Русские сезоны Сергея Дягилева и их влияние на ар деко
« Назад
4 октября 2011 года состоялось открытие выставки «Русские сезоны Сергея Дягилева и их влияние на ар деко». Этот проект был организован музеем «Ар Нуво и Ар Деко» и выставочным залом Университета Саламанки при содействии Фонда Мануэля Рамоса в рамках года культурного содружества России и Испании.
На выставке были представлены уникальные произведения графики и костюмы, созданные русскими мастерами для постановок балетной труппы С. Дягилева, а также декоративная скульптура из бронзы и слоновой кости. Формируя экспозицию сквозь призму стиля ар деко, выставка предлагала новый взгляд на русское искусство начала ХХ века и выделяла его как один из важнейших истоков стиля 1920-х годов. В России хорошо известна история балетных сезонов Сергея Дягилева. Это было выдающееся явление культуры, соединившее в себе высшие достижения в области балета, музыки и живописи, и ставшее именно тем импульсом, которого не хватало Западу в поисках новых свобод выражения.
Все экспонаты были собраны из музейных и частных собраний – Театрального музея им. Бахрушина, музея «Ар Деко и Ар Нуво» в Саламанке, а также на выставке были работы представленные галереей «Ар Деко» из личной коллекции М.О. Окрояна, обладателя редких эскизов к постановкам «Русских сезонов» и уникальных работ Дмитрия Чипаруса, произведения которого, сегодня являются своего рода визитной карточкой стиля ар деко. На выставке экспонировались одни из лучших скульптур мастера, в полной мере отражающие воздействие русского искусства на европейскую культуру 1920-х годов.
Произведение «Персидские танцовщики» – редкий образец портретного изображения русских артистов – Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Одежды героев являются ярким отражением «бакстовской» линии в искусстве французского ар деко. Скульптура «Танцовщица из Каморны» изображает одалиску одной из восточных мистерий дягилевской антрепризы. Брюки-шаровары героини, дополненные короткой верхней юбочкой, в сочетании с зауженными манжетами и струящейся тканью были призваны подчеркнуть легкость и своеобразие силуэта, созданного фантазией Бакста. «Маскарад» и «Нежные обещания» имеют немало сходства с героями балета «Карнавал», в котором хореограф Михаил Фокин вывел на сцену персонажей комедии делль арте. Карнавальность и гротеск были частыми приемами в творчестве мастеров «Мира искусства» и «Голубой Розы».
Ряд произведений Чипаруса, вдохновленных русской темой продолжает и скульптура «Русский балет», черты лица героини которой близки образу Тамары Карсавиной, ставшей идеальным воплощением стиля à la russe на Западе.
Один из признанных хитов мастера – скульптура «Les Girls» с изображением пяти танцовщиц парижского кабаре. Это произведение является не только самым монументальным в творчестве автора, но и наиболее ярко отражает атмосферу «вечного праздника» 1920-х годов. Характер «бушующих двадцатых» прекрасно воплощают и графические работы Эрте и Натальи Гончаровой.
В экспозицию выставки вошли произведения Б.И. Анисфельда, Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, Н.С. Гончаровой, С.Ю. Судейкина, А.Я. Головина, И.Я. Билибина, М.А. Врубеля, А.М. Васнецова, К.А. Сомова, Н.К. Рериха, Ф.О. Шехтеля, Г.И. Кириллова, М.П. Гетманского и других.
Выставка проходила с 4 октября 2011 по 29 января 2012 в музее «Каза Лис» (музей «Ар Нуво и Ар Деко» по адресу: 37008 SALAMANCA, Calle Gibraltar, 14.