point +7(495) 639-94-92

Ар деко: грани искусства и рекламы

← Предыдущая Следующая →
59
Ар деко: грани искусства и рекламы

Новое стилевое направление учитывало изменившийся ритм жизни, технологический прогресс, а с ним и новое устройство общества и роль женщины в нем. Стиль охватывал все направления – от ювелирного искусства и бытовых предметов до архитектуры небоскребов, отражая новый стиль жизни, ее восприятие. Так как в формировании Ар деко ключевую роль играл новый стиль жизнь, который являлся предметом анализа маркетинговых исследований, как отражение потребностей человека и общества, стиль находил применение как в искусстве, так и в рекламе, грань между которыми была размыта. Реклама воспринималась, как вид искусства, способом повлиять на потребителя, п для ее создания привлекались выдающиеся художники эпохи. Анализируя рекламные плакаты, сделанные в то время, с эстетической и содержательной стороны, можно сделат вывод о том, что эстетика Ар деко базировалась на двух посылах: необходимо сформировать вещную среду, внешне соответствующую «духу времени»; необходимо сделать эту среду привлекательной и комфортной для повседневной жизни людей, позиционирующих себя как носителей этого «духа времени».

Как следствие, на смену изящным «природным» линиям и сдержанным краскам арт-нуво пришли «энергетические зигзаги», «линии ветра», вспышки света и цвета, передающие новую социокультурную динамику эпохи. Технологические прорывы заявили о себе через алюминий, используемый в качестве ювелирного металла, через стальные трубки, ставшие мебельным каркасом. Идею роскоши как важного принципа жизни «людей Ар деко» воплощали любимые материалы этого стиля: золото и серебро, слоновая кость, черное и красное дерево, кожа экзотических зверей и рыб, восточный шелк. Изменение социальных ролей в обществе заявляло о себе через женские портреты американской художницы Тамары Лемпицки: сильная (в прямом и переносном смысле) женщина, сама определяющая свою судьбу, свои привязанности и приоритеты.

Одной из постоянных тем Ар деко стало искусство экзотических дальних стран - от Африки до Японии. Другим сквозным мотивом стиля были технические достижения, позволяющие наладить контакт международного сотрудничества: автомобили, скоростные поезда, аэропланы. Эти впечатляющие образы плодов технологического прогресса стали почвой шедевров Ар деко- рекламных плакатов художника А. Кассандра, сделанных им в 20-х и 30-х годах для туристических компаний.

Рекламный плакат Ар деко - особая глава в истории искусства рекламы, связанная не только с новой эстетикой, но и с тем новым стилем жизни, который он репрезентировал. Ведущим дизайнером рекламы, работавшим в стиле Ар деко, был уже упоминавшийся выше французский художник украинского происхождения Адольф Мурон Кассандр. Его работы получили высокую оценку Пикассо. Один из первых его рекламных плакатов - «Лесоруб», сделанный для мебельной фирмы - получил первую премию на международной выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes (Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств) в 1925 г., той самой, что дала имя новому художественному стилю. Работы для винной компании Dubonnet, трансатлантической пароходной линии, туристического агентства Cook, реклама «пульмановских» вагонов и круизов на лайнере «Normandie» стали не просто информационными материалами, способствующими продаже товаров, а визуальным отражением времени. Одна из последних работ Кассандра, получивших всемирную известность, - логотип «Yves Saint-Laurent» (1963 г.).

Резкие ракурсы, ломаные линии, четкие цвета, использование простых геометрических форм — это приметы изобразительной манеры Кассандра и многих рекламных художников той эпохи (Ж. Лепапа, О. Баумбергера, Э.М. Коффера, Л. Марфурта, П. Эдварда, Ж. Барбье и др.), которые впитали в себя влияние авангарда и конструктисизма. Рекламные художники Ар деко изобрели особый прием, передающий движение, скорость - параллельные земле линии, обрамляющие автомобиль («силовые линии»). В их работах зритель «видит», как вокруг новой модели Peugeot буквально свистит ветер, как мощно и неумолимо вращаются стальные колеса паровоза, как играючи рассекает волны океанский лайнер- все это отражение духа времени, нескончаемого прогресса и движения, именно поэтому стилю присуща динамика.

Реклама в Ар деко 2

Ар деко – это сочетание изысканного стиля и художественных приемов с коммерческими интересами на грани искусства и рекламы. Художник эпохи отражал социокультурный настрой через работу с рекламными проектами, дизайном интерьеров и архитектуру. Так, живопись и графика Ар деко существует не только в музеях, но и находит свое место в рекламе и массовом производстве, отчая духу времени и потребности людей в изысканности, роскоши и динамике жизни. Ар деко проявляет себя геометричными формами, роскошью, изысканной отделкой и использованием дорогих материалов. Он объединяет в себе влияние различных стилей, таких как ар-нуво, кубизм, конструктивизм и футуризм.

Основными графическими особенностями рекламных плакатов в стиле ар-деко были: чувственные элементы, отражающие скорость развития, движения, силу технологий. Например, «линии ветра», «вспышки света», зигзаги, контрастные наклонённые элементы; насыщенные цвета, отражающие идею роскоши и праздной жизни; простота элементов, строгие геометрические формы, чётко отражающие суть и концепт времени; развитие типографики, что помогало  быстрее заметить рекламный плакат.

Ар деко смог продолжить развитие из-за Второй мировой войны, после которой «современный, элегантный и комфортный» стиль жизни перестал соответствовать историческому времени, комфорт исчез, а элегантность стала неуместной. В современном графическом дизайне стиль ар-деко продолжает использоваться, например, для рекламы продуктов премиум-сегмента (алкоголь, косметика), создавая ассоциации с роскошью и эксклюзивностью. 

 

Список Литературы:

 

  1. Савельева О.О. Коммерция в стиле «модерн» // Человек. - М.: Наука. - 2002. - No 5.
  2. Малинина Т.Г. Стилевой проект века. Об истоках и природе Арт деко. Художественные модели мироздания. Книга вторая. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. -М.: Наука. - 1999. - No 5.
  3. Карпова С.В. Рекламное дело. - М.: Юрайт, 2013.
  4. Шарков Ф.И. Константы гудвилла. Стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. - М.: Дашков и Ко, 2013.