Выставка «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 – 1930-е»
« НазадГалерея «Ар Деко» совместно с Russian Art Institute в рамках Года Германии в России 2012/13 представила выставку «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 – 1930-е».
В Германии 1910-1930 – х годов мы наблюдаем настоящий взрыв культуры тела. Большими тиражами издаются книги и брошюры о красоте тела, совершенствовании тела, сопровождаемые фотографиями с обнаженными женщинами и мужчинами, выполняющими сольный танец, массовые хоровые движения или различные гимнастические упражнения. Этот период связан с деятельностью целой плеяды выдающихся экспериментаторов в области гимнастики, ритмопластики и современного танца, а также с активным изучением фиксации и передачи движения в живописи и, главным образом, в фотографии.
Рудольф Лабан, один из основателей свободного танца, рассматривал танец как некую абстрактную систему, трансцендентную космическую силу, которая пронизывает все ритмом и напряженностью. Отказавшись от заученных движений, музыкального аккомпанемента, темы и сюжета, тело должно искать собственные ритмы, расширяя свой эстетический опыт за пределы рационального. Наиболее ярко и лаконично этот образ воплотился в фигурах обнаженных танцовщиц Фердинанда Прайсса и его серии скульптур «Экстаз».
В СССР аналогичные поиски в области Нового танца были, прежде всего, связаны с деятельностью Хореологической лаборатории при РАХН, существовавшей с 1923 года. У истоков лаборатории стояли Василий Кандинский, Алексей Сидоров и Александр Ларионов. Кандинский считал движение частью «синтетического искусства», идею которого он разрабатывал совместно с танцовщиком и хореографом Александром Сахаровым, живописцем Алексеем Явленским и композитором Томасом фон Гартманом. В одной из работ Кандинский писал о необходимости установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. В 1920-е годы он создал серию аналитических рисунков по фотографиям танцовщицы Грет Палукки, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.
Антиподом свободного танца, выражавшего субъективные внутренние эмоции и потому ставшим наиболее ярким воплощением духа индивидуальности, выступала физическая культура с ее идеей об "объективном" теле и сухой количественной оценкой физической силы и здоровья. Именно эти два полюса - субъективное и объективное, индивидуальное и общественное - и определяли "культуру тела" в 1920-е годы. Неудивительно, что впоследствии, когда и в Германии, и в СССР закончился период относительной свободы, власть решительно отказалась от "индивидуального" и все находки в области искусства движения стали использоваться лишь для хореографии массовых празднеств и физкультурных парадов.
Основу выставки составили скульптуры Фердинанда Прайсса, выдающегося мастера декоративной пластики Германии. Все скульптуры были предоставлены из личного собрания М.О. Окрояна и экспонировались впервые.
Также в экспозицию вошли произведения русско-немецкого художника Николая Загрекова (1897-1992), ученика И.И. Машкова и П.П. Кончаловского во ВХУТЕМАСе, в 1921 году переехавшего в Берлин и оставшегося там навсегда. В своем творчестве Загреков уделял много внимания именно культуре человеческого тела, в его произведениях явно просматривается интерес к островыразительным позам и четким силуэтам. Особо показательны в этом плане его работы на спортивную тематику, а также тематику труда, к примеру, его «Метатель копья» (1936) и «Фигура замахнувшегося рабочего, развернутая фронтально» (конец 1920-х). Работы художника для выставки предоставили Государственный Русский музей, а также Общество друзей Николая Загрекова.
Произведения живописи и скульптуры в пространстве выставки были органично дополнены документальными фотографиями из немецких журналов и книг о красоте человеческого тела, а также редкими фотографиями по биомеханике Мейерхольда из собрания Театрального музея им. Бахрушина.