point +7(495) 639-94-92

Блог музея

Календарь
Теги: Архитектурные символы ар деко Женщина в скульптуре ар-деко Из коллекции Музея Ар Деко Муха Нормандия Рене Лалик Эрте актеры актрисы ар деко в дизайне и архитектуре архитектура эпихи ар деко голливудский костюм графика декоративно-прикладное искусство живопись иллюстрации интерьеры эпохи кино коллекции лаковое искусство литография личности эпохи мебель мода модерн образы эпохи океанские лайнеры отели ар-деко парфюм скульптура флаконы фотография художественное стекло черты стиля ар деко шедевры ар деко эскизы Эрте ювелирное искусство ювелирные украшения
Эмиль Галле. «Витрина с колосьями пшеницы»
Эмиль Галле. «Витрина с колосьями пшеницы»

Представляем вашему вниманию «Витрину с колосьями пшеницы» (ок. 1903) – уникальный экземпляр мебели стиля ар-нуво в исполнении французского художника-декоратора Эмиля Галле. Витрина выполнена из орехового дерева и бронзы в технике маркетри – мозаики из разных пород дерева, которые наклеиваются на основу.

Эмиль Галле — представитель школы Нанси — объединения мастеров декоративно-прикладного искусства. В его произведениях природные мотивы часто фигурируют на декоративных вставках, при обрамлении замочных скважин, дверных петель – еще с юности Галле увлекался рисованием и ботаникой, а в конце XIX-го столетия по его инициативе в школе Нанси был введен обязательный курс по ботанике, чтобы художники учились лучше понимать природу и уметь фиксировать ее формы.

Натуралистический дизайн в сочетании с революционными инновационными технологиями сделали Эмиля Галле одним из лучших мастеров стекольного дела и деревообработки. Как правило, работы Эмиля Галле имеют стилизованный растительный орнамент. Чаще всего в этих рисунках появлялись мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. Источником вдохновения стал родной регион Лотарингия и северо-восточная Франция. Таким образом, особенностью художественного оформления произведений Галле становится то, что он обращается не только к цветам «высокого» стиля (розам, орхидеям), но чаще всего героями его работ становились полевые цветы, разнотравье, колосья пшеницы – то, что раньше редко становилось вдохновением для художников.

Зонтичный цветок омбеллы, гортензии, лилии, вьюн, листья чёрной смородины и клёна, ели, кусты, ветви и шишки - подобные мотивы стали излюбленными сюжетами и для учеников Галле – художников эпохи ар-нуво.

344
Морис Дюфрен: от модерна к ар деко
Морис Дюфрен: от модерна к ар деко

Краткая биография Мориса Дюфрена развернута в контексте метаморфозы стилей: от модерна до ар деко. Каждый стиль представлен на примерах работ мастера.

Лампа колокольчик

404
Этот непревзойденный ЭРТЕ
Этот непревзойденный ЭРТЕ

В начале шестидесятых годов об Эрте помнили лишь немногие знатоки истории искусств. И тут произошло то, что можно было счесть чудом – уже в преклонных летах Эрте смог добиться возрождения своей карьеры. В конце шестидесятых – начале семидесятых голов прошлого века по всему миру началось возрождение интереса к искусству 20-30-х годов, и на этой волне популярность Эрте – практически единственного из прославленных художников того времени, кто не только был еще жив, но и сохранил творческую активность, - взлетела до небес.

мАТА хАРИ

Эрте. Мата Хари

Читать далее––>>

483
эскизы Эрте Эрте
Изюменки ар деко. Шляпка-клош
Изюменки ар деко. Шляпка-клош

Шляпка-клош (фр. «cloche» – колокол) один из наиболее узнаваемых и популярных элементов женского гардероба в 1920-е гг. Вопросы, когда именно была придумана данная модель шляпки и кто её автор, до сих пор остаются дискуссионными, но в научной литературе принято считать, что создателем шляпок-клош была французская модистка Каролин Ребо, а хронологические рамки сосредоточились в период после Первой Мировой войны.

три шляпки клош

337
Клер Жан Робер Колине
Клер Жан Робер Колине

Клер Жан Робер Колине
 (1880—1950)

 

Клер Колине родилась в Брюсселе, училась скульптуре у Джефа Ламбо. Как и многие художники первой четверти XX века Клер Жанн Робер Колине переехала в Париж, где вступила в «Общество французских художников» и в 1913 году на парижском Салоне впервые представила свои работы широкой публике.

С 1937 до 1940 года выставлялась на «Салоне независимых» — художественном объединении, созданном в Париже в 1884 году. Одновременно Колине была членом «Союза женщин художниц и скульпторов». В основном сотрудничала с фирмами Эдмонда Этлинга, Артура Гольдшейдера и предприятием «Племянники Ж. Лемана».

Круг образов, воплощённых в скульптурах К. Колине, довольно широк и варьируется от балерин в классических постановочных позах до воинственных валькирий.

Вместе  с Дмитрием Чипарусом, Клер была основной представительницей так называемого театрализованного направления, принятого  в скульптуре ар  деко. К таким театрализованным скульптурам можно отнести изображения танцовщиц, античных жриц и богинь, представленных в экспрессивной динамике выразительных поз.

На формирование художественного языка  Клер Жан Робер Колине значительное влияние оказывали древние цивилизации. В первую очередь это был Египет. Так же активное воздействие оказывали культуры Индии и Персии. Персидское искусство вдохновляло скульпторов ар деко пряным колоритом своего фаянса и мозаик, необычными формами арабесок, яркими, пышными костюмами с обилием драпировок.

Рисунок1. Египетская танцовщица

Египетские и персидские одежды послужили вдохновением таким дизайнерам как Поль Пуаре и Мариано Фортуни.

Огромное влияние на сложение стилистики и иконографии скульптур ар деко оказали «Русские Сезоны» под руководством Дягилева. Поэтому мотив танца - один из наиболее распространенных мотивов в скульптуре этого периода. Индийские и египетские танцы перекочевали из дягилевской труппы на сцены многочисленных кабаре и мюзик-холлов, а затем в декоративную пластику ар деко.

Мотив танцующей фигуры с одним приподнятым коленом был излюбленным мотивом мастеров Ар Деко и использовался также в работах Дмитрия Чипаруса, Отто Перцеля и других мастеров.

В своих работах Клер Жан Робер Колине активно применяет хрисоэлефантинную технику. 

Скульптура, выполненная в хрисоэлефантинной технике, это скульптура из бронзы и слоновой кости.

Термин «хрисоэлефантин» появился в 5 веке до н.э. на территории Древней Греции. Он произошел от двух греческих слов  - "хризо" (золото) и "элефантос" (слоновая кость), и относился к статуям  античных мастеров, изготовленным из  золота и слоновой кости. 

Вытесненная на периферию художественных средств, хрисоэлефантинная скульптура пережила свое второе рождение на рубеже 19 - 20 веков. Стоит отметить, что смысл термина "хрисоэлефантин" претерпел изменения и применялся теперь к комбинациям слоновой кости с другими материалами - серебром, бронзой, цинком и деревом. 

Детали древнеегипетских одежд получили  распространение в сценических и повседневных костюмах не только под влиянием «Русских Сезонов», но во многом и благодаря открытию фресок и рельефов в захоронении фараона Тутанхамона в

1922 году Говардом Картером. Кутюрье эпохи ар деко Жан Пату создал свою реплику на это событие - несколько вариантов костюма, словно списанных с египетских      фресок, в которых

обязательным аксессуаром были набедренные повязки с треугольным, расширяющимся книзу фартуком. Несколько костюмов было создано и для Лайн Джек – эстрадной танцовщицы парижских кабаре.

 

477
Рене Лалик. От ар нуво до ар деко
Рене Лалик. От ар нуво до ар деко

Рене Лалик (1860–1945 гг.) – один из значимых и ярких представителей стиля Ар Деко. Ранние ювелирные произведения автора, выполненные в стиле Ар Нуво, сочетали в себе драгоценные камни и рельефные узоры из стекла. Наиболее известная ювелирная работа Рене Лалика – брошь «Офелия», созданная в 1900 г. Выполненная из опалесцирующего стекла и серебра, «Офелия» завораживает своей утонченностью и изяществом. Органичное совмещение изобразительных элементов стрекоз, бабочек и жуков образуют монолитную композицию в сочетании как с тяжелым металлическим материалом, так и воздушным стеклом.

Первые работы Лалика, созданные в период с 1905 по 1910 гг., нашли своё отражение не только в ювелирном, но и в стекольном мастерстве. Лалик – настоящий мастер работы со стеклом, его изысканные декоративные вазы, подсвечники, флаконы для духов и т.д. пользовались не только вниманием публики, но и ошеломительным успехом на международных выставках.

 

308
шедевры ар деко Рене Лалик
Особенности и знаковые черты стиля арт-деко
Особенности и знаковые черты стиля арт-деко

Ар-деко — это яркий и универсальный стиль, который продолжает оказывать влияние на архитектуру, дизайн и искусство во всем мире.

В современном дизайне ар деко обожают за его винтажный, но современный характер, который подходит как для современных, так и для традиционных дизайнерских схем. Схема дизайна в стиле ар деко может включать в себя этот стиль в тонкой форме, например, через предметы мебели и искусства в стиле ар деко. Или же принципы ар деко могут быть вплетены в каждый аспект обстановки, включая архитектуру, встроенную мебель, мягкую мебель и аксессуары.

1811
черты стиля ар деко ар деко в дизайне и архитектуре
Спорт в ар-деко
Спорт в ар-деко
В 1920-е годы спорт попадает в зону интересов дизайнеров из мира высокой моды – одежда для активного отдыха начинает занимать важное место в модных журналах и каталогах. Жан Пату, один из пионеров этого движения, открывает в своем модном доме отдел со спортивной одеждой, в том числе купальниками.
442
Саломея. Луи Икар
Саломея. Луи Икар
Мастера ар-деко часто находили вдохновение в античности и мифологии, в том числе и библейской. Примером тому может служить образ Саломеи – иудейской царевны, которая очаровала своим изысканным танцем царя Ирода и пожелала в награду голову Иоанна Крестителя на блюде. Кровавый сюжет со временем оброс множеством художественных подробностей. Библейская легенда об иудейской царевне нашла отражение в мировой живописи, скульптуре, литературе, в оперном искусстве и театральных постановках.
398
Показать ещё