Здание как герой художественных произведений
Небоскребы - монументы эпохи.
В США на развития ар-деко влияло множество факторов. Как описанный выше экономический подъем и стремление к образу успеха и роскоши, так и культурное развитие самого направления ар-деко и техники с промышленностью, так и градостроительные и юридические ограничения: «Так закон о зонировании 1916 г., равнодушный к стилевой характеристике высотного здания, определил высокохудожественный эффект тектонического утонения башен, сформировал неоацтекскую уступчатость и неоготический силуэт городов Америки.»[1]
В 1922 году архитекторами Х. Корбеттом и Х. Феррисом (речь о котором будет позже) создается проект башни со ступенчатым силуэтом - одним из признаков, который будет определять общую композицию большого количества небоскребов данного периода. «На смену традиционным пропорциям улиц и зданиям с классическими карнизами, в эпоху 1920-1930-х в города Америки приходит эстетика каньона.»[2]
Помимо ступенчатости, объемным решениям небоскребов в подобной стилистике была характерна ярусность. Здание делилось на 3 части - от низа к верху. Нижняя часть зачастую была самым монументальным элементов небоскреба: она выделялась размером - будучи самым нижним элементов пирамидальной композиции, она была и самым широким. Фасад нижнего яруса оформлялся грубым рустом, разнообразными геометрическими узорами и деталями. Средняя часть небоскреба - повторяющиеся этажи, уходящие вверх от глаз зрителя, оформлялись гораздо более аскетично. Зачастую они представляли собой строгий вертикальный ритм окон и пилонов с горизонтальными межэтажными линиями. Третий - самый верхний ярус представлял собой грандиозную скульптурную группу, решенную самыми разнообразными художественными образами. Данный ярус мог состоять из сужающихся этажей, как без декора, так и с ним. Место яруса могла занимать башня с часами или шпиль. Либо комбинация других элементов, скульптур и деталей. «Пластика ар-деко была крайне разнообразна – она могла быть как заостренной, геометричной, так и намеренно скругленной, «набухшей» или аэродинамичной, созданной в эстетике т.н. стримлайна. Отбросив греко-римский канон, ар-деко позволяло авторам проявить свою фантазию и эрудицию.»[3]
Более конкретно стоит рассмотреть и декорирование небоскребов. Зачастую детали и декор приобретали фантазийный характер, их внешний вид был обязан не сколько канонам и правилам, сколько воображению самих архитекторов. Эти детали представляли собой как геометризованные узоры, опирающиеся на архаические мотивы - угловатые, резкие и резные, так и более скругленные, смягченные формы.
Небоскреб как художественный образ и главный герой худ. произведения.
Обнаружив, что небоскребы данного направления могут быть художественным произведением сами по себе, возникает вопрос: «А могут ли выступать как герой другого произведения, к примеру картины?». Могут.
Рассмотрим двух художников. Современника самого Ар-деко - Хью Ферриса и нашего современника - Криса Хайта.
Хью Феррис знаменит своими грандиозными графическими работами, в которых он размышлял на тему города будущего. Главным героем его произведения является небоскреб, рассматриваемой эпохи - ступенчатый, монументальный и детализированный. Художник активно работает со светом и формой, не применяя цвет. Здания на его работах выделяются во всех смыслах - зачастую они подсвечиваются в ночи, или сами озаряют город вокруг. В 1929-м Хью Феррис выпустил в свет книгу своих рисунков «Метрополис завтрашнего дня», поразившую воображение современников. Его работы были одним из источников вдохновения создателей Готэм-сити, в котором происходит действие историй о Бэтмене.
Крис Хайта - современный архитектор и фотограф. За последнее время, Крис сфотографировал почти 200 небоскребов в городах США, акцентируя свое внимание на самой верхней части - самой декорированной. Фотографии проходят долгий путь от съемки до реализации. Автор сталкивается с большим количеством трудностей, ведь снимать на такой высоте возможно только при помощи беспилотника, после необходимо склеивать несколько фотографий из-за недостатка качества на камере аппарата, и добавлять художественную обработку. Благодаря такому старанию фотографа, результат напоминает художественно оформленные чертежи архитекторов: ортогональные ракурсы на самые красивые элементы небоскребов.
Таким образом, с точки зрения внешних характеристик, небоскребы периода Ар-деко представляли собой законченное художественное произведение, сформированное множеством факторов: как технологическими, так и творческими. Они могут восприниматься как картина, воспринимаемая как с дальних точек восприятия - ступенчатая композиция, так и с ближних - богатый декор и разнообразные детали, нередко выдуманные самим архитектором.
Но вместе с этим, данные здания могут быть и главным героем картины. Как у авторов предыдущих эпох, так и современной.