Анонс лекций "Первые школы дизайна"
База дизайна: первые объединения и школы
Уильям Моррис был одним из первых, кто в графе профессиональной принадлежности написал заветное слово «дизайнер». Моррис и британское движение Arts&Crafts стало образцовым для многочисленных мастерских, сецессионов и небольших школ как в Европе, так и в Америке, в недрах которых ковалось новое направление – дизайн.
Как происходило утверждение основ дизайна, как рождались первые школы, какова структура и методика образования, что являлось пропедевтикой и основой основ в дизайн-образовании, о генетических корнях первых школах дизайна и агентах влияния, о великих преподавателях и талантливых учениках, о драматической судьбе инновационных образовательных структур – Веркбунда, Баухауса и ВХУТЕМАСа – мы поговорим на лекциях.
Курс состоит из 4 лекций:
Лекция 1. Уильям Моррис и Arts&Crafts
Лекция 2. Веркбунд: союз искусства и промышленности
Лекция 3. Баухаус: фундамент современного дизайна
Лекция 4. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк русского авангарда
Курс рассчитан как на профильную аудиторию, так будет интересен всем, изучающим историю искусства и дизайна. Для активизации навыка визуальной насмотренности и глубокого погружения в материал, курс поддержан мультимедийным форматом презентаций (200 - 300 слайдов), что позволяет не только познакомиться с творчеством архитекторов и скульпторов, декораторов и дизайнеров, но и сформировать понимание особенностей становления и развития дизайна в разных культурных средах.
Краткое описание лекций
Лекция 1. Уильям Моррис и Arts&Crafts
Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который сделал Общество искусств и ремесел образцовой для мирового художественного сообщества.
На лекции мы поговорим не только о работах английского поэта, художника, издателя, архитектора и лидера Arts&Crafts – Уильяма Морриса, узнаем, почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу; посмотрим, какие проекты Моррис создал вместе с Данте Габриэлем Росетти, Эдвардом Берн-Джонсом, Фоксом Мэдоксом Брауном, Филиппом Уэббом, Чарльзом Фолкнером и Петером Паулем Маршаллом; поймем, в чем секрет успешности орнаментики Морриса и его издательства Kelmscott Press; и кто продолжил дело дизайнера№1.
Лекция 2. Веркбунд: союз искусства и промышленности
Веркбунд, основанный в Мюнхене осенью 1907 году, решал несколько задач, наиважнейшая из которых - объединение ремесла, искусства и промышленности. В состав нового объединения входили не только архитекторы и художники, но и руководители компаний-производителей. Такой союз был обусловлен, с одной стороны, невиданными возможностями, которые давали индустриализация и массовое производство, с другой стороны, озабоченностью крайне низким качеством производимых товаров, потере их эстетической составляющей. Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и выраженная функциональность должны были, по замыслу членов Веркбунда, привести к установлению единого эстетического вкуса и вывести из тотального кризиса.
Популярность идей Вербунда была столь велика, что за 5 лет численность союза выросла в четыре раза, появились австрийский и шведский, швейцарский и венгерский аналоги организации, а в Британии по образцу основана Design and Industries Association. Наиболее важными центрами производства Веркбунда были знаменитые Объединенные немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел с центром в Хеллерау, имевшие рабочие мастерские и выставочные залы в 22 городах страны. Идеи Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Бруно Таута, Германа Мутезиуса, Карла Шмидта, Фридриха Наумана, Рихарда Римершмида, Фрица Шумахера и многих других даже после официального закрытия Вербунда влияли на развитие немецкого искусства и промышленности.
Лекция 3. Баухаус: фундамент современного дизайна
Баухаус, организованный в 1919 году Вальтером Гропиусом, просуществовал всего 14 лет, однако идеи, заложенные в этой школе, нашли свое воплощение в самых разных областях искусства и культуры. И это – закономерно. Школа Баухаус был передовой и по составу преподавателей, среди которых были Василий Кандинский и Пауль Клее, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь и Иоханнес Иттен, Гербер Байер и Марсель Бройер, и по методам преподавания, где практика и эксперимент ценились также же высоко, как и фундаментальные знания.
В настоящее время работы, созданные почти век назад в Баухаус, продолжают вдохновлять современных архитекторов и художников. В чем секрет такого успеха, какое влияние оказал Баухаус на развитие интернационального стиля, кто заложил основы современной колористики, когда открылся «Новый Баухаус» в Чикаго, какой вклад внесли ученики Баухас в развитии совеских городов,– об этом и многом другом мы поговорим на лекции.
Лекция 4. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк авангарда
Реорганизация системы художественного образования в России привела к созданию учебного заведения нового типа – ВХУТЕМАС. Объединение, образованное в 1918 году, в 1927 г. был переименовано во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт, однако методика обучения и тематика учебных проектов была сохранена.
В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа - Александра Родченко и Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и Ильи Голосова, Александра Веснина и Ивана Леонидов, Василия Кандинского и Павла Флоренского, Веры Мухиной и Эль Лисицкого, Владимира Татлина и Александра Родченко, нашли воплощение новаторские идеи в области архитектуры и дизайна.
Лектор – культуролог Елена Рубан.
Лекции проводятся в формате вебинара или автовебинара.
Стоимость билета на одну лекцию - 1000 р.
После оплаты участник получает активную ссылку на вебинар/автовебинар, а после проведения мероприятия - запись, которая активна в течение двух недель. Контакты для связи - artdeconext@gmail.com