и чрезвычайно изящными по своей форме.
Удивительно, что Рульман, который никогда не делал вещей своими руками и всегда полагался на ремесленников, обладал таким уникальным чувством материала. Вопреки распространенному мнению, он никогда не пользовался столярными инструментами и не учился изготовлению мебели. Все его изделия до 1923 года создавались в мастерских, принимавших заказы. Однако предпринимательский талант Рульмана был настолько силен, что он стал иконой нового стиля, несмотря на то, что был почти неизвестным мастером-любителем и использовал редкие породы дерева. Это произошло благодаря его участию в знаменитой парижской выставке 1925 года, давшей название новому направлению - ар-деко, в котором Рульман стал признанным дизайнером. Организаторы Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года планировали вернуть Парижу центральную роль в области прикладного искусства путем продвижения современного французского стиля и индустрии роскоши. Павильон Рульмана, известный как «Дворец коллекционера», располагался в одном из самых привлекательных мест и привлекал огромное количество посетителей. Для Рульмана это был отличный шанс прославиться, и он воспользовался им по максимуму.
Павильон, спроектированный архитектором Пьером Пату, отличался классической и геометрической чистотой линий. Он продемонстрировал эстетический идеал посредством сочетания архитектуры, дизайна интерьера, мебели, скульптуры и произведений искусства.
Рульман часто использовал в своих работах находки модернистов, таких как, например, Адольф Лоос, сочетая их со стилизованными элементами из прошлого. Он делал все возможное, чтобы его мебель была удобной в использовании – например, после 1925 года в его проектах стали чаще применяться металлические крепления, поскольку центральное отопление в новых домах пагубно влияло на состояние шпона.
Рульман не позволял стремлению к функциональности превалировать над визуальной составляющей своей задумки, он никогда бы не принес красоту в жертву удобству. Даже после краха фондового рынка 1929 года и последовавшей за ним Великой депрессии, когда общество стало переходить к массовому производству, а некогда преданные клиенты больше не могли позволить себе роскошные вещи, Рульман продолжал твердо придерживался собственного стиля.
В 1933 году Рульман узнает, что он неизлечимо болен. Он заранее оговаривает порядок завершения всех заказов и роспуск своей компании, которая существовала около 20 лет. Особо он оговаривает правила, по которым должна создаваться мебель после его смерти: он старался не допустить, чтобы фактура дерева соперничала с формой мебели. А два его любимых драгоценных сорта — черное дерево макассар и капа амбойна, создающие мягкие фоновые узоры, спорили с деталями дизайна. «Хотите вы этого или нет, стиль — это что-то вроде сумасшествия, сильного увлечения, которое не все могут себе позволить. И мода поэтому не может родиться из скромности или недостатка средств».