point +7(495) 639-94-92

Конкурсная клаузура на тему «Идеи и сценарии архитектуры постмодерна»

Маджуга Мария. Архитектура постмодерна: игровая свобода против догм
Маджуга Мария. Архитектура постмодерна: игровая свобода против догм

Маджуга М. А. 4к. 6гр._page-0001

 

Сформировавшись в 1960-1970-х годах, архитектура постмодерна стала яркой реакцией на аскетизм модернизма с его строгим функционализмом и унификацией форм. Отвергая догмы «чистой» архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ, постмодернисты создали новый язык, построенный на исторических аллюзиях, иронии, эклектике и декоративности. Эта архитектура сознательно порывала с любыми формальными ограничениями, превращая каждое здание в уникальное высказывание.

Первый характерный сценарий постмодерна - свободное цитирование исторических стилей через призму гротеска и пародии. Архитекторы создавали своеобразные коллажи, где классические элементы получали неожиданную трактовку. Ярким примером является Шоурум Mazda работы Кэнго Кумы, где всем известные детали классической архитектуры гиперболизированы и собраны в коллаж.

Второй подход превращает здания в материализованные символы, совершенно не требующие расшифровки: например, легендарное здание «Утка» на Лонг-Айленде (1931), предвосхитившее постмодернизм. Любопытный пример советского постмодерна, который формально не признавался, но существовал де-факто - Аптека в Орехово-Борисово (Архитекторы Е. Асс и А. Ларин)

Третий сценарий предполагает творческий диалог с локальными архитектурными традициями. Баррио Гауди Рикардо Бофилла - фантазийная переработка средиземноморской архитектуры. В отличие от прямого копирования, здесь национальные мотивы получили современную интерпретацию.

Постмодернистская архитектура сознательно размывала границы между высоким искусством и массовой культурой. Ее главное наследие - свобода творческого высказывания, отказ от жестких канонов и игровое отношение к архитектурному языку.

 

 

Полтарацкая Полина. Постмодерн. Кладбище Сан-Катальдо
Полтарацкая Полина. Постмодерн. Кладбище Сан-Катальдо

Полтарацкая П.А

 

Незавершенное кладбище Сан-Катальдо Альдо Росси в Модене, Италия, считается одним из первых и важнейших зданий в стиле постмодерн. Проект важен для стиля, так как он демонстрирует, как архитектура может быть не только функциональной, но и эмоциональной, создавая пространство для размышлений и памяти.

В целом, "Кладбище Сан-Катальдо" является примером того, как архитектура может сочетать в себе функциональность, эстетику и глубокий символизм, создавая пространство, которое служит не только для захоронения, но и для размышлений о жизни и смерти. Дом для мертвых. Идентичный внешне, но пустой внутри. 

Правильные геометрические формы вызывают ощущение безжизненности, а яркие контрастные цвета создают очень простой и понятный образ. В метафизическом пространстве кладбища Сан-Катальдо нет привычных символов, архетипов, которые свойственно кладбищам. Здесь нет черного цвета, могильных камней, оград, но атмосфера внутри соответствует миру мертвых, в его архитектуре, в каждом решении можно увидеть соответствующие отсылки.

В проекте России каждый видит свое, для кого-то важна демонстрация банальности привычной жизни, для кого-то вечность, заключенная в архитектуре, для других отрицание трагичности.

 

Антонов Иван. Постмодерн. Что если?
Антонов Иван. Постмодерн. Что если?

Антонов Иван. Постмодерн

 

Направление постмодерн в архитектуре появилось в 1970 годах. Это направление отвергало все идеи, что форма должна следовать функционалу, и в дальнейшем стало акцентировать внимание исключительно на эстетике и символизме.

И как пример решил продемонстрировать как бы в теории могли бы выглядеть памятник архитектуры танцующий дом мирового архитектора Фрэнка Гэри, современные интерьеры, ну а также всеми нами известные панельные дома в данном стилистическом направлении

 

Богданова Варвара. Парк аттракционов
Богданова Варвара. Парк аттракционов

Богданова_Варвара

 

Парк аттракционов и архитектура постмодерна схожи своей театральностью, игрой и стремлением вызвать эмоциональный отклик. Оба пространства созданы не только для функции, но и для впечатления — они используют яркие цвета, неожиданные формы и элементы декора, чтобы удивлять и вовлекать. В них часто присутствует цитирование — архитектура постмодернизма отсылает к стилям прошлого, а парки используют сказочные, исторические или фантастические мотивы. И то, и другое может выглядеть нарочито искусственно, подчёркивая игру и иронию. В итоге оба создают насыщенное, многослойное визуальное переживание, где важна не только польза, но и ощущение.

Парк аттракционов можно считать "архитектурой постмодерна в чистом виде" — ведь он создаёт искусственный мир, где главное — впечатления, а не правила.

 

Пшениснова Софья. Идеи и сценарии постмодерна
Пшениснова Софья. Идеи и сценарии постмодерна

Пшениснова Софья 4к. 6гр.

 

 

Пик популярности постмодернистской архитектуры пришелся на 1970-1990 годы. С тех пор элементы стиля формировались через смешение, создавая постоянное сочетание фигур, символов и форм. Однако такое ироничное использование архитектурного языка, обращенного к прошлому, избегает новых форм и инноваций. Этот стиль характеризуется стилистическим разнообразием деталей. Постмодернизм возник как результат переосмысления культурного ландшафта архитектуры и поиска новых методов, чтобы преодолеть кризис позднего модернизма. Он представляет собой скорее форму критической культуры, чем просто набор форм, символов и образов. В этом контексте постмодерн становится способом проектирования, который нарушает правила: авангардные формы создают неожиданные и отчуждённые от повседневности здания. Постмодернистская философия отвергает идею единственного «правильного» подхода к дизайну.

Общие принципы постмодернизма:

Пик популярности постмодернистской архитектуры пришелся на 1970-1990 годы. С тех пор можно выделить несколько ключевых особенностей:

1. Разнообразие цветов и текстур. Архитекторы начали активно использовать яркие пастельные оттенки и неоновые цвета как для внутренней, так и для фасадной отделки.

2. Адаптированные классические мотивы. Постмодернисты черпали вдохновение из классической архитектуры, придавая ей современное звучание и адаптируя к новым материалам.

3. Адаптация к контексту. Проектирование с учетом окружающей среды и использование местных материалов способствовали гармоничному вписыванию зданий в существующую застройку.

4. Символизм и игровые элементы. Архитекторы применяли необычные формы для создания эмоционального отклика и использовали архитектурные метафоры, например, здания в виде конкретных объектов.

 

Мокрова Маргарита. Идеи и сценарии постмодерна
Мокрова Маргарита. Идеи и сценарии постмодерна

Мокрова_Маргарита_4к.6гр.

 

Актуальность: 

Существует убеждение, что начало постмодернизма ознаменовано сносом американского социального жилья Пруитт-Айгоу в 1974 году. «Дом-машина» – удача модернизма, пагубно повлияла на человеческую психику и привела к отчуждению жилища. Увеличение квартирной платы, отсутствие субсидирования и обслуживания данного комплекса в США обуславливают разрушение жилой среды и маргинализацию самого населения.

Основа постмодернизма:

1960–1990 гг. – эпоха расцвета постмодернизма. Архитекторы стиля: Чарльз Дженкс , Роберт Вентури, Рикардо Бофилл и др. Чарльза Дженкса же обвиняли в том, что новая архитектура – китч или шутка плохого вкуса, что речь идет не о какой-то скульптуре или предмете мебели, а о создании гигантского здания. В 1978 году Стенли Тайгерман создаёт фотоколлаж, нём изображает корабль модернизма – дом Миса ван дер Роя, который тонет, как Титаник. Появляется вопрос гения и тиража. Новый этап в архитектуре некоторые исследователи отнесли к моменту зарождения важного пласта архитектурного наследия, а другие к популяризации дурновкусия. Даже Леонид Ильич Брежнев призывал в 1975 году: «Наши зодчие могут и должны покончить с однообразием застройки, невыразительностью архитектурных решений»

Анализ:

Архитектура постмодернизма характеризует отношение его творцов к триаде: прочность, польза, красота. Постмодернисты были убеждены , что человек существо не рациональное, и экстерьер растёт сам вокруг человека. А ставшая актуальной "форма декорированного сарая" требовала радикальной перенастройки оптики.

Появляется несколько подходов к проектированию:

  1. «Настоящее прошлого», т. е. возврат к ордеру;
  2. игровой подход;
  3. преобразование или оживление среды.

Методы (характерные черты):

  1. Архитектура кричит, кто она, например, используются говорящие вывески.
  2. Архитектура обманывает пользователя – форма не даёт представления посетителю о том, что внутри.
  3. Эстетическая игра в архитектуре – новые формы и их сочетания.

Результаты:

В клаузуре продемонстрированы сценарии развития постмодернизма и их пересечения, рассмотрено понятие кича. При обсуждении необходимости осовременивания архитектуры, приводя в пример утверждение Пола Гэппа о смертельно скучной и серьезной архитектуре, можно утверждать, что было пора встряхнуть архитектурный мир.

Нельзя не отметить быструю славу и бесславный конец постмодернизма. В профессиональной среде постмодернистов ругали за потакание вкусам публики, которая радуется ярким цветам и простым образам, и за создание заумных шарад, ребусов, понятных только своим. И сейчас постмодернизм можно считать закрытой темой в мировом масштабе. Однако эта архитектура всё же смогла выполнить свою задачу – растрясти и запустить эволюцию.

Выводы: 

Эпоха постмодернизма закончилась, она уже не современна. В Китае до сих пор появляются единичные сооружения в этой стилистике, а в большинстве стран уже построенные здания не попадают в фонд сохранения, не выдерживают проверку временем и будут перестроены или снесены. И это реакция нашего времени на бывший кич. Примеры ухода постмодернизма: дом Абрамса в Питсбурге (1979), здание музея современного искусства в Сан-Диего авторства Вентури и Скотта Брауна (1996), музей искусства в Сиэтле (1991 г.).

 

Экспликация:

  1. Офис Team Disney Orlando в Лейк-Буэна-Виста, штат Флорида, США
  2. Школьная библиотека
  3. Stardust Resort and Casino в Лас-Вегасе, США
  4. Sands Hotel and Casino в Лас-Вегасе, США
  5. Tijuana, Mexico
  6. Дом Либа на побережье Джерси в Барнегат-Лайт, штат Нью-Джерси, США
  7. Здание суда Truro Crown Court на Edward Street, Корнуолл, Англия
  8. Художественный музей Сиэтла, Сиэтл, США
  9. Лас-Вегас, США
  10. Вход в пожарную часть Трентона, Нью-Джерси, США
  11. Жилое здание Guild House в Филадельфии, Пенсильвания, США
  12. Детский музей в Хьюсто не, США
  13. Здание аптеки в типовом жилом микрорайоне Москвы Борисово
  14. Пожарная станция № 4 в Колумбусе, штат Индиана, США
  15. Отель The Mint Las Vegas в Неваде, США
  16. Отель Dog Bark Park In в Коттонвуде, Айдахо, США
  17. Big Duck во Фландрии, США
  18. Дом Пианино в провинции Хуэй, Китай
  19. Офис Binoculars building в районе Венеция, Лос-Анджелес, США
  20. Здание M2, Токио, Япония
  21. Детский сад в районе Вольфартсвайер, Карлсруэ, Германия
  22. Филипп Старк, соковыжималка Alessi
  23. Гаэтано Пеше, кресло Donna
  24. Музей чая в Ханчжоу, Китай
  25. Frist Campus Center в Нью-Джерси, США
  26. «Дом-глаз» в Вудленд-Хиллз, Калифорния, США
  27. No 1 Poultry в Лондоне, Англия
  28. Дом Абрамса в Питсбурге, Пенсильвания, США
  29. Театр Palacio de Festivales de Cantabria, Сантандер, Испания
  30. Жилой дом Walden 7 в Сан-Жуст-Десверн, Каталония, Испания
  31. Этторе Соттсасс-младший, модели мебели из ламината
  32. Посольство Великобритании в Берлине, Германия
  33. Этторе Соттсасс-младший, модели мебели из ламината Superbox
  34. Этторе Соттсасс-младший, шкафы Superbox
  35. Этторе Соттсасс-младший, прикроватные тумбы Superbox
  36. Интерьер
  37. Жилой дом Walden 7 в Сан-Жуст-Десверн, Каталония, Испания
  38. Штаб-квартира Asahi находится в Сумида, Токио
  39. Новое здание колледжа Gordon Wu Hall, Принстон в Нью-Джерси, США
  40. Ottakringerstrasse 151, Вена, Австрия
Несененко Анастасия. Постмодерн
Несененко Анастасия. Постмодерн

Несененко_Анастасия_4к.6гр (1)

 

Каждый объект постмодерна представляет собой выразительное индивидуальное высказывание — вызов, игровую метафору, символ и диалог между автором и зрителем. Учитывая ключевую идею этого направления, вместо традиционного академического разбора был выбран формат плаката-манифеста.

На подрамнике собраны проекты архитекторов из разных стран и разных лет, в которых, несмотря на уникальную риторику каждого автора, прослеживаются общие принципы постмодернизма. Они представлены в форме тезисов, произвольно распределённых по поверхности панели.

Учитывая широту и многогранность постмодернизма, невозможно исчерпывающе охватить все его аспекты в одном исследовании. Задача этой работы состоит в том, чтобы предоставить базовую информацию — отправную точку для дальнейшего углублённого изучения архитектурных объектов и сопутствующих течений этого стиля.

 

Варёнова Полина. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна
Варёнова Полина. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна

Варëнова_Полина_4к.6гр.

 

Архитектура постмодернизма.

Архитектура постмодернизма — это стиль, который характеризуется эклектичностью, игрой форм и символов, а также отсылками к историческим стилям. Он отвергает идею о том, что архитектура должна следовать единой философии или эстетике, что делает его более демократичным и разнообразным.

Одной из ключевых особенностей постмодернистской архитектуры является использование иронии и парадокса. Архитекторы начинают активно использовать

элементы декора, которые были отвергнуты модернистами, такие как орнаменты, яркие цвета и асимметричные формы. Это создает эффект многослойности и глубины, позволяя зданию общаться с окружающей средой на разных уровнях.

Постмодернизм также акцентирует внимание на контексте и культурной идентичности.

Архитекторы стремятся создавать здания, которые отражают местные традиции и

характер, а не просто следуют универсальным стандартам. Это приводит к созданию уникальных пространств, которые становятся неотъемлемой частью своей среды.

Таким образом, архитектура постмодернизма представляет собой интересный и

многообразный подход к проектированию, который продолжает влиять на современные тенденции в архитектуре и градостроительстве.

 

Гайдей Дарья. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна
Гайдей Дарья. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна

Гайдей_Дарья_4к.6гр.

 

Архитектура постмодерна возникла как реакция на строгость и функциональность модернизма. Её основными чертами стали ирония, эклектика и цитатность, а также обращение к историческим стилям. Постмодернизм стремится к созданию

многослойного архитектурного нарратива, понятного широкой аудитории. Архитекторы постмодерна часто используют игру форм, цветов и масштабов для создания выразительных образов. Важным аспектом является взаимодействие здания с контекстом и культурной средой. Таким образом, архитектура постмодерна предлагает разнообразные сценарии восприятия, акцентируя субъективность и символизм.

 

Ростовская Елизавета. Путь к мостмодерну
Ростовская Елизавета. Путь к мостмодерну

Ростовская Елизавета

Архитектура постмодерна предлагает множество идей и сценариев, которые можно рассматривать как отклик на традиционные подходы и как способ выражения культурных, социальных и исторических контекстов.

Я выделила несколько сценариев развития здания в стиле постмодерн.

1. Смешение стилей (эклектика). Характерно заимствование элементов из разных исторических стилей, а также создание уникального визуального языка через сочетание разнородных форм.

2. Символизм и игровые элементы. Использование необычных форм для создания эмоционального отклика, а также архитектурные метафоры (здания в форме конкретных объектов).

3. Привязка к контексту. Учет окружающей среды при проектировании , а также использование местных материалов, что помогает организовать гармоничное включение в существующую застройку.

4. Функциональное многообразие. Создание пространств с несколькими назначениями. Гибкое использование площадей и возможность трансформировать помещения под разные мероприятия.

5. Критика модернистских принципов. Отказ от строгих канонов функционализма, акцент на индивидуальность проектов и эксперименты с формой и пространством.

Постмодернистская архитектура стремится создать более человечную среду, где функциональность сочетается с эстетической выразительностью, а традиционные элементы гармонично дополняют современные решения.

Моя клаузура получила название – «Путь к постмодерну», так как я решила представить, как могло бы образоваться здание в этом стиле.

Архитектор моей клаузуры прошел следующие этапы:

1)  Выбор исторического здания

2)  Выбор исторического стиля и его характерного элемента

3)  Упрощение этого элемента

4)  Добавление цвета и использование современных материалов

У меня получился синтез классических колонн с современными стеклянными фасадами, который выполняет функцию современного исторического музея, повторяя форму известного Колизея.