"Не рассчитываю ни на какую финансовую поддержку государства" (Коммерсант.RU)
« НазадВ Москве на Лужнецкой набережной сегодня открывается новый частный музей - это музей ар-деко, единственный в России с такой специализацией. В его основе - коллекция мецената и бизнесмена Мкртича Окрояна. В музее представлено самое большое в мире собрание скульптур из бронзы и слоновой кости парижского мастера 1920-1930-х годов Дмитрия Чипаруса, а также предметы мебели дизайнеров, которые способствовали формированию стиля и самому его названию - "декоративное искусство", ар-деко. МКРТИЧ ОКРОЯН ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.
— Что для вас коллекционирование — хобби или бизнес?
— Коллекционер собирает то, что ему нравится; если он покупает искусство, чтобы вложить деньги, а потом заработать на этом,— это не коллекционер, это арт-дилер или галерист. Коллекция может преобразоваться потом в некое условное вложение средств — но только потом и только до определенной степени.
— У вас в собрании есть прекрасная русская классика, Левитан, например, и не только. Почему вы решили показывать в своем музее не ее, а ар-деко?
— Русская живопись была для меня главным направлением, когда я начал собирать, еще во времена перестройки, в 1988–1989 годах. Я приобретал тогда картины Боголюбова, Лабаса, Зверева. Были периоды, когда покупал больше, были — когда меньше. Все эти произведения и сейчас у меня.
Но соревноваться с Третьяковской галереей бесперспективно. Ничего подобного моей коллекции ар-деко в России нет, а ведь это очень важный и интересный стиль, последний большой стиль ХХ века, после него ничего не было…
— Как не было? А абстрактный экспрессионизм, поп-арт?
— Я имею в виду не направление в живописи, а стиль жизни, который охватывал бы все ее стороны, формировал бы философию жизни. Ар-деко был последним таким стилем в Европе — стилем людей активных, обеспеченных, стремящихся преобразовывать мир вокруг себя.
— Но ар-деко имеет так мало отношения к России?
— У нас он тоже был. Работы Мухиной в скульптуре, Дейнеки в живописи, «сталинский ампир», мебель того периода — это все проявления ар-деко, просто у нас его так не называли. Да и западный ар-деко связан с Россией — ведь толчок ему дали русские «Дягилевские сезоны». Влияние России на развитие европейского общества в 20–30-е годы мне кажется очевидным. Я люблю скульптуру и интересуюсь ею — так вот, у любого европейского скульптора того времени есть своя «русская танцовщица», это стало просто символом времени. Кстати говоря, у нас в музее будет представлена самая большая в мире коллекция скульптуры ар-деко.
Полный текст интервью доступен на сайте Коммерсант.RU по ссылке