Лаковые работы Жана Дюнана
Жан Дюнан – один из самых важных мастеров ар деко, швейцарский скульптор и дизайнер интерьеров. В нашем музее представлены некоторые его лаковые панно – «Жатва», «Сбор урожая» и «Охота». Жан Дюнан начинал свою работу как скульптор и создатель декоративных изделий. Но, как пишет Бивис Хиллер, «с 1909 заинтересовался техникой лака и более всего запомнился своими лакированными панелями, мебелью и интерьерами». На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года Дюнан оформил лаковыми панелями курительную комнату. В этом интерьере он использовал резкие, выразительные цветовые контрасты – серебро и красный лак, отполированную чёрную мебель и белый ковёр. Самую большую известность Дюнану принесла его работа с лаковыми панелями на тему «Мужские игры и удовольствия», которые он выполнил по технологии японского мастера Сейзо Сугавара, включающей в себя множество слоёв покрытия лаком. Ими он оформил сигарный салон первого класса лайнера «Normandie» (1935). Также Дюнан участвовал в оформлении таких крупных лайнеров как «Île-de-France» (1928) и «L'Atlantique» (1931).
Жан Дюнан. «Охота»
Гипс, резьба, лак, золочение
Ок. 1935 г.
Жан Дюнан. Кабинет
Дерево, лак, металл, золочение
Ок. 1930 г.
Жан Дюнан сочетал древнее мастерство лака уруси с геометрическими орнаментами, украшающими вазы из металла и ювелирные изделия. Обучившись лаковому мастерству у Сейдзо Сугавара, Дюнан разработал новые цвета лака – коралловый, жёлтый, зелёный, – и применял лаковую технику в декорировании мебели, панно и украшений.
Жан Дюнан. Жюльет де Сен-Сир
Дерево, лак, яичная скорлупа
Ок. 1925 г.
Сначала мастер создавал украшения только для своей жены, но вскоре на выставке 1925 года его работы откроет мадам Агнес и станет его главным клиентом. Жан Дюнан преобразил её салон своими смелыми геометрическими узорами, которые привлекли внимание богатой клиентуры. Дюнан изготовлял аксессуары для Жанны Ланвен, Эльзы Скиапарелли и Жозефины Бейкер. Вдохновлённый культурой Африки, он создавал объёмные браслеты-манжеты, ожерелья, пряжки для обуви и ремней, а также многие другие предметы из лакированного металла с абстрактными узорами. Одними из самых известных работ мастера стали широкие браслеты-манжеты и многослойные ожерелья, которые фотографы запечатлели на портретах Жозефины Бейкер, чёрной жемчужины «ревущих двадцатых».
Георгий Гойнинген-Гюне. Портрет Жозефины Бейкер
1927 г.
Набор ожерелий Giraffe Жана Дюнана были вдохновлены культурой Африки, а именно – кольцами, которые носили на шее некоторые женщины из южноафриканских племён. Украшения Дюнана были изготовлены из металла и декорированы абстрактным лаковым орнаментом, перекликающимся с узорами на африканском текстиле. Дюнан выполнил два варианта ожерелий и браслетов Giraffe в разных цветовых сочетаниях – и они вмиг стали любимы многими звёздами и обеспеченными женщинами 1920-1930-годов. На данный момент украшения находятся в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке и в Музее декоративного искусства в Париже.
Жан Дюнан. Набор ожерелий Giraffe
Металл, лак
Ок. 1927 г.
3 января 1919 года жена Дюнана записала в своём дневнике: «Жан одержим лаком». Набор туалетных принадлежностей мастер создал для мадам Дюнан в 1925 году. Он украсил поверхность металла не только лаковым покрытием, но и яичной скорлупой, создающей эффект белоснежного мерцания. Этот необычный материал Дюнан использовал для декорирования как миниатюрных предметов, таких как пудреницы, портсигары, зеркальца и так далее, так и крупных ваз и даже мебели.
Жан Дюнан. Набор туалетных принадлежностей
Дерево, лак, яичная скорлупа
1925 г.