Ксения Малышева. Пространство для всех
В 21м веке, веке науки, технологий и стремительного цифрового развития, когда сознание большинства уже отошло от религиозной догматики и отрицает теологические истины, храмовое зодчество существует и активно развивается. Причиной тому является тот факт, что духовные нужды человека остались неизменными: человек, вне зависимости от конфессиональной принадлежности (или отсутствии таковой) нуждается в моральном успокоении, духовном наставничестве, месте, где он сможет побыть наедине с собой и своим внутренним Я. Именно таким местом и является храм. В целом культовая архитектура предлагает человеку уникальный опыт: его функциональное назначение диктует приоритеты, не вписывающиеся в парадигму понимания рационального; храм ставит во главу угла эмоциональное переживание и использует для этого все художественные и объемно-пространственные инструменты.
Тем не менее, современный храм должен адаптироваться, меняться и по итогу отвечать потребностям современного человека. Как мне кажется, современный храм - храм мультиконфессиональный. Это пространство для каждого лично и при этом пространство для всех. Его задача- не демонстрация религиозных символов, а именно реализация атмосферы, в которой человек сможет отвлечься от повседневной жизни и получить соответствующий эмоциональный настрой. Современный храм в моей интерпретации ставит во главу угла человека и его личные убеждения, а не создает территорию, на которой человек подвластен и подчинен какому-либо конкретному культу.
Также задача храма сегодня - соответствовать новому архитектурному языку: стилевые решения храма не должны мимикрировать под историческую архитектуру, а наоборот, должны разительно от нее отличаться: использовать современные материалы, конструктивные и художественные решения, работать с цветом и светом (как естественным, так и искусственным). Данный проект- мое понимание современного храма. Он перерабатывает классическую структуру католического храма: можно узнать главный неф, нартекс, условную алтарную часть. Но все вышеперечисленное используется скорее как прием, а не оммаж в сторону архитектуры католицизма. Здание является вытянутым объемом, полностью закрытым от внешних влияний: выделяется только входной объем и противоположная остекленная стена. Фасадное решение максимально нейтрально: белый фасад с небольшими окнами. Ценность здания состоит в его интерьерной организации: главной деталью является амфитеатр вокруг стеклянного светового цилиндра, в некотором смысле исполняющего роль алтаря. Это место собирает интерьер: в темном помещении храма данная цилиндрическая структура привлекает наибольшее внимание.
Таким образом, современный храм - это храм, который может отвечать современным ценностям и при этом предоставлять человеку то уникальное переживание, которое может предоставить культовая архитектура.