Сакральное в архитектуре
©М.Н. Городова
кандидат искусствоведения
e-mail: kvadr-7@mail.ru
Сакральное в архитектуре
The sacred in architecture
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы теории искусства архитектуры, касающиеся канонов пропорций храмостоения, а также полемика между понятиями стиля и канона, определение директории смыслов и значений каждого из которых будет способствовать перспективе рождения нового образа храма в современной культуре.
Abstract: The article deals with topical issues of the theory of the art of architecture concerning the canons of the proportions of the church building, as well as the controversy between the concepts of style and canon, the definition of the directory of meanings and meanings of each of which will contribute to the prospect of the birth of a new image of the temple in modern culture.
Ключевые слова: проблемы канона в храмостроении, геометрия, сакральное в архитектуре, стилеобразование, философия
Keywords: canon problems in church building, geometry, sacred in architecture, style formation, philosophy
Некоторые идеи религиозной архитектуры, заложенные еще в Иерусалимском храме как прототипе в христианской традиции, обнаруживают связь между функциональным устройством современных храмовых комплексов ХХ-ХХI века с Иерусалимским храмом. Облик храма навсегда призван быть тем вместилищем универсального духа Вечности, который наделяет искусство храмостроения этой «вертикальной» устремленностью сакрального пространства. Таинство его выстраивания, определено с первых шагов основания церковного объекта, это есть священное правило «творить во-образ», закрепленное традицией, изначально существовавшее в храмостроении и градостроительстве. В современной архитектуре ветхозаветная рефлексия наиболее широко раскрывается через традиционную систему пропорций и принцип аналогии, что, в числе прочего, обнаруживается в качестве одной из программных идей Иерусалимского Первохрама. Следующим вечным образцом для церковной православной традиции является образ Цареградской Софии, Киевской Десятинной Церкви, Успенской церкви Киево-Печерской Лавры и Софии Новгородской. Киево-Печерское предание повествует о мере церкви, которую должно было размерить Успенскую церковь. И мера эта – это мера Богородицына «пространственного креста», который осеняется с тех пор все русское храмостроение, это 20 мер в ширину, 30 мер в длину и высоту стены, 50 мер в полную высоту церкви. Первообразец, освященный господним благословением был положен этим «пространственным крестом» Киево-Печерского канона.
Обращение к священным первообразцам – и есть основная «тайна» наследования чудотворного прототипа, который в архитектуре приобретает обновленные формы – достаточно отстраненные от традиционных реликвий, которые представляют собой священные образы икон, Святые мощи и Святой крест. В архитектуре священное транслируется языком геометрии, меры и предначертанием Святого Креста в основании всякой новой постройки и нанесением образа Святого Креста на все вновь созданное в стенах святых обителей.
Нами усматривается пронзительная аналогия явленного знамения меры пространственного креста Киево-Печерского храма и обретения иконы святителя Николая и креста Господня, известным сегодня как Годеновский крест 29 мая 1423 г. Испокон веков Крестом созидается вся Русская Земля – от основания Земли, государственности до основания святых обителей и храмов. Знаменательно возведение Софийского собора, строящегося ныне в Годенове, начало которого, без сомнения, положено явлением Креста Господня в Ростовской земле. Явление святых предзнаменований – очевидный канонический язык, понимается нами в свете православной экзегезы как сохраняемый мистический язык тех носителей духовности и веры, которые сохраняют пути духовной традиции Креста.
Самая устойчивое и распространенное Древнерусское церковое правило использования канонических предписаний Киево-Печерского Канона, содержит в основе своей неизменная и вновь очень актуальная для современной науки и культуры математическую закономерность Золотой Пропорции. Через универсальность языка математики сочетается вера отцов и знание современников. Таким образом, снимается оппозиция современной творческой мысли между традицией и новаторством, которая не всегда с должным осознанием принимает фундаментальные требования религиозной культуры, каковым является искусство храмостроения в своем исходном значении, что решает череду неразрешенных вопросов, среди которых наиболее важным можно считать понимание значения догматического, равно как и подлинно художественного смысла канонов в храмостроении[3]. Решение этого вопроса на настоящее время стоит не только в область нормативных требований догмата, но и в области стилеобразования. В практике настоящего времени трактовка канона ограничивается аспектами функционального деления пространства храма, стиля и богослужебной литургической практики – однако, все это не дает для инструментария архитектора того профессионального обоснования, которое стал бы внутренне приемлемым и безоговорочно адаптированным для архитектора-практика. Вопрос не будет решен без особенного и вдумчивого рассмотрения законов пропорционирования, которые напрямую являются для архитектора тем универсальным языком, через который происходит соединений всех естественнонаучных, догматических, религиозных, метафизических и композиционных задач храмовой архитектуры.
Переход от профанного к священному образу, или от человеческого к божественному в искусстве храмостроения происходит через установленный традицией «Рубикон», который хранит Священное Предание. Зафиксированные в Предании смыслы, – по словам историка религии Мирчи Элиаде, - на привычных для человека коммуникативных уровнях «благодаря аналогиям и уподоблениям, дает возможность воспроизведений архетипа в иных «локализованных» вариантах». Таким парадоксальным свойством обладают сакральные пространства храма.
В настоящее время канон как компонента сакрального вновь вернулся в практику современного храмостроения и требует внимательного рассмотрения, как творческий метод храмоздателя, который осознанно творит, опираясь на ту наивысшую планку совершенства, которую дает канон. Следуя этому изначальному «каноническому» правилу, постоянство сакральных законов для архитектурного инструментария может быть интерпретировано через понятие «Каноническая константа», и таким образом прочитан как числовое выражение аналогичный соответствий, одним из проявлений которых предстает перед нами понятие пропорции. Пропорция становится той характеристикой сакрального, которая отражает первейший и главный оттиск универсального закона, на стадии которого формируется первейшие правила красоты и жизненной структуры новой концепции[2]. Хочется отметить, что именно пропорция, выраженная «умным» числом, остается в текстах Священного Писания и Предания. Так, например, пропорции первого образцового и священного строения, которые нам известны из текстов Библии, где находим основополагающие образцы, которые представляют для христианского храмостроения исходные архетипические образцы. Их модульный ряд – это пример для воспроизведения всем последующим временам и эпохам. Сам способ фиксации параметров этих образцов в тексте Библии представляет собой важнейший прецедент документирования сведений канонического порядка, который послужит для последующей эпохи образцом и каноном.
Следуя традиционному правилу, примером которому является Библейская традиция, в древнерусской культуре возникает свое собственное сокровенное знание, которое обрело значимое место в Сказании Киево-Печерского Патерика. На этом сакральном меморандуме основана каноническая система церкви Успения Киево-Печерской Лавры, которая стала главным правилом пропорционирования для соборов Древней Руси. Это обстоятельство по аналогии с подобными явлениями в Библейской традиции, необходимо понимать как прецедент канонизации возможно более ранней, устной традиции, истоки которой носят очевидный универсальный характер. Именно наличие двух необходимых факторов: следование подобию каноническим правилам презентации сакрального знания и универсальная компонента числовых констант Киево-Печерского Патерика дает нам основание видеть в изложении «цепочки чисел» Киево Печерского Предания описание Канона пропорций для храмостроения. И мы можем с полным основание называть это явление Киево-Печерским Каноном пропорций.
Универсальная компонента Киево-Печерского Канона[1] пропорций составившая последовательность «2 : 3 : 5» и первым числам гармонической цепочки Фибоначчи, которая Леонардо да Винчи названа золотым сечением, а Лукой Пачоли – «Божественной пропорцией». Однако, несомненно, что уже во времена Платона было известно о таком понятии, которое сегодня называется Золотое сечение. В своем диалоге «Тимей» Платон говорит о математических воззрениях Пифагоровой школы, одним из которых был вопрос золотого соотношения, поскольку пифагореизм обладал знанием основных принципов миропорядка, при котором мудрость Золотой пропорции была одним из аспектов познания человеком тайн природы и Бога. В XIII веке ученый монах Леонардо Фибоначчи Пизанский разработал теорию гармонической зависимости в последовательности развития живых существ, при которой у живого организма обнаруживается «знание» Золотой пропорции природы собственного роста. В начале XVI века Альбрехт Дюрер после многолетних исследований законов пропорционирования тела человека, изучив и осмыслив трактат Витрувия, изложил знания о канонах пропорций человеческого тела, где значимое место отведено Золотому сечению. Известный астроном и математик XVI века Иоганн Кеплер признает важнейшее значение золотого сечения для операций геометрии, и он также признает присутствие Золотой пропорции в фазах роста растений и их строении. В середине XIX века философ Цейзинг в своей работе «Эстетические исследования» абсолютизирует Золотую пропорцию, отмечая ее универсальные свойства для всех явлений природы и искусства, приближая тем самым процесс понимания этого явления к современному, когда Золотое сечение становится осознанным и признанным Законом Гармонии и Порядка.
Если суммировать результаты этого краткого экскурса, то мы можем видеть явления одного порядка, которые в разное время, разным языком описывают идентичные понятия, связанные с проявлением Универсальной гармонии, которую ученая мысль всегда однозначно характеризовала в связи с понятиями пропорции, гармонии, канон, правила и закона. Вне зависимости от конкретного объекта приложения данных терминов, предмет их также может быть обобщенно определен как Универсальный гармонической закон развития и роста природных структур. Применительно к предмету нашего исследования определяемый нами Киево-Печерский Канон пропорций, иначе называмый Киево-Печерский Гармонический Каноном, в основании которого лежит универсалия Золотого сечения, наделяет древнерусский памятник письменности начала XIII века – Киево-Печерский Патерик – дополнительными ценностными качествам уже универсального порядка. Рассматриваемый нами документ выступает в качестве образца Новозаветного Священного Предания, а также, выразителем объективного знания Естественного порядка, изложенного языком мистического богословия.
В связи с предыдущими рассуждениями хочется подчеркнуть, что знаковый смысл заключен в самой пропорции, в каноне, который воспроизводит модульный или числовой архетип традиции. Философ, богослов и ученый начала ХХ века Павел Флоренский в унисон с нами говорил, что «духовные видения, …подготовлявшиеся всею мировою историею древней мудрости, своей существенной истиной показали, что права была мудрость в своих предчувствиях и намеках истины… Каноническая форма – это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь» . Истина храмостроения «говорит» с миром на языке священного канона пропорций, и это тем удивительнее, что это язык доступен каждому, так как это универсальный язык математики. Древние принимали канон как предельную в совершенстве матричную структуру произведения. Канон – это идеальная, гармоническая система сложения произведения, позволяет зодчему во всякое время создавать, по примеру Творца, идеальную Вселенную, райские обители, которые до ныне неосознанно ищет душа и взоры современного человека.
Религиозная эстетическая система устремлена к абсолютной гармонии, универсальному типу – канону, который обусловлен как центральный образцовый лик – идеал. В этом видятся те основания, которые подобно устроению вечного мира – Макрокосма через соизмерение с Микрокосмом – человеком способны возвести творение зодчества на ту великую ступень совершенства, которая задана священными текстами церковного предания. Эта мысль кристаллизуется в каноне пропорций как символической универсальной формуле, объединяющей все гармонии мира – органическую и минеральную, геометрическую и математическую, фрактальную и структурную. Чем больше человек познает мир, тем убедительнее выглядит опыт предков, которые смогли простым и поэтическим языком донести доныне сокровище истины, которое мы угадываем в канонических образцах[4]. Рациональный ум новейшего времени может уже не только верить, но и убедиться, находя подтверждения этой тезе в окружающем интеллектуальном пространстве. Однако, возможно это путь скорее исследователя-теоретика. Путь же современного архитектора храмостроителя – это «сотворение по-образу» умным методом канона красоты, который доступен современному мастеру и обеспечивает верный фундамент вдохновенного образа храма новейшего времени.
По возможности последовательная реализация в современном храмостроении традиционных принципов работы с сакральным пространством, о которых мы рассуждали процессе изложения материала этой статьи, насущно необходимо для развития современной русской храмовой архитектуры.
Библиография:
1. Городова М. Н. «Меры» и «правила» архитектуры древнерусского храма // ACADEMIA / М.Н.Городова // Архитектура и строительство. М., 2011. №1. (Электронный ресурс). http://elibrary.ru/item.asp?id=17282104
2. Городова М. Н. «Какова мера ангела…» (О некоторых особенностях числовой символики в архитектуре древнерусских храмов) / М.Н.Городова // Традиции и современность. М., 2007. №7. (Электронный ресурс). http://unis.shpl.ru/Pages/BooksCard.aspx?bookId=673661&dbType=S
3. Городова М. Н. Канонические константы древнерусской архитектуры/ М.Н. Городова // Цивилизация знаний: проблемы и смыслы образования. РосНОУ, - М., 2014. (Электронный ресурс). http://unis.shpl.ru/Pages/BooksCard.aspx?bookId=673661&dbType=S
4. Городова М. Н. Ларионов В. Е. Священное наследие / М.Н.Городова // Алгоритм. М., 2010.