point +7(495) 639-94-92

Эркюль Пуаро как отображение модерна в Англии. Английский ар деко, которого не было

← Предыдущая Следующая →
43
Эркюль Пуаро как отображение модерна в Англии.  Английский ар деко, которого не было

ХХ век оставил после себя неизгладимый след во всех сферах жизни. Сейчас сложно представить, но именно благодаря событиям, относившимся к этому временному отрезку, произошли научные, политические, социальные и культурные перевороты, что изменили наш мир на «до» и «после».

Мы можем вспомнить грандиозное открытие Говардом Картером и лордом Карнарвоном гробницы Тутанхамона, или же популяризацию Огюстом Перре железобетона. И вот, кажется, что события эти имеют только временную взаимосвязь, но проанализировав, мы поймем, что, если бы не развитие новых технологий в строительстве, а также шок в западном мире, после того как завеса тайн исчезнувшей цивилизации была приоткрыта, мог бы и не появиться новый стиль – модерн и его разновидности, как например, ар деко, в частности, английский ар деко.

Процесс переосмысления общественных ценностей в начале века посредством модерна, во втором десятилетии требовал новой подпитки. И оно появилось с образованием ар деко. Этот стиль возник в Европе после Первой мировой войны как реакция на модернистские движения, такие как кубизм и футуризм, но был призван отразить оптимизм и жажду жизни, которая царила после окончания войны.

В Англии ар деко стал популярным благодаря таким дизайнерам, как Чарльз Рени Макинтош и Эдвард Бёрн-Джонс. Они использовали яркие цвета, геометрические формы и экзотические мотивы, навеянные колониальной модой, чтобы создать уникальные и запоминающиеся интерьеры. Одним из наиболее известных примеров английского ар деко является интерьер клуба “The Connoisseur” в Лондоне, созданный Чарльзом Рени Макинтошем.

Но не только архитектура и дизайн претерпевают изменения. Музыку, искусство, литературу также не обходит стороной дух времени. Музыка теряет строгий ритм, живопись больше не отображают сухую реальность, и в книгах все чаще встречается влияние нового видения, что стало возможным после выхода в свет работ Зигмунда Фрейда, и особенно его психоанализа. Примером может служить роман Джеймса Джойса «Улисс».

Именно в начале ХХ века происходит расшатывание устоявшейся за долгие века роли женщины в обществе. И так, в 1920 году в Англии, на родине Говарда Картера, впервые издает свой первый роман писательница Агата Кристи, и почти в одночасье получает всеобщее призвание. Главным героем ее первого романа становится бельгийский сыщик Эркюль Пуаро.

В последствии, Агата Кристи напишет целую серию детективов, в которых будут фигурировать Эркюль Пуаро, капитан Гастингс и инспектором Джепп. Для поколений вперед в первую очередь эти герои станут визитной карточкой писательницы. Поэтому не удивительно, что приключениями бельгийского сыщика особенно заинтересуются и в киноиндустрии.

На сегодняшний день существует бесчисленное количество экранизаций этой истории. Одна из причин по которой она привлекает внимание - это колорит, описанный писательницей. Но что же в нем такого?

Ответ лежит на поверхности: большинство самых известных расследований Пуаро были описаны в 1920-1930-е годы в современной на тот момент обстановке, например в Восточном экспрессе, роскошно оформленном в стиле ар деко. Пусть писательница не уделяла большого внимания описанию окружения, читатели невольно сами додумывали, узнавая об отношениях героев, их характерах и привычках.

Так, действие в «Восточный экспресс» 2017 года происходит в переосмысленном, фантастическом варианте поезда, обретшем строгий стиль Баухауза. И подобная параллель, проложенная режиссером и декораторами, неудивительна, ведь рационализм Пуаро будто сам требует облечь себя в четкие рамки. В этом случае гротескность определенно выступает на пользу. Не зря, эту экранизацию по праву считают одной из наиболее красочных, но не реалистичных.

Все же, идентичность Пуаро, как отображения стиля ар деко, нам подарили создатели сериала, с Дэвидом Суше в главной роли. Эта экранизация завоевала признание зрителей своей точностью, в отличии от полнометражной фильма 2017 года.

 



И чувствуется это с самых первых минут. После начальных титров зрители оказываются в мире изысканного декора, где лицо Суше разбивается на треугольные фрагменты, словно мы оказались внутри полотна Хуана Гриса (рис.1). Паровоз с плаката «Кассандра» проезжает мимо стилизованного силуэта электростанции Баттерси Джайлза Гилберта Скотта, следуя по предполагаемому гламурному железнодорожному маршруту Виктория-Клэпхэм.

Поленкова_Рис. 1. Хуан Грис, «Гитара».

Рис. 1. Хуан Грис, «Гитара».

С самого начала съёмок команда приняла решение создать декорации в стиле середины 1930х годов, благодаря чему, несмотря на старение актёров, мир Пуаро остаётся неизменным, словно улика, застывшая на стекле. Места для съёмок включают роскошные дворцы, такие как Эльтам с круглым вестибюлем, Сенатский дом Лондонского университета и «ацтекскую» фабрику Гувера. 

Даже спиралевидный бассейн с пингвинами Любеткина в Лондонском зоопарке участвует в создании атмосферы.

Действие «Убийств по алфавиту» частично происходит в Бексхилле, где можно 

увидеть павильон Мендельсона, также присутствующий в адаптации BBC 2018 года с Джоном Малковичем в роли Пуаро. 

 



Особенно привлекательным кажется дом, а также интерьер квартиры-офиса самого Пуаро. «Особняках Уайтхейвен» (рис.2.), ризалит которого перетекает словно волна, представляет собой классический модерн – строгий, новаторский дом. Выполненный в кирпиче, и окнами из стекла Флорин Корт в Клеркенуэлле.

Поленкова_ Рис. 2. Особняк Уайтхейвен

Рис. 2. «Особняках Уайтхейвен»

Действительно, стиль модернизма с его абсолютной симметрией идеально подходит к точности и любви Пуаро к порядку, но при этом он достаточно роскошен, чтобы соответствовать более эпикурейской стороне его личности. Воздушный стиль межвоенного модернизма с широкими окнами отражает стремление к более гигиеничному образу жизни, что полностью соответствует персонажу, которого Суше сыграл как человека с определённым обсессивно-компульсивным расстройством.

 Неизменно элегантный и строгий, мы не можем забыть уникальные лампы в стиле ар деко, письменный стол, камин. Все элементы создают атмосферу выдуманного мира, который, в действительности, просуществовал не так долго.

Как и сам бельгиец был чужд чопорным англичанам, так и ар деко казался чрезмерно вызывающим для страны с такими строгими взглядами.

Понимала ли Агата Кристи, что в ее персонаже найдет отражение целый стиль? Тем не менее, думая об Эркюле Пуаро мы невольно помещаем его в гостиную в стиле ар деко, принадлежащей очередной киноактрисе, что слушает только Гершвина и бесподобно танцует твист, а когда думаем об английском ар деко, представляем Пуаро, что расследует очередное преступление. Абсурд, но эти два понятия неразделимы друг от друга, ведь ни один ни другой в действительности и не существовал.

 Библиография

1. Орельская О.В.; СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ АРХИТЕКТУРА: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В Орельская. – 2-е изд., стер. – М. 2007

2. https://dzen.ru/a/YW74R4VLQAcGzdzq