point +7(495) 639-94-84

ТОЧКИ, ЛИНИИ И ПЛОСКОСТИ РОССИЙСКОГО АВАНГАРДА

« Назад

ТОЧКИ, ЛИНИИ И ПЛОСКОСТИ РОССИЙСКОГО АВАНГАРДА 


ТОЧКИ, ЛИНИИ И ПЛОСКОСТИ РОССИЙСКОГО АВАНГАРДА
Цикл лекций


1. Диссонанс и консонанс в современной культуре
Консонанс и диссонанс – понятия, получившие широкое распространение за пределами музыкальной теории.
Их можно трактовать расширительно и применить к широкому кругу явлений – не только звуковых, но и пространственных, ментальных, общекультурных. Гармония есть тяготение диссонанса к консонансу, отсутствия равновесия – к равновесию. Следовательно, наличие диссонансов есть неотъемлемое свойство гармонии.
Диссонанс, как известно, подчинен значительно более сложным и неявным закономерностям. Он не сводим к простой формуле, и в силу этого его палитра богаче, иногда - красочнее.
Рассматривается история взаимоотношений диссонанса и консонанса в разных искусствах – музыка, архитектура, дизайн – от предавангардных тенденций XIX века до постмодернизма и деконструктивизма.

2. Две великих революции авангарда –
эмансипация диссонанса и освобождение от фигуративности:
А. Шёнберг и В. Кандинский
Два великих деятеля искусства, два друга – художник В. Кандинский и композитор А. Шёнберг свершили два великих переворота, которые во многом определили путь развития авангардного искусства. Оба они были участниками альманаха «Синий всадник».
ХХ столетие глава нововенской композиторской школы А. Шёнберг охарактеризовал как век «эмансипации диссонанса». Термин «диссонанс», означающий, буквально, «звучание вразнобой», перешагнул границы музыки и стал обозначать всяческий дискомфорт и несоответствие. Диссонанс – то, что сложно, непривычно, требует повышенных усилий для восприятия и понимания. Композиторы отказываются от применения привычных, стершихся интонаций и оборотов.
Переворот в искусстве, осуществленный В. Кандинским, во многом носит иной характер. Он сделал живопись независимой от фигуративности, освободил чистую выразительность линии, точки, цвета от привязки к конкретным объектам материального мира.
В. Кандинский. Впечатление 3. Концерт.
3. История квадрата и прямоугольника: от кубизма к абстракции, к современной архитектуре и дизайну
Живопись в эпоху фотографии и кинематографа стала решать новые задачи. Кубизм – не изображение, а конструирование действительности, воплощение мыслей о ней. Абстрактная живопись первой половины ХХ века – опыт выражения космических, вселенских законов. Кубизм и геометрическая абстракция стали источниками идей для современной архитектуры и промышленного дизайна: функционализма, конструктивизма, рационализма.


4. Русский авангард и его роль в развитии дизайна.

Кубизм и футуризм
Характерная особенность современной культуры – так называемая «проектность». Искусство уже не отображает действительность, а выстраивает её. Впервые это проявилось в кубизме. Он был как бы пересозданием, проектированием действительности, выявляя в форме геометрическое начало.
Русский футуризм не был копией западноевропейских течений. Любовь к скорости, динамизм, решительное «да» всем достижениям техники - всё это объединяет их. Но в России он был более спонтанным, эмоционально открытым.
Эмоциональная насыщенность, активность цвета отличает русский кубизм и кубофутуризм.

5. Русский абстракционизм и его роль в развитии дизайна
В эпоху фотографии и зарождающегося кинематографа живопись, освобожденная от обязанностей фиксации реальности, сосредоточилась на собственных задачах. Во всех разновидностях абстракционизма в первой половине ХХ века художники ставили своей задачей выражение общих закономерностей миростроения и мировосприятия. Благодаря русским художникам, абстракционизм в двух своих ветвях – лирической (В. Кандинский) и геометрической (супрематизм К. Малевича) – стал источником, в котором была создана культура чистой формы, не связанной с предметом и сюжетом. Абстракционизм стал базой для формообразования в индустриальном дизайне и современной архитектуре.

6. Русский конструктивизм: аскеза и подвижничество
Российский конструктивизм 1920-х гг. – времени господствующего атеизма, строительства «нового мира», связан с православной этикой и культурой. Неслучайно Н.А. Бердяев писал о значении православной аскетики для революционной традиции.
И там и там ценностным духовным ориентиром является аскетизм. Традиционное для русского народа умение пребывать в суровых условиях, известное пренебрежение комфортом и уютом мы видим и в старой русской
культуре, и в идеалах и практике русского конструктивизма, который изначально ставил перед собой воспитательные задачи созидания новой культуры и нового быта, воспитания нового человека.

7. Авангард – эпоха великих экспериментов

Авангард, подобно Ренессансу, вновь продемонстрировал сближение искусства и науки. Одним из ключевых понятий культуры этой эпохи был эксперимент. Не случайно, что большинство крупных авангардистов оставили также теоретическое наследие. Художник выступает как исследователь, который изучает возможности выразительных приёмов и особенности их восприятия.
В. Кандинский экспериментировал с линиями, точками и плоскостями как способами выражения духовного в искусстве. К. Малевич и его ученики исследовали возможности геометрических фигур, плывущих в космическом пространстве.
В. Татлин изучал «культуру материала», принципы которой объединяют все его разнообразные работы.
ПРОУНЫ («Проекты утверждения нового») Эля Лисицкого представляют собой загадочные пространственные построения, прообразы современной архитектуры.
Экспериментирование считал своей главной заслугой А.Родченко. В области фотографии и живописи, в проектах для театра и других помещений он был смелым испытателем новых приёмов и подходов, выходящих за рамки чистого конструктивизма.