Керамика Кларисы Клифф
Керамика Кларисс Клифф воплощает влияние широкого спектра стилей и техник, а причудливые узоры, которыми украшены изделия этой британской художницы, синонимичны эпохе ар-деко.
С детства Клифф была увлечена керамикой. В тринадцать лет она начала работать подмастерьем в гончарной мастерской родного Стаффордшира, а спустя три года присоединилась к Королевской мастерской Уилкинсона.
Усердие, с которым юная Клифф подходила к работе, желание как можно больше знать о гончарном деле и решительность привлекли к ней внимание владельца фабрики Колли Шортера. С его лёгкой руки Клифф получила место в дизайн-студии. Шортер бережно относился к таланту девушки, поддерживал и развивал его. Вместе Клифф и Шортер посетили в 1925 году парижскую выставку, которая должна была стать витриной стиля ар-деко. Именно там керамистка впитала в себя влияние эпохи джаза.
Позже художница говорила: «Я сделала то, чего ожидаю от всех, кто заинтересован в профессии и в творчестве; я не упустила ни единой возможности изучать то, на что способны люди более одарённые, чем я».
Кларисс Клифф
Для своих керамических работ Клифф придумала дизайн, в основе которого – сочетание геометрических мотивов и ярких цветов. Умеренные цены на такую посуду во второй половине 1920-х сделали абстрактную керамику весьма популярной и, что не менее важно, доступной. С изделиями Клифф в обычные дома проник и новаторский дизайн, чего, кстати, так и не удалось достичь ни Эмилю Рульманну с его «вечной» мебелью, ни Дмитрию Чипарусу с его скульптурами кабинетных форм.
Чайный сервиз «Bizarre» (Кларисс Клифф, 1929)
«Цвет излучает радость и дух современности», – так Клифф объясняла своё пристрастие к смелой цветовой гамме. Яркие колористические решения художницы отличали её посуду от унылой и скучной, которой большинство клиентов привыкли пользоваться с самого детства. В трудные годы керамика Клифф помогала многим людям найти утешение и повод для улыбки.
Набор посуды, декорированный узором «Теннис» (Кларисс Клифф, 1930-е)
Несмотря на стремительный всплеск интереса к работам Клифф, были и те, кто считал её причудливые изделия «ночным кошмаром декоратора русского балета», как писал один из репортёров о её сервизе «Bizzare». Тем не менее, большинство экспертов сходилось на том, что керамика этой художницы – новое слово в декоративно-прикладном искусстве, а сама мастерица – «зачинатель прогрессивных идей».
Чайник, декорированный узорами в духе Пита Мондриана (Кларисс Клифф, 1929)
И хотя абстрактные узоры – самое «яркое» изобретение Клифф, её инновационные декоративные решения затронули не только орнаменты и цветовую палитру чашек, тарелок, чайников, кофейников и иной домашней утвари, но саму их форму. Талантливая керамистка предпочитала удобству эстетику, эргономичным ручкам и носикам обтекаемых форм – стильные угловатые.
Сервиз «Раннее утро» или «Чай для двоих» (Кларисс Клифф, 1930-е)