point +7(495) 639-94-92

Курс лекций «Ар деко легендарный»

общее

Лекционный курс "Ар деко легендарный"

вернуться-->>

Бивис Хиллер в своей книге о стиле ар деко писал, что «этот стиль тотален, как любой большой стиль» и сфера его влияния широка: от архитектуры, скульптуры и живописи до промдизайна и моды.

Ар деко, возникнув после ужасов  Первой Мировой войны, стал выражением «жажды жизни», созидая на своем пути удивительный художественный мир. Экзотическое древо ар деко оказалось живучим не только в теплом климате Франции, но и адаптировалось в других странах, прорастая на территории разных континентов и стран, обрастая легендами и легендарными людьми, которые оставили мощный след в архитектуре, декоративно-прикладных видах искусства, дизайне и моде.

Рене Лалик и Робер Малле-Стивенс, Эрнест Кормье и Жорж Барбье, Дмитрий Чипарус и Бруно Зак, Фердинанд Прайсc и Эмиль-Жак Рульманн, Анри Рапен и Антонин Раймон, Кассандр и Эрте, Александра Экстер и Вадим Меллер, Соня Делоне и Тамара де Лемпицка, Георгий Лавров и Жан Дюнан, Шарль Като и Поль Фолло, Морис Дюфрен и многие другие, чьи работы до сих пор остаются источником вдохновения и творчества.

Курс рассчитан на широкую аудиторию. Для активизации навыка визуальной насмотренности и глубокого погружения в материал, курс поддержан мультимедийным форматом презентаций (200 - 300 слайдов), что позволяет не только познакомиться с творчеством архитекторов и скульпторов, декораторов и дизайнеров, живописцев и графиков, стекольщиков и краснодеревщиков, мастеров керамики и ювелиров, но и сформировать понимание особенностей становления и развития стиля ар деко в разных культурных средах. 

Курс состоит из 15 лекций:

  1. Ар деко: «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года и ее значение
  2. Ар деко, кубизм и рондокубизм
  3. Ар деко: становление стиля и культурные влияния
  4. Французский ар деко - образец стиля
  5. Ар деко: путешествие из Европы в Америку. «Нормандия» и его интерьеры
  6. Американский ар деко: монументализм и роскошь небоскребов
  7. Американский ар деко и стримлайн: из автомобиля - в цеппелин
  8. Живопись и графика ар деко: на грани искусства и рекламы
  9. Мода и ювелирное искусство ар деко: драгоценная геометрия
  10. Кино, Эркюль Пуаро и английский ар деко: воссоздавая эпоху
  11. Японский ар деко: новые страницы (1 лекция)
  12. Японский ар деко: универсальное и национальное в становлении стиля (2 лекция)
  13. Метаморфозы стиля. Ар нуво и ар деко: общее и особенное
  14. Город и стиль. архитектура ар деко и градостроение
  15. Ар деко и кинематограф. Архитектура ар деко как кинематографическая декорация.

 Краткое описание лекций:  

  1. Ар деко: «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года и ее значение

Возникновение, развитие и метаморфозы ар деко до сих пор заставляют историков и искусствоведов спорить и выдвигать новые версии. Как говорят, «большое видится на расстоянии», а изучение этого стиля как самостоятельной художественной системы началось только в 1960-1970-годы.  Одним из значимых событий в новой классификации искусства стала инициатива директора Парижского музея декоративного искусства Ивонны Брунхаммер, которая организовала выставку «Les Annes’25», в которой был отражен веер художественных исканий 1920-х годов, и в частности, достижения «Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года.

Какое вклад в развитие стиля ар деко внесло «Общество художников декораторов» - SAD; какие существовали стандарты для новой профессии «декоратор»; об особенностях выставки 1925 года и ее трендах; о традиционных и новых типах материалов и их использовании; о вкладе в развитие эксподизайна  Шарля Плуме и «бетонном саде» Робера Малле-Стивенса; как Эйфелева башня превратилась в оплот рекламной компании французского автопрома; что должно быть в идеальном доме любителя искусства, по мнению Альбера Лапрада, Жака-Луи Рульманна, Мориса Дюфрена, Жана Дюнана, Анри Соважа; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко, кубизм и рондокубизм

Кубизм оказал наиболее заметное влияние на ар деко. Причем не только живописный – «аналитический» и «синтетический», анлантами которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но и архитектурный, выраженный в оригинальных проектах чешских архитекторов и художников Павла Янака и Йозефа Хохола, Йозефа Гочара и Карла Чапека; Властислава Хофманна и Эмила Филлы, Богумила Кубишты и Франтишека Кришты.

Почему появилась необходимость «особенного типа видения»; какие новые техники работы с формой и цветом внедрили европейские художники-кубисты; как выглядел «Кубистский дом» Раймона Дюшан-Вийона; в чем особенность проектов чешских мастеров кубизма и рондокубизма; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко: становление стиля  и культурные влияния

Истоки ар деко многообразны: традиционные культуры Африки и доколумбовой Америки, «Русские сезоны» и авангардиские течения в живописи и скульптуре. Как открытие гробницы Тутанхамона и древнеегипетское искусство повлияло на стилистику ар деко;  какие символы и формы заимствовали художники ар деко из египетской культуры и почему форма скарабея стала определяющей в декоративном искусстве; какие линии ювелирных украшений предлагали Cartier, Tiffany и Van Clееf & Arpels; как выглядели крылаты бандо и египетский воротник; почему ступенчатость стала принципом формообразования в архитектуре и дизайне; почему «Русские сезоны» сыграли роль топлива, воспламенившего новый стиль; в чем особенность живописных и театральных экспериментов Пабло Пикассо в рамках «Русских сезонов»; какие работы Бакста выполнены в стилистике ар деко; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Французский ар деко – образец стиля

Парижский вариант ар деко – образцовый. Многие здания, построенные в этой стилистике, с момента создания и до сих пор используются по назначению, а благодаря скрупулезной многолетней реставрации радуют глаз. Во французской столице есть улица, целиком признанная памятником истории и архитектуры, где каждое здание – жемчужина. Такую выразительность архитектурному облику каждому отдельному строению и улице целиком придал парижский архитектор Робер Малле-Стивенс, о работах которого с восхищением отзывались и Константин Мельников, и Ле Корбюзье.

Как кинематограф повлиял на образность частной архитектуры и как выглядели первые парижские кинотеатры; почему архитекторы отдавали предпочтение ступенчатым формам и каким строительным нормам следовали; в чем суть стиля Рaquebot и как он реализовался в проекта Альбера Лапрада и Леона Байе, Анри Соважа и Пьера Пату;  почему махагон, зебрано и сикомора были столь популярны в среде архитекторов и декораторов; для чего был создан стул Drouant, и какие оформительские проекты считал самыми значимыми Жак-Эмиль Рульманн и Эдгар Брандт; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Ар деко: путешествие из Европы в Америку. «Нормандия» и его интерьеры

На рубеже веков изменилось представление о путешествиях не только из-за доступности традиционных и новых видов транспорта - автомобиля, самолета, дирижабля, парохода и океанского лайнера, но и благодаря интенсивному развитию туристической индустрии и инновациям, введенным Томасом Куком.

Почему океанские лайнеры назвались «плавучими отелями»; какими стандартами руководствовались при оформлении самого роскошного лайнера «Нормандия» Анри – Рожер Эспер, Рульманн и Рене Лалик, Жан Дюнан и Жан Дюпа, Жуль Лелё и Эдгар Брандт, Dominique, Süe &Mare, Christofle и Baccarat; как Владимир Юркевич заказывал детали для корабля в компании «Škoda»; что подарил Жан Пату в первом рейсе пассажирам первого класса; почему американские музеи стали участвовать в коммерческой деятельности, а крупные магазины использовали выставочные и музейные принципы показа мебели; кто принес знамя ар деко в американское искусство и какие последствия имела американская выставка «Архитектор и индустриальные искусства» под руководством Сааринена, что нового предложили Раймонд Худ, Эли Жак Кан, Йозеф Урбан, Рольф Уоркер, Эжен Шон, Джон Уэлбор, Рут Армистед Фитциг; - об этом и многом другом мвы поговорим на лекции.

  1. Американский ар деко: монументализм и роскошь небоскребов

Ар деко, получивший на американской земле название «модернистик», воспринимался как символ преуспевания и пользовался бешеной популярностью. Внедрение новых строительных технологий определили размерность архитектуры, ее масштабность и монументализм, а элегантные отделочные материалы и изысканная меблировка подчеркивала атмосферу всеобщего благоденствия. Американские города стремительно росли вверх за счет эффектных небоскребов, поражая «старушку Европу».

Какое значение имела книга Поля Франкла «Новые пропорции», и к чему привело открытие филиала Венских мастерских в Нью-Йорке; какие здания назывались небоскребами, и какие инновации позволили решить проблему высотности; какой вклад внес Уильям Ле Барон Дженни и почему XX век называют «золотым веком сварного железа»; какое здание должно было стать «самым красивым офисным здание в мире» и в чем особенность бумажной архитектуры Хью Ферриса; о самых ярких проектах Чикагской школе архитектуры и самых известных американских небоскребах; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Американский ар деко и стримлайн: из автомобиля - в цеппелин

В 1930-х годах автомобиль превращается из атрибута роскоши в средство передвижения. Компания Ford производит автомобили на конвейерных линиях, что к 1930 году увеличило количество машин на американских дорогах до пару десятков миллионов. С одной стороны, это привело не только к интенсификации строительства дорог, замене брусчатки бетонным покрытием, но и строительству эстакад, многоуровневому транспортному движению. С другой, на пике восторгов от шествования научно-технического прогресса некоторые видели опасность от завоеваний индустриального общества. Так архитектор Фрэнк Ллойд Райт уже в 1925 году заметил: «Автомобиль скоро разрушит наши города. Мичиган-авеню превратится из зеленого бульвара в гоночную трассу! Жизнь в Чикаго станет попросту невыносимой, и люди будут задыхаться от выхлопных газов, как только выйдут на улицу».

Что такое стрим-лайн и работах Нормана Бел Гедденса, Раймонда Леви, Генри Дрейфусса, Вальтера Дорвина Тика и Харольда ван Дорена; почему Всемирная выставка в Чикаго 1933 года называла «веком прогресса», а выставка 1939 года в Нью-Йорке –«веком будущего»; какие возможности давали новые виды транспорта – самолеты, дирижабли и автомобили, аэровагоны и снежные крейсеры; как видел будущее Бакминстер Фуллер ; в чем особенность интерьера цеппелинов на примере «Гинденбурга» ; о развитии аэродинамики и эргономики и влиянии на дизайн; что хранится в Zeppelin Museum; о Лео Бакеланде и бакелите, а также новых типах пластиков, которые изменили мир искусства и дизайна; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

       8. Живопись и графика ар деко: на грани искусства и рекламы

Пришедшие на смену военным годам, «ревущие» 1920-е и «кризисные» 1930-у несли с собой перемены в обществе, в искусстве и дизайне. Визуальные виды искусства – живопись и графика, как и фотография, - претерпевали существенные изменения, предоставляя художникам обширное поле для эксперимента.

Что такое предметный плакат и «плакатный стиль»; в чем особенность графических и живописных работ Люсьена Бернара и Поля Колина, Эрте и Кассандра, Жоржа Барбье и Луиса Икара, Тамары де Лемпицки и Рафаэля де Пенагоса, Александры Экстер и Вадима Экстера; почему эстетика пин-ап стала популярной, а работы Джила Элвгрена, Джоржа Петти и Альберто Варгаса завоевали сердца миллионов; о новом синтезе музыки и живописи; об эстетике массового искусства и новых стандартах в рекламе; об оригинальной работе «La Tumulte Noir» и пикториализме в фотографии; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

  1. Мода и ювелирное искусство ар деко: драгоценная геометрия

Виктор Маргеритт, опубликовав свою повесть «Ле Гарсон», вряд ли предполагал, что стиль гарсон определит новый тип эмансипированной женщины. Но именно такой образ определял дух времени. Так выглядели гламурные кинодивы - Клара Боу и Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш и Глория Свенсон, Пола Негри и Ольга Бакланова, которым подражали женщины тех времен. Ритм послевоенной жизни диктовал новые стандарты в модной индустрии. Стиль ревущих 1920-х создавался в знаменитых домах Поля Пуаре, Жана Пату, Коко Шанель, Люсьен Лелонг.  Ритм послевоенной жизни диктовал новые стандарты не только в модной индустрии и ювелирном искусстве. «Произведения ювелирного дела и предметы из золота и серебра должны быть произведениями искусства, соответствуя тем же требованиям, что и промышленные изделия», - это высказывание знаменитого ювелира Жана Фуке определили эстетику нового стиля, которому следовали Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс, Жерар Сандоз, Жан Деспре, Раймон Тамплие, ювелирные дома Бушерон, Картье и Мобуссен и многие другие. Ключевыми характеристиками стала «геометрия», «линейность» и «хроматический контраст».

В чем особенность стиля «гарсон»; какие журналы были флагманами в море моды; как мода повлияла на типологию женских украшений; почему сотуары и дресс-клипы приобрели бешеную популярность; какие материалы - традиционные и инновационные -  использовались в ювелирном деле; кто вернул в ювелирную моду платину; в чем суть революционной техники крепления драгоценных камней «невидимая оправа»; - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

         10. Английский ар деко, кино и  "Эркюль Пуаро": воссоздавая эпоху

Если вы любите английские сериалы - искрометных Дживса и Вустера, блистательного Пуаро, - значит, вы - поклонник ар деко. В этих костюмных постановках BBC атмосфера 1920-1930-х годов воссоздана с невероятной дотошностью не только благодаря стараниям режиссеров и художников, но и актеров, которые скрупулезно изучали эту эпоху для создания убедительных образов.

Список фильмов, сериалов и видеоигр, где использована стилистика ар деко, значителен, на лекции мы поговорим, почему такой антураж идеален для кино- и видеоиндустрии; обсудим самые удачные экранизации и подробно остановимся на сериале об Эркюле Пуаро, который получил множество наград BAFTA; поговорим о деятельности компании Angel; увидим образцы английской архитектуры ар деко, ставшие площадкой для киносъемок, среди которых Элтемский дворец и Флорин Кортt, отели Мидленд и Бург Айленд, павильон де ла Варр и Сенат-Хаус; разберем особенности оформления киноинтерьеров; почему в приоритете использование винтажных и раритетных предметов меблировки и декора; поговорим о мужской английской моде и дресс-коде 1920-1930-х годов.

         11. Японский ар деко: новые страницы (1 лекция)

«Японский ар деко – оксюморон», - так начинается одна из статей Кена Джонсона в «Нью-Йорк таймс» о выставке, посвященной развитию стиля ар деко в стране Восходящего солнца в 1920-1940-е года. Действительно, для многих словосочетание «японский ар деко» кажется, если не странным, то весьма неожиданным, поскольку эта страница истории культуры пока полна белых пятен.

На лекции мы поговорим об инициативе Кенделла Брауна и коллекции четы Левенсон; о том, почему японский ар деко развивался в иных временных границах, чем европейский; об особенностях вестернизации японской культуры; об эстетике и моде MoGa и MoBo; о том, какие изменения претерпел национальный костюм в 1920-1940-е; о техниках росписи тканей юзен; в чем особенность лака урущи/уруси и проектах Сейдзо Сугавара, а также его знаменитых учеников - Катцу Хаманака, Эйлин Грей, Жана Дюнана etc.

          12. Японский ар деко: универсальное и национальное в развитии стиля (2 лекция)

Стиль ар деко, родившись в сердце Европы, претерпел интересные трансформации, оказавшись в новом культурном контексте. О том, почему происходило распространение стиля ар деко в Японии в эпоху Тайсё и Сёва; какое воздействие оказало на архитектурный ландшафт великое землетрясение в Канто, как сочетались национальные традиции Японии, которым следовали веками, и новые модные тенденции; какой колорит внесли европейское архитекторы и художники в японское искусство, какие работы созидали японские мастера, следуя мировым тенденциям, причем не только в декоративных видах искусства и ремеслах, но и в архитектуре; почему работы Фрэнка Ллойда Райта стали образцовыми и нашли отражение в работах Арата Эндо; чем удивлял японцев Антонин Раймонд; в чем особенность оформления японского океанского лайнера Hikawa Maru и резиденции принца Асака;  - об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

          13. Метаморфозы стиля. Ар нуво и ар деко: общее и особенное

Эта лекция будет интересна не только тем, кто делает первые шаги на пути исследования художественных стилей, но и тем, кто считает себя большим докой в искусстве. Художественная жизнь XX века далека от прописных истин и однозначных трактовок, и в среде специалистов существует множество точек зрения по поводу особенности развития стилевых систем и художественных направлений.

На лекции мы разберем две большие стилевые системы – ар нуво и ар деко, поговорим об особенностях художественного языка и основных эстетических принципах ар нуво и ар деко, разберем конкретные примеры и работы мастеров, которые в своем творчестве работали в обоих стилях и создали особенную стилевую преемственность, а также увидим проекты архитекторов и художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, которые создали «иконы стиля», обогатив сокровищницу мировой культуры. 

         14. Город и стиль. Архитектура ар деко и градостроение

В 1931 году в Новой Зеландии произошло мощное землетрясение, уничтожившее город Нейпир, однако жители решили возродить город и использовали модную для 1930-х годов стилистику ар деко. Однако Нейпир не является исключительным случаем, когда определенный стиль определил архитектурный образ города.

На лекции мы поговорим о мировом сообществе, занимающимся проблемой изучения ар деко, среди которых старейшие европейские и американские организации соперничают с азиатскими сообществами, которые стремятся "исключить европоцентристский подход к изучению ар деко";  увидим 10 городов мира, в которых можно увидеть крупные пятна застройки в стиле ар деко и необычные архитектурные шедевры  в типологическом многообразии – от частной до общественной и сакральной.

           15. Ар деко и кинематограф. Архитектура ар деко как кинематографическая декорация

Французский архитектор Робер Малле-Стивенс  так любил кинематограф, что написал несколько статей, посвященных теме взаимосвязи этих двух видов искусства. Злые языки поговаривали, что Малле-Стивенс не столько строил дома, сколько декорации для новой кинематографической ленты. И , в каком-то смысле, были правы, большое количество частных резиденций, действительно, были кинематографическими  площадками. Составить список всех интересных достопримечательностей, вряд ли возможно, однако архитектура создает особенную атмосферу.  Например, первое высотное  лондонское здание «Сенат-хаус» в элитном Блумсбери, построенном по проекту Чарльза Холдена, стал популярным местом, в антураже которого снимали и «Дживса и Вустера». Об истории самых известных кинематографических зданий, построенных в стиле ар деко, мы поговорим на лекции.

Лектор – культуролог Елена Рубан

Лекции проводятся в формате вебинара или автовебинара.

Стоимость билета на одну лекцию - 1000 р.

После оплаты участник получает активную ссылку на вебинар/автовебинар, а после проведения мероприятия - запись, которая активна в течение двух недель. Контакты для связи  -  artdeconext@gmail.com  

 

                                                                           . 13 музыка ар деко