Особенности живописи и графики ар-деко. Между искусством и рекламой
Расцвет ар деко пришелся на межвоенное двадцатилетие прошлого века, когда “вымученная” первой мировой войной Европа начала восстанавливаться. После столь тяжелого периода у людей вполне естественно усилилось стремление к жизни, в которой получение удовольствия является высшим благом. В искусстве же гедонистическое мировоззрение нашло свое выражение в ар деко. Стремящийся быть заметным и пропагандирующий получение удовольствия от жизни он легко нашел отклик в обществе, а в искусстве заработал спорную репутацию.
Новое стилевое направление учитывало изменившийся ритм жизни, технологический прогресс, а с ним и новое устройство общества и роль женщины в нем. Стиль охватывал все направления – от ювелирного искусства и бытовых предметов до архитектуры небоскребов, отражая новый стиль жизни, ее восприятие. Так как в формировании Ар деко ключевую роль играл новый стиль жизнь, который являлся предметом анализа маркетинговых исследований, как отражение потребностей человека и общества, стиль находил применение как в искусстве, так и в рекламе, грань между которыми была размыта. Реклама воспринималась, как вид искусства, способом повлиять на потребителя, для ее создания привлекались выдающиеся художники эпохи. Анализируя рекламные плакаты, сделанные в то время, с эстетической и содержательной стороны, можно сделат вывод о том, что эстетика Ар деко базировалась на двух посылах: необходимо сформировать вещную среду, внешне соответствующую «духу времени»; необходимо сделать эту среду привлекательной и комфортной для повседневной жизни людей, позиционирующих себя как носителей этого «духа времени».
Как следствие, на смену изящным «природным» линиям и сдержанным краскам ар нуво пришли «энергетические зигзаги», «линии ветра», вспышки света и цвета, передающие новую социокультурную динамику эпохи. Технологические прорывы заявили о себе через алюминий, используемый в качестве ювелирного металла, через стальные трубки, ставшие мебельным каркасом. Идею роскоши как важного принципа жизни «людей Ар деко» воплощали любимые материалы этого стиля: золото и серебро, слоновая кость, черное и красное дерево, кожа экзотических зверей и рыб, восточный шелк. Изменение социальных ролей в обществе заявляло о себе через женские портреты американской художницы Тамары Лемпицки: сильная (в прямом и переносном смысле) женщина, сама определяющая свою судьбу, свои привязанности и приоритеты.
Одной из постоянных тем Ар деко стало искусство экзотических дальних стран - от Африки до Японии. Другим сквозным мотивом стиля были технические достижения, позволяющие наладить контакт международного сотрудничества: автомобили, скоростные поезда, аэропланы. Эти впечатляющие образы плодов технологического прогресса стали почвой шедевров Ар деко - рекламных плакатов художника А. Кассандра, сделанных им в 20-х и 30-х годах для туристических компаний.
Рекламный плакат Ар деко - особая глава в истории искусства рекламы, связанная не только с новой эстетикой, но и с тем новым стилем жизни, который он репрезентировал. Ведущим дизайнером рекламы, работавшим в стиле Ар деко, был уже упоминавшийся выше французский художник Адольф Мурон Кассандр. Его работы получили высокую оценку Пикассо. Один из первых его рекламных плакатов - «Лесоруб», сделанный для мебельной фирмы - получил первую премию на международной выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes (Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств) в 1925 г., той самой, что дала имя новому художественному стилю. Работы для винной компании Dubonnet, трансатлантической пароходной линии, туристического агентства Cook, реклама «пульмановских» вагонов и круизов на лайнере «Normandie» стали не просто информационными материалами, способствующими продаже товаров, а визуальным отражением времени. Одна из последних работ Кассандра, получивших всемирную известность, - логотип «Yves Saint-Laurent» (1963 г.).
Резкие ракурсы, ломаные линии, четкие цвета, использование простых геометрических форм — это приметы изобразительной манеры Кассандра и многих рекламных художников той эпохи (Ж. Лепапа, О. Баумбергера, Э.М. Коффера, Л. Марфурта, П. Эдварда, Ж. Барбье и др.), которые впитали в себя влияние авангарда и конструктисизма. Рекламные художники Ар деко изобрели особый прием, передающий движение, скорость - параллельные земле линии, обрамляющие автомобиль («силовые линии»). В их работах зритель «видит», как вокруг новой модели Peugeot буквально свистит ветер, как мощно и неумолимо вращаются стальные колеса паровоза, как играючи рассекает волны океанский лайнер- все это отражение духа времени, нескончаемого прогресса и движения, именно поэтому стилю присуща динамика.
Сюжетами живописи периода ар деко часто выступали различные проявления той самой хорошей комфортной городской жизни. Здесь отражалось жадное желание брать все лучшее от жизни. На полотнах изображались люди, просто получающие удовольствие от музыки, напитков, сигарет и подобного (Подвыпившая, Кобаякава Киёси, 1930). Обычно они одеты в шикарные одеяния: чаще изображались женщины, поскольку их платья и украшения отражали большее разнообразие и изобилие нежели мужские смокинги и костюмы, (Gala evening, Carlos Saenz de Tejada, 1936). К тому же, на этот период приходится изменение восприятия женского пола. Женщины ар деко сильные, яркие и манящие. Часто главными героями картин становились предметы роскоши (Self-portrait in green Bugatti, Tamara Lempicka, 1929). Отдельное внимание уделяется ночной жизни. Благодаря искусственному освещению она набирает популярность несмотря на то, что совершенно не свойственна человеческой природе. Плакаты часто изобилуют манящими световыми лучами от прожекторов. Такой яркий свет в ночи символизирует праздник и привлекает людей. Учитывая доступность и распространенность предметов живописи и графики в стиле ар деко, можно с легкостью сказать, что это воспринималось как реклама определенного образа жизни. Таким образом, сюжеты ар деко достаточно прямолинейны, привлекательны и практически не имеют глубокого смысла или подтекста, поэтому с легкостью получают теплый прием в обществе.
Меняется не только предмет, но и способ изображения. Поиски нового выразительного языка и параллельно растущий интерес к неевропейским культурам дали свои плоды не только в архитектуре и дизайне, но и в живописи и графике. Господствующий ранее культ мимесиса утрачивает силу. Подражание природе и точное копирование до мельчайших деталей сменяется ее переосмыслением, упрощением и абстракцией. Изображение природы проходит через призму человека и перестает быть таковой. Ее начало улавливается, однако четко считывается чужое вмешательство, искусственность. В графике гладкость и плавность линий, свойственная природе, становится нарочито механической. Вероятно, это в некотором роде означает господство человека над естеством. Теперь вместо реалистичности на первый план выходит графичность: изображение часто строится на пятне и линии (подобный принцип использовался, например, в древнеегипетских фресках и японской живописи укиё-э). Набирает популярность геометричность в орнаментах. Цвета использовались яркие, насыщенные. Если помещались какие-то надписи, использовались “громкие” заявляющие о себе гарнитуры, соответствующие намерениям стиля. Композиция строилась динамическая: на плакатах ощущаются движения прожекторов, играющие перья на женских нарядах или струящийся дым от сигареты. На эпоху ар деко приходится нарастание скорости движения человека: автомобилизация, авиасообщение, популярность круизных лайнеров - вокруг все в динамике. Анализируя конечный продукт, все это идеально вписывалось в функциональные возможности типографии того времени. Ведь росла потребность в печатных материалах: афиши, брошюры, пригласительные на мероприятия, реклама. Стиль ар деко можно было очень органично развивать в условиях ограниченного функционала.
Популярность ар деко можно объяснить его выразительностью, простотой понимания и привлекательностью изображаемого. Это сделало его хорошим продуктом (именно поэтому стиль нередко называют коммерческим), поскольку транслировались материальные ценности, которые дальше работали на экономику. Так, ар деко стал неким посредником, продавались не конкретные произведения искусства, а образ жизни.
Стиль ар деко сложился благодаря множеству факторов и так выработал свой выразительный язык. Его трактовка как пропаганды или рекламы, скорее стала побочным эффектом, хоть это и не подразумевалось этого изначально.
Марсель - ворота в северную Африку. Плакат.
Роже Бродер, 1930
Ар деко – это сочетание изысканного и художественных приемов с коммерческими интересами на грани искусства и рекламы. Художник эпохи отражал социокультурный настрой через работу с рекламными проектами, дизайном интерьеров и архитектуру. Так, живопись и графика Ар деко существует не только в музеях, но и находит свое место в рекламе и массовом производстве, отвечая духу времени и потребности людей в изысканности, роскоши и динамике жизни. Ар деко объединяет в себе влияние различных стилей, таких как ар нуво, кубизм, конструктивизм и футуризм. Ар деко просуществовал недолго, пережив кризис начала тридцатых годов, он не смог продолжить развитие из-за Второй мировой войны, после которой «современный, элегантный и комфортный» стиль жизни перестал соответствовать историческому времени.
Список используемой литературы:
- Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции/ Т.Г. Малинина. – М. : Пинакотека, 2005. –302 с.
- Хилльер, Б. АР ДЕКО/ Б. Хилльер, С. Эскритт ; пер. с англ. В. И. Самошина. – М. : ИСКУССТВО - XXI ВЕК, 2005. – 240 с.
- Локтев В.И. Стиль-притворщик, стиль-полиглот: опыт теоретического осмысления выразительности Ар-деко /В.И. Локтев, отв. ред. Т.Г. Малинина. – М. : Пинакотека, 2009. –320с.