point +7(495) 639-94-84

Цикл лекций «Джаз: диалог о свободе»

« Назад

Цикл лекций «Джаз: диалог о свободе» 

1 лекция. Калейдоскоп истоков

На этой лекции мы исследуем, как «сплавлялись» истоки для рождения нового стиля; узнаем, почему родиной джаза считается Новый Орлеан; что отдали джазу спиричуэлы и госпелы, блюз и регтайм, духовые оркестры и театра Менестрелей; что такое креольская культура, и какое отношение она имеет к джазу. Являются ли синонимами слово «Джаз» и «Возбуждение»

 

2 лекция. Первые звезды джаза  
Мы познакомимся с творчеством Сиднея Бише, о котором известный швейцарский дирижер того времени Эрнст Ансерме писал: «В Southern Syncopated Orchestra есть выдающийся виртуоз - кларнетист, который, как мне кажется, первым среди негров сумел сыграть на кларнете превосходные блюзы... Я хочу, чтобы все запомнили имя этого гениального исполнителя, сам же я не забуду его никогда - его зовут Сидней Беше». А также узнаем о Джозефе Кинг Оливере, создателе King Oliver's Creole
Jazz Band, где начал свою карьеру Луи Амстронг и уделим внимание «наглецу и скандалисту» Джелли Ролл Мортону, одному из первых ярчайших джазовых пианистов, который доказывал, что именно он придумал «настоящий джаз».
 
3 лекция. Первый гений джаза – Луи Армстронг. 
Мы узнаем, как мальчик из негритянского гетто превратился в величайшего музыканта, и какую роль в этом сыграла колония для несовершеннолетних; будем вслушиваться в его исполнение и поймем, почему о его исполнении говорили, что «даже ангелы плакали».
 
4 лекция. Джаз продолжается: Бесси Смит, Бикс Байдерберг, Бени Гудман.
Стремительно развиваясь, он рождает новые интересные имена, новые звезды. Знакомство с творчеством этих музыкантов сможет расширить наш музыкальный кругозор. На лекции мы узнаем, почему Бесси Смит называли «поющая как Дьявол», как Бикс Байдерберг стал первым белым музыкантом, «играющий как черный» и послушаем Бени Гудмана, старательного музыканта, который оставил заметный след в истории Джаза.
 
5 лекция. Новый король Джаза – Дюк Эллингтон. 
Пианист, аранжировщик, дирижер, человек-оркестр, для которого каждый инструмент был «живым и неповторимым». Какое отношение к нему имеет «Музыка джунглей», зачем он проходил прослушивание в притоне гангстеров «Cotton Club», почему его считаю «отцом джазовой гармонии», а друзья прозвали «Герцогом». Все это мы узнаем на лекции.
6 лекция.  «Леди Джаза» - Элла Фицджеральд .

Элла Фицджеральд  не имела музыкального образования, работала смотрительницей в борделе, сбежала из приюта, в котором она оказалась после ранней смерти матери, научилась  петь по пластинкам Конни Босуэл. Решившись попытать счастье в любительском конкурсе, который проводил Ральф Купер в кинотеатре «Апполло», потеряла голос от волнения во время исполнения и, получив возможность начать сначала, спела так, что зал взорвался восторженными аплодисментами. После победы певица не получила обещанный ангажемент, три раза была отвергнутая лучшими оркестрами, как «долговязая, угловатая замарашка в мужских ботинках» и, при всем при этом,  стала Элла Фицджеральд обладала голосом огромного диапазона в 3 октавы, ее сопрано называли «экстатическим», от силы ее голоса, по словам очевидцев, лопались хрустальные бокалы. Певица записала 250 альбомов и около ста миллионов пластинок проданы во всем мире. Элла Фицджеральд сотрудничала со своими великими современниками – Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Фрэнком Синаторой, Бени Гудманом, – оставаясь при этом удивительно скромным, застенчивым человеком.
 
Лектор  - музыковед Инна Лобцова.