Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
М.Н. Городова
M.N. Gorodova
Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции
The invariance of the Biblical First Temple in the religious architectural tradition
Ключевые слова: образ Иеруcалимского Первохрама, каноны церковной архитектуры, меры и правила храмостроения, универсалии культовой архитектуры.
Keywords: the image of the Jerusalem First Temple, canons of church architecture, measures and rules of temple construction, universals of cult architecture.
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые идеи религиозной архитектуры, заложенные еще в Библейском Первохраме как прототипе в христианской традиции, установлена связь между функциональным устройством современных европейских храмовых комплексов ХХ-ХХI века с Иерусалимским храмом. В современной архитектуре ветхозаветная рефлексия наиболее широко раскрывается через традиционную систему пропорций и принцип многофункциональности, что, в числе прочего, обнаруживается в качестве одной из программных идей Иерусалимского Первохрама.
Abstract: The article examines some ideas of religious architecture, laid down in the Biblical First Temple as a prototype in the Christian tradition, establishes a connection between the functional structure of modern European temple complexes of the XX-XXI century with the Jerusalem temple. In modern architecture, the Old Testament reflection is most widely revealed through the traditional system of proportions and the principle of multifunctionality, which, among other things, is revealed as one of the program ideas of the Jerusalem First Temple.
Изучение древнего первообразца в храмостроении является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление христианской архитектуры [1]. Иерусалимский Первохрам занимает особое место в истории христианского мира, так как по праву стал одним из каноническим предшественником и прообразом христианской церкви.
На данный момент существует множество вариантов реконструкций Иерусалимского храма. При всем разнообразии они объединены единой концепцией «главного храма», который становится центром духовной жизни. Одним из исследователей, совершивших попытку реконструировать Иерусалимский Храм, был сэр Исаак Ньютон. По его словам, «Иерусалимский храм самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своем труде «Хронология Древних Царств» Ньютон посвящает главу описанию устройства Храма Соломона. В реконструкциях Иерусалимского храма явным образом выступает четкая геометрическая схема последовательно вписанных друг в друга концентрических квадратов - подобие священной ограды, замыкающей священный центр. Данная пространственная структура будет нами рассматриваться как комплекс.
Комплементарность устойчивых геометрических цитат и пропорциональное соответствие описанных пророком Иезекиилем пространственных модулей отчетливо просматриваются уже в начале новой эры в Римском Храме Мира (лат. Templum Pacis), который был сооружён в 71—75 гг. н. э. при императоре Веспасиане в честь победы в Первой Иудейской войне. Именно туда были перемещены сокровища Иерусалимского храма.
Для христианской архитектурной традиции универсальным библейским образцом на все времена по-прежнему был Иерусалимский Первохрам. Первым из производных от Библейского Первохрама новозаветным образцом стал храм Софии Цареградской – дом вселенской Премудрости, наследовавший в своих главных параметрах пропорциональную структуру универсальной модели, которая транслируется с тех пор в храмах Софийного посвящения восточной православной церкви [2]. Всего можно указать на целый ряд из 12 Софийских храмов, среди которых София Киевская, София Фесалоникийская, София Новгородская, София Полоцкая, София в Царском Селе, София в Тобольске, София в Вологде, София в Гродно, София в Лаишево, София в Алма-Ате и София Премудрость Божья в Годеново под Ярославлем. Важным для нашей темы рефреном будет упоминание о первообразце, всякий раз, когда дело касается обращению к образной преемственности звучит имя Софии Константинопольской. Слова же императора Юстиниана в день освящения первого храма Софии Премудрости: «Слава Всевышнему!.. Я превзошел тебя, Соломон!» - относят нас к изначальному первообразцу, а именно образу Иерусалимского Первохрама.
Соответственно, обращение к аналитическим моделям, в основании которых лежит модульная структура Библейского Первообразца будет продуктивным и перспективным в вопросах изучения традиционной культурной парадигмы храмостроения, равно как и в практической работе по архитектурному проектированию культовых объектов.
- Городова М.Н. Принцип «COINCIDENTIA OPPOSITORUM» как парадигма культовой архитектуры» / М.Н. Городова // Культурное наследие России. — М., 2015. С. 29-35.
- Городова М.Н. «Яко на небеси и на земли» или размышления о круге и квадрате / М.Н. Городова // Архитектура и современные информационные технологии: AMIT 2 (15) — М., 2011. http://www.marhi.ru/AMIT/2011/2kvart11/gorodova/gorodova.pdf