point +7(495) 639-94-92

Конкурсная клаузура на тему «Идеи и сценарии архитектуры постмодерна»

Казакова Анна. Постмодернизм в архитектуре: игра с формами, историей и иронией
Казакова Анна. Постмодернизм в архитектуре: игра с формами, историей и иронией

клаузура 2 Казакова АМ 4-8

 

 

 

Постмодернистская архитектура возникла в конце 1960-х – 1970-х годах как реакция на строгость и утопизм модернизма (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ). Если модернисты стремились к универсальным, функциональным формам («дом — машина для жилья»), то постмодернисты отвергли догмы, вернули декор, исторические аллюзии и иронию.  

Следует обозначить ключевые черты постмодернистской архитектуры:  

1. Отказ от модернистской строгости  

   - Критика лозунга «форма следует за функцией».  

   - Возвращение к орнаменту, цвету, игровым элементам.  

2. Цитатность и исторические аллюзии  

   - Смешение стилей (классика, барокко, готика, поп-арт).  

      Пример: здание AT&T Building (Ф. Джонсон) с разорванным фронтоном, напоминающим античный храм.  

3. Ирония и пародия  

   - Архитекторы играют с формами, создавая «шутки» (например, колонны в виде гигантских ножек стула).  

   - Ч. Дженкс: «Архитектура должна говорить на языке, понятном людям, даже если это язык китча».  

4. Контекстуальность  

   - Здания встраиваются в среду, а не противопоставляются ей (в отличие от модернистских «коробок»).  

     Пример: Пьяцца д’Италия (Ч. Мур) — площадь с неоклассическими арками и неоновой подсветкой.  

5. Фрагментарность и эклектика  

   - Сочетание несочетаемого: стекло + кирпич, классические колонны + авангардные формы.  

Постмодернизм проявился с помощью значимыми архитекторов и их работы. Основными действующими лицами в этом периоде были Роберт Вентури (его кредо: «Less is a bore» (в противовес модернистскому «Less is more»; Дом Ванны Вентури (1964) — первый манифест постмодернизма: асимметрия, игровая форма фронтона, отсылки к традиционному жилью), Филип Джонсон (AT&T Building (1984, Нью-Йорк) — небоскрёб с «разорванным фронтоном», напоминающим античный храм; здание PPG Place (Питтсбург) — неоготический небоскрёб из стекла), Чарльз Мур (Пьяцца д’Италия (Новый Орлеан) — площадь с римскими арками, неоновой подсветкой и фонтаном в форме Италии), Майкл Грейвз (здание Portland Building (1982) — яркие цвета, гигантские пилястры, отказ от модернистской серости) и Терри Фаррелл (здание MI6 в Лондоне — смесь футуризма и древнеегипетских мотивов).  

Помимо положительного значения вокруг постомедернизма возникла и критика. Появились обвинения в поверхностности: «Это просто набор цитат без глубины», произошел переход в китч: некоторые здания стали слишком перегруженными. На 1980-е пришелся пик, затем спад: к 1990-м постмодернизм вытесняется неомодернизмом и хай-теком.  

Постмодернизм оказал значительное влияние на современную архитектуру: метамодернизм — баланс между модернистской строгостью и постмодернистской свободой; бионика и деконструктивизм (Заха Хадид) — тоже наследуют игровой подход; популярность в массовой культуре: постмодернистские элементы в кино («Гаттака», «Бегущий по лезвию»), дизайне, интерьерах.  

Постмодернистская архитектура — это манифест против скуки модернизма. Она вернула городам цвет, историю и иронию, но иногда заигрывалась до абсурда. Сегодня её влияние видно в смелых проектах, где форма уже не подчинена жёстким правилам.  

Постмодернизм vs. модернизм

Критерий

Модернизм

Постмодернизм

Форма

Геометричная, строгая             

Игривая, сложная                  

Декор

Минимум («орнамент-преступление»)

Яркий, иногда китчевый

Исторические ссылки

Отрицание традиций          

Цитаты из прошлого               

Философия

Утопия, универсальность          

Ирония, плюрализм                

Звягинцева Анна. Идеи и сценарии постмодерна
Звягинцева Анна. Идеи и сценарии постмодерна

Клаузура постмодерн

 

 

Работа представляет собой архитектурную фантазию, вдохновлённую идеями постмодернизма — как визуально, так и концептуально. Пространство теряет линейную логику, а здание превращается в городской фрагмент, проект отражает отказ от рационализма и утопичности модерна в пользу фрагментарности, неоднозначности и ироничной игры со смыслами. Здание словно собирается из независимых модулей, образуя хаотичную, но при этом целостную структуру.

Сценарий жизни внутри такой архитектуры предполагает множественность путей, сценариев и интерпретаций, подчеркивая идею свободы и отказа от универсальных правил. Это нарративная платформа, визуализирующая постмодернистское восприятие города как текста.


 
Жалсабон Цырегма. Идеи и сценарии постмодернизма
Жалсабон Цырегма. Идеи и сценарии постмодернизма

Клаузура. Постмодерн. Жалсабон Ц. Б., 4к, 8гр

 

Архитектура постмодернизма, возникшая в 1970-х годах как реакция на догмы модернизма, отвергает универсальность и аскетизм в пользу игры, эклектики и иронии. Она возвращает в зодчество исторические аллюзии, яркие цвета и сложные метафоры, превращая здания в «тексты», которые можно «читать». Одним из ключевых приёмов постмодернизма становится ирония — намеренное нарушение норм, пародирование классики и использование китча для создания провокационных образов.

Яркие примеры ироничной архитектуры демонстрируют, как постмодернисты смешивали высокое и низкое, серьёзное и комичное. Например, здание Portland Building использует гигантские декоративные колонны, которые не несут нагрузки, пародируя античную архитектуру. Дом Ванны Вентури упрощает форму до уровня детского рисунка, высмеивая модернистскую серьёзность.  Офисное здание Team Disney украшено гномами, держащими крышу, — насмешка над корпоративной серьёзностью. Даже разведка SIS в Лондоне имеет фасад с «глазами»-окнами, словно намекая на слежку. Flower House Этторе Соттсасса – жилое пространство, которое пародирует биоморфные формы, словно говоря: «почему дом не может быть растением?». Ресторан Big Duck в виде гигантской утки воплощает идею «архитектуры-символа», где форма буквально кричит о функции. Здание Humana Building – аллюзия на человеческое тело — насмешка над безликими коробками. Piazza d’Italia сочетает неоклассические формы с неоновой подсветкой, превращая площадь в театральную декорацию. 

Эти примеры показывают, что постмодернистская ирония — не просто украшение, а способ диалога с обществом. Она напоминает, что архитектура может быть не только функциональной, но и весёлой, провокационной или даже абсурдной. Постмодернизм учит, что даже в серьёзном искусстве есть место игре, — и это делает его актуальным до сих пор.


 
Губашева Дильнас. Идеи и сценарии постмодернизма
Губашева Дильнас. Идеи и сценарии постмодернизма

2Клаузура_соварх

Отправной точкой моих размышлений был конец эпохи постмодернизма. Когда мы
имеем дело со столь «скользким» термином, следует в общих чертах пояснить, что
именно он подразумевает. Для меня постмодернизм – определенное социокультурное
состояние общества с присущим ему типом языка описания.


Идеология постмодерна пронизана тезисами о тупиковом развитии культуры: конец
искусства, конец истории. В противовес появится метамодерн, провозгласив «конец
конца» как выход из сложившегося кризиса, стремится к реконструкции, к возрождению
дискурса, поиску глубины.


Метамодерн воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые
есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. В нём нет
места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.


Для нового содержания нужны новые формы. Поэтому метамодерн предлагает
«радикальную открытость, устремленность к трансцендентному, уход от стандарта в
пользу творчества, становясь «истина где-то посередине универсальных истин и
радикальных идей модерна и постмодернистским отрицанием и сомнением» (Гагин,
Серова, & Гусев, 2016).


Конечно, такой подход знаменует неопределенность. Фактически, новое мышление -
это «новое чувствование», выходящее за рамки понятий «добро-зло». В этом случае,
метамодерн - это структура чувства, представляющая собой «эмоции или скорее
восприятие» (Аккер, Гиббонс, & Вермюлен, 2019, стр.53), специфическое свойство
социального опыта. И если модерн смотрел в будущее, а постмодерн оглядывался
назад, то метамодерн созерцает (чувствует) настоящее. В этом плане, метамодерн -
это свобода жизненного нарратива.

Дюг Екатерина. Идеи и сценарии постмодернизма
Дюг Екатерина. Идеи и сценарии постмодернизма

2. клаузура сов.арх

 

 

 

Архитектура постмодерна – это калейдоскоп форм, иронии и отрицания
строгих канонов модернизма. Это здание, где классические колонны
поддерживают стеклянный фасад, а рядом примостилась башня,
облицованная яркой мозаикой.

Идеи постмодерна в архитектуре проявляются в эклектичном смешении
стилей. Ренессансные арки соседствуют с элементами хай-тека, а
готические шпили увенчивают бетонные коробки. Здание перестает быть
просто функциональным объектом, оно становится своего рода
высказыванием, игрой с историей и контекстом.

Сценарии постмодерна разворачиваются в нарочитой декоративности и
театральности. Архитектура "цитирует" прошлое, но делает это с долей
иронии, помещая знакомые элементы в неожиданные комбинации.
Фасады зданий могут быть украшены гигантскими орнаментами или
неожиданными скульптурами, вызывающими у зрителя удивление и даже
недоумение.

В постмодернистской архитектуре важную роль играет деконструкция.
Здания кажутся распадающимися на части, нарушающими законы
гравитации. Линии ломаются, поверхности искажаются, создавая
впечатление нестабильности и неопределенности.
Постмодернистская архитектура – это не просто здания, это визуальный
манифест, отражающий дух эпохи, ее любовь к цитированию, иронии и
отрицанию строгих правил.

Смолянинова Ксения. Архитектура постмодерна: форма как знак функции
Смолянинова Ксения. Архитектура постмодерна: форма как знак функции

Смолянинова

 

Постмодернизм в архитектуре возвращает значение, символ и игру в проектирование, отходя от строгих модернистских догм. Одной из характерных черт становится использование внешнего облика здания как метафоры или прямой иллюстрации его функции. 

Архитектура превращается в язык, где формы, цвета и цитаты работают как знаки и аллюзии. В отличие от модернистского принципа "форма следует за функцией", постмодернизм предпочитает иронию, буквальность и культурные отсылки. Здания становятся визуальными рассказами о себе: библиотека может напоминать голову, полную знаний; музыкальная школа — гигантский рояль; пожарная станция — фасад с «пламенем». Такая выразительность превращает архитектуру в форму коммуникации, доступную горожанину без профессиональной подготовки. Подобный подход усиливает идентичность объектов, помогает навигации в городском пространстве и создаёт эмоциональную связь между человеком и архитектурой. Это архитектура, которая не только служит, но и рассказывает — о своей функции, месте и времени.

 

Минаева Арина. Цитата на цитате: музей архитектуры в духе постмодернизма
Минаева Арина. Цитата на цитате: музей архитектуры в духе постмодернизма

Минаева Арина 4к. 6гр. клаузура

 

Клаузура представляет собой коллаж, в котором собраны фрагменты архитектурных элементов и зданий от античности до постмодернизма. В композиции можно увидеть колонны и фронтоны античных зданий, готические арки, ренессансные фасады, элементы модернизма и постмодернистские формы, представляющие собой визуальные «цитаты» каждой эпохи.

Постмодерн, как архитектурный стиль, отвергает строгие каноны и идеалы модернизма, предпочитая эклектичность, иронию и многозначность. Он отказывается от традиционной иерархии стилей, открывая пространство для игры с формами и стилями разных времён. Именно это стремление к переплетению и смешению различных эпох и стало основой для выбора элементов, начиная с античности и заканчивая постмодернистской архитектурой.

В коллаже каждая эпоха представлена своим символом или типичной деталью, но всё это работает не как историческая реконструкция, а как пересечение времён и стилей в одном пространстве. Разнообразие форм и материалов, контраст между простотой античности и сложностью барокко, рациональностью модернизма и яркой эклектичностью постмодернизма создают многослойное восприятие архитектуры как живого процесса, в котором каждый стиль влияет на следующий, а сама архитектура становится полем для экспериментов и взаимодействия культурных кодов.

Проект отражает идею постмодернистской архитектуры как культурного кода, в котором пространство и время соединяются через визуальные отсылки и «цитаты» разных эпох, создавая новое восприятие исторического наследия.

 

Залялеева Камиля. Архитектура как симулякр: постмодернистские пространства в эпоху копий и цитат
Залялеева Камиля. Архитектура как симулякр: постмодернистские пространства в эпоху копий и цитат

Залялеева_Камиля_4к6гр

 

«Архитектура как симулякр: постмодернистские пространства в эпоху копий и цитат» посвящена исследованию особенностей постмодернистской архитектуры через призму концепции симулякра, введённой философом Жаном Бодрийяром. В работе анализируется, как постмодернистские здания, используя исторические стилистические элементы и архитектурные аллюзии, создают «копии без оригинала» - самостоятельные знаки, лишённые прямой связи с реальной историей и функцией.

Современная архитектура постмодерна представляет собой сложный культурный феномен, в котором традиционные представления о форме, функции и смысле здания подвергаются радикальному переосмыслению. В отличие от модернизма, стремившегося к чистоте и функциональной рациональности, постмодернизм обращается к историческим стилям, цитатам и символам, создавая архитектурные объекты, которые можно охарактеризовать как «симулякры» - копии без оригинала. Этот термин, введённый философом Жаном Бодрийяром, обозначает знаки и образы, не связанные с реальным референтом, а существующие в собственной системе значений и иллюзий.

Архитектура постмодерна становится своего рода «застывшей симуляцией», где игра с формами и стилями создаёт иллюзию подлинности и исторической преемственности, одновременно нивелируя традиционные смыслы и функции. В таких пространствах реальность трансформируется в гиперреальность - мир, где границы между настоящим и копией стираются, а восприятие пользователя вовлекается в сложные культурные сценарии и интерпретации.Данное исследование позволяет глубже понять процессы трансформации архитектуры в эпоху постмодерна и её роль в формировании современной городской идентичности, а также раскрывает влияние симуляции и цитатности на восприятие пространства и создание новых смыслов в архитектуре.

 

Степнова Мария. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна
Степнова Мария. Идеи и сценарии архитектуры постмодерна

 

Клаузура_Степнова_Мария

Постмодернизм в архитектуре – это своеобразная революция против догм модернизма, превратившая здания в многоголосый диалог культур, эпох и идей. Возникнув в 1960-70-х годах, это направление сознательно порывает с аскетизмом "интернационального стиля", наполняя городское пространство игрой, иронией и сложными культурными кодами.  

Характерной чертой постмодернистской архитектуры становится ее принципиальная "говорящесть". Здания перестают быть нейтральными функциональными объектами – они спорят с окружением, цитируют историю, подмигивают зрителю. Яркий пример – знаменитый AT&T Building в Нью-Йорке (арх. Филип Джонсон), где небоскреб увенчан гигантским разорванным фронтоном в духе античных храмов. Это не просто декорация, а сознательная провокация, заставляющая задуматься о месте традиции в современном мире.  

Эстетика постмодерна строится на нескольких ключевых принципах:  

1. Смысловая многослойность – здание одновременно может отсылать к классицизму, поп-арту и местному фольклору;  

2. Контекстуальность – архитектура ведет диалог с окружением, иногда соглашаясь, иногда полемизируя с ним;  

3. Игровое начало – серьезность уступает место иронии, как в проектах Майкла Грейвса, где обычные оконные проемы превращаются в театральные кулисы.  

Особенно показательны общественные здания постмодерна – музеи, театры, административные центры. Они сознательно становятся "говорящими декорациями", как Пьяцца д'Италия в Новом Орлеане (Чарльз Мур), где классические ордерные элементы сочетаются с неоновой подсветкой.  

"Постмодерн – когда архитектура говорит с тобой" – эта фраза точно отражает суть направления. Современный город благодаря постмодернизму превращается в увлекательный текст, где каждое здание – отдельное высказывание, полное намеков, цитат и скрытых смыслов. Архитектура становится не просто средой обитания, а пространством для интеллектуального и эмоционального диалога.  

Сегодня, когда урбанистика все чаще обращается к человеческому измерению, идеи постмодерна обретают новую актуальность. Они напоминают нам, что город – это не просто совокупность функций, но сложный культурный организм, где у каждого элемента есть свой голос и своя история.

 

Черепенникова Екатерина. Ирония в архитектуре постмодерна
Черепенникова Екатерина. Ирония в архитектуре постмодерна

Черепенникова_Екатерина_4к.6гр. (1)

 

Ирония как один из сценариев развития архитектуры постмодерна.

Ирония в архитектуре постмодерна — это использование элементов и форм, которые вызывают у зрителя ощущение неожиданности, противоречия или даже насмешки над традиционными архитектурными нормами и стилями. Она проявляется в игре с ожиданиями, переосмыслении классических форм и их сочетании с современными элементами.

Сони-билдинг, спроектированный Филиппом Джонсоном, является отличным примером иронии постмодерна и представляет собой типичный манхэттенский небоскрёб. Архитектор добавил в его дизайн ряд особенностей: в зоне лобби он использовал элементы, напоминающие капеллу Пацци работы Брунеллески. Верх здания оформлен в стиле чиппендейловского шкафа XVIII века. Окна расположены в нишах, разделённых вертикальными полосами, что напоминает архитектуру манхэттенских небоскрёбов 1920–1930-х годов. Фасад здания выполнен не из стекла и металла, а из «тёплого» камня.