Жалсабон Цырегма.
Архитектура постмодернизма, возникшая в 1970-х годах как реакция на догмы модернизма, отвергает универсальность и аскетизм в пользу игры, эклектики и иронии. Она возвращает в зодчество исторические аллюзии, яркие цвета и сложные метафоры, превращая здания в «тексты», которые можно «читать». Одним из ключевых приёмов постмодернизма становится ирония — намеренное нарушение норм, пародирование классики и использование китча для создания провокационных образов.
Яркие примеры ироничной архитектуры демонстрируют, как постмодернисты смешивали высокое и низкое, серьёзное и комичное. Например, здание Portland Building использует гигантские декоративные колонны, которые не несут нагрузки, пародируя античную архитектуру. Дом Ванны Вентури упрощает форму до уровня детского рисунка, высмеивая модернистскую серьёзность. Офисное здание Team Disney украшено гномами, держащими крышу, — насмешка над корпоративной серьёзностью. Даже разведка SIS в Лондоне имеет фасад с «глазами»-окнами, словно намекая на слежку. Flower House Этторе Соттсасса – жилое пространство, которое пародирует биоморфные формы, словно говоря: «почему дом не может быть растением?». Ресторан Big Duck в виде гигантской утки воплощает идею «архитектуры-символа», где форма буквально кричит о функции. Здание Humana Building – аллюзия на человеческое тело — насмешка над безликими коробками. Piazza d’Italia сочетает неоклассические формы с неоновой подсветкой, превращая площадь в театральную декорацию.
Эти примеры показывают, что постмодернистская ирония — не просто украшение, а способ диалога с обществом. Она напоминает, что архитектура может быть не только функциональной, но и весёлой, провокационной или даже абсурдной. Постмодернизм учит, что даже в серьёзном искусстве есть место игре, — и это делает его актуальным до сих пор.