point +7(495) 639-94-92

Казакова Анна.

клаузура 2 Казакова АМ 4-8

Постмодернистская архитектура возникла в конце 1960-х – 1970-х годах как реакция на строгость и утопизм модернизма (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ). Если модернисты стремились к универсальным, функциональным формам («дом — машина для жилья»), то постмодернисты отвергли догмы, вернули декор, исторические аллюзии и иронию.  

Следует обозначить ключевые черты постмодернистской архитектуры:  

1. Отказ от модернистской строгости  

   - Критика лозунга «форма следует за функцией».  

   - Возвращение к орнаменту, цвету, игровым элементам.  

2. Цитатность и исторические аллюзии  

   - Смешение стилей (классика, барокко, готика, поп-арт).  

      Пример: здание AT&T Building (Ф. Джонсон) с разорванным фронтоном, напоминающим античный храм.  

3. Ирония и пародия  

   - Архитекторы играют с формами, создавая «шутки» (например, колонны в виде гигантских ножек стула).  

   - Ч. Дженкс: «Архитектура должна говорить на языке, понятном людям, даже если это язык китча».  

4. Контекстуальность  

   - Здания встраиваются в среду, а не противопоставляются ей (в отличие от модернистских «коробок»).  

     Пример: Пьяцца д’Италия (Ч. Мур) — площадь с неоклассическими арками и неоновой подсветкой.  

5. Фрагментарность и эклектика  

   - Сочетание несочетаемого: стекло + кирпич, классические колонны + авангардные формы.  

Постмодернизм проявился с помощью значимыми архитекторов и их работы. Основными действующими лицами в этом периоде были Роберт Вентури (его кредо: «Less is a bore» (в противовес модернистскому «Less is more»; Дом Ванны Вентури (1964) — первый манифест постмодернизма: асимметрия, игровая форма фронтона, отсылки к традиционному жилью), Филип Джонсон (AT&T Building (1984, Нью-Йорк) — небоскрёб с «разорванным фронтоном», напоминающим античный храм; здание PPG Place (Питтсбург) — неоготический небоскрёб из стекла), Чарльз Мур (Пьяцца д’Италия (Новый Орлеан) — площадь с римскими арками, неоновой подсветкой и фонтаном в форме Италии), Майкл Грейвз (здание Portland Building (1982) — яркие цвета, гигантские пилястры, отказ от модернистской серости) и Терри Фаррелл (здание MI6 в Лондоне — смесь футуризма и древнеегипетских мотивов).  

Помимо положительного значения вокруг постомедернизма возникла и критика. Появились обвинения в поверхностности: «Это просто набор цитат без глубины», произошел переход в китч: некоторые здания стали слишком перегруженными. На 1980-е пришелся пик, затем спад: к 1990-м постмодернизм вытесняется неомодернизмом и хай-теком.  

Постмодернизм оказал значительное влияние на современную архитектуру: метамодернизм — баланс между модернистской строгостью и постмодернистской свободой; бионика и деконструктивизм (Заха Хадид) — тоже наследуют игровой подход; популярность в массовой культуре: постмодернистские элементы в кино («Гаттака», «Бегущий по лезвию»), дизайне, интерьерах.  

Постмодернистская архитектура — это манифест против скуки модернизма. Она вернула городам цвет, историю и иронию, но иногда заигрывалась до абсурда. Сегодня её влияние видно в смелых проектах, где форма уже не подчинена жёстким правилам.  

Постмодернизм vs. модернизм

Критерий

Модернизм

Постмодернизм

Форма

Геометричная, строгая             

Игривая, сложная                  

Декор

Минимум («орнамент-преступление»)

Яркий, иногда китчевый

Исторические ссылки

Отрицание традиций          

Цитаты из прошлого               

Философия

Утопия, универсальность          

Ирония, плюрализм