Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера
©М.Н. Городова
©M.N. Gorodova
Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера
The natural likeness of the architecture of Santiago Calatrava. Three principles of the master
Ключевые слова: Принципы в архитектуре, каноны в архитектуре, язык форм в архитектуре, архитектура Сантьяго Калатравы, классическая современная архитектура.
Keywords: Principles in architecture, canons in architecture, the language of forms in architecture, the architecture of Santiago Calatrava, classical modern architecture.
Аннотация: Обращаясь к конкретному примеру из творчества яркого архитектора наших дней Сантьяго Калатравы в статье рассмотрена возможность интерпретации традиционного толкования термина «классическая архитектура» с точки зрения актуализации смыслового подтекста, который сосредоточен в понятии канонов.
Abstract: Referring to a specific example from the work of the bright architect of our days Santiago Calatrava, the article considers the possibility of interpreting the traditional interpretation of the term "classical architecture" from the point of view of actualizing the semantic subtext, which is concentrated in the concept of canons.
Один из полемических и любопытных вопросов современной архитектуры может быть связан с вопросом канонов. И это не только потому, что современная архитектура любит отказываться от приверженности к традиционным нормам красоты, чтобы почувствовать собственную независимость и перспективность. В этой оппозиции стойким законам и правилам часто видится путь в тот «новый чудный мир», пророчествовать о котором изначально призвана архитектура.
По мнению Сантьяго Калатравы, его архитектура никогда не рассматривалась им как архитектура бионическая. От него можно услышать следующее: «Я делаю совершенно классическую архитектуру... Мои принципы проектирования полностью подчинены классике». В интервью [3] после лекции для Института «Стрелка» он высказывался о своей архитектуре по аналогии с музыкой Шостаковича, «которая, - так же, - сначала может показаться какой-то странной, но потом ты понимаешь, что она четко следует классическим канонам».
Что это может означать в контексте определений Калатравы классической архитектуры? Если следовать тезе мастера о его исследовании природных форм и пропорций человеческого тела и соединить три озвученных им принципа – приверженность классическим приемам, следование образцам из природного мира и мира человека, – то напрашивается естественный посредник в этой последовательности – это язык классической геометрии с его природоподобием и наглядностью.
Чтобы обосновать подобное утверждение нам придется сформулировать определение классической архитектуры для современного контекста, который, как правило, должен включать наличие таких структур, которые воспринимаются и мыслятся как канонические. Итак, каноническими с точки зрения традиции, называются формы и приемы, которые полагаются в своих основаниях на закон «природоподобия» в широком смысле этого слова. Это принцип антропоморфизма, с его законами пропорций, принцип бионического подобия и принцип минерального подобия [2]. Все три принципа отвечают общему постулату закона природоподобия микро и макромира. Соответственно, современная классическая архитектура должна принимать для себя законы природоподобия, как основные канонические и принципиальные постулаты [1]. Именно эти коннотации прослеживаются в творчестве Сантьяго Калатравы.
Для примера обратимся к хотя бы одному объекту Калатравы – Городу искусств и наук в Валенсии. Первое здание комплекса – L'Hemisfèric было открыто в 1998 году. Само название кинотеатра и планетария – «полусфера» - очевидно направляет наши рассуждения в область чистой геометрии, где угадывается язык пропорции иррациональных чисел √2, √3, √5. Изводной геометрической формой для этой последовательности иррациональных чисел является фигура «Vesica Piscis», которую для простоты часто называют «Оком». Это геометрическая фигура, образованная объединением двух окружностей равного диаметра так, что центры окружности каждой ограничивают диаметры друг друга. Vesica Piscis является фигурой, числовые и геометрические соотношения которой свойственны природе микромира.
Сантьяго Калатрава планировал, что конструкция Эмисферик тоже должна напоминать огромный глаз. Образно эта аллегория точно соответствует функциональному назначению этого здания, его внутреннему и внешнему смыслу, транслируемому языком геометрических подобий, визуальных ассоциаций и аллегорических осмыслений. Именно это намерение определило наличие классического нарратива в архитектуре великого валенсийца, обеспечив тем самым важную составляющую жизнеспособности объекта – быть носителем природоподобия не только по внешним параметрам, но и по тектонической структуре. В физике этот принцип обеспечивает жизненность теоретической модели. Без этого соответствия любая новая модель не может существовать, так как в любом случае требуется получить живой мир.
Список цитируемой литературы:
- Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / В.Г. Буданов / Синергетика в гумманитарных науках. Российская академия наук // Книжный дом «Либроком». – М., 2007, 2015.
- Городова М.Н. Канонические константы древнерусской архитектуры / М.Н. Городова // Цивилизация знаний: проблемы и смыслы образования. РосНОУ, - М., 2014. (Электронный ресурс).
- Левицкая А. Сантьяго Калатрава: «Я делаю совершенно классическую архитектуру» / Левицкая А. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» – Опубликовано в 2014 г. — URL: https://archi.ru/world/55922/santyago-kalatrava-ya-delayu-sovershenno-klassicheskuyu-arkhitekturu (дата обращения: 16.11.2021).