Мастера-переплётчики ар-деко
До того, как книги стали оборачивать дополнительной бумажной обложкой, переплет был единственной деталью, которая выделяла издание из массы других. Полки домашних библиотек были заполнены однотипными корешками кожаных томов. Со временем появился интерес к декоративному оформлению обложек.
Пьер Легрен был одним из тех, кому удалось превратить ремесло переплёта в искусство, обложку – в поле эксперимента. Дизайн его книжных обложек выполнен в стиле ар-деко. Работы Легрена сочетают в себе яркие, иногда экзотические материалы – например, акулью кожу, шкуры животных.
Сегодня, когда Легрен признан во всё мире как мастер издательского дела, оформлявший книги Оскара Уайльда, Поля Валери, Шарля Бодлера, Поля Верлена и других, странно вспоминать, что сам художник в начале XX века видел в этом занятии лишь временную перспективу, чтобы пережить трудные послевоенные годы.
Ещё один мастер, внесший вклад в книжное дело эпохи ар-деко – Роуз Адлер. Студенткой Парижской Школы Декоративно-прикладного искусства она, как и Пьер Легрен, была замечена Жаком Дусе. Библиофил Дусе пригласил девушку для оформления коллекционных изданий своей библиотеки, с которой уже работал Легрен.
Адлер была специалистом по гравировке и золочению, а предложение Дусе позволило ей перенять опыт Легрена и стать профессиональной переплётчицей. При работе с изданиями из личной библиотеки модельера она имела возможность использовать самые дорогие и качественные материалы, и эту возможность мастер сумела реализовать в полной мере. В оформлении книг она сочетала гладкую кожу телёнка и вставки из серебра, кожу крокодила и золотые нити, агат и алюминий, лак и лазурит.