point +7(495) 639-94-92

Блог "ТРАДИЦИЯ И ПОСТМОДЕРН"

Календарь
Теги: Инвариантность Библейского Первохрама в религиозной архитектурной традиции Космогонические образы градостроительной ситуации Москвы Понятийные контаминации в архитектурной терминологии Пространство и среда диалог традиций задачи пропорционирования законы священного искусства идеальная Москва квадратура круга меры и правила пропорционирования меры и правила храмостроения метод методы пропорционирования мистериальное пространство мистическая традиция в архитектуре наука архитектурного мышления небесные покровители архитектуры правила и каноны церковной архитектуры сакральное в архитектуре сакральное в современной архитектуре священные топонимы Москвы образы идеальной Москвы современный храм стиль теория города традиции и каноны архитектуры храма универсалии в архитектуре универсалии традиции храмостроения
Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера
Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера

©М.Н. Городова. 

https://t.me/longa_architect

 Природоподобие архитектуры Сантьяго Калатравы. Три принципа мастера // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — М. : МАРХИ,. Т.1. 2022. С. 211

По мнению Сантьяго Калатравы, его архитектура никогда не рассматривалась им как архитектура бионическая. От него можно услышать следующее: «Я делаю совершенно классическую архитектуру... Мои принципы проектирования полностью подчинены классике». В интервью [3] после лекции для Института «Стрелка» он высказывался о своей архитектуре по аналогии с музыкой Шостаковича, «которая, - так же, - сначала может показаться какой-то странной, но потом ты понимаешь, что она четко следует классическим канонам».

Что это может означать в контексте определений Калатравы классической архитектуры? Если следовать тезе мастера о его исследовании природных форм и пропорций человеческого тела и соединить три озвученных им принципа – приверженность классическим приемам, следование образцам из природного мира и мира человека,то напрашивается естественный посредник в этой последовательности – это язык классической геометрии с его природоподобием и наглядностью.

gp_78458_es

Далее--

0
684
сакральное в современной архитектуре универсалии в архитектуре
«Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре
«Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре

В статье ©А. Жарковой разобраны различные определения понятия «мистерия», близкие по смыслу философским концепциям Д.С. Мережковского и М. Элиаде. Также были рассмотрены приемы кинематографа, используемые С.М. Эйзенштейном. В результате сформулировано авторское определение «мистериального пространства».

В размышлениях, предшествующих исследованию, сформировался термин «мистериальное пространство», таким образом, основной целью исследования стал поиск критериев и приемов, определяющих идею подобного пространства.

МИСТЕРИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 5

©А. С. Жаркова. «Мистериальное пространство» как иное пространство в архитектуре // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — М.: МАРХИ, Т.1. - М., МАРХИ, 2023. С. 100

Далее --

0
589
мистериальное пространство наука архитектурного мышления
Универсальные парадигмы культовой архитектуры
Универсальные парадигмы культовой архитектуры


©М.Н. Городова

https://t.me/longa_architect

Универсальные парадигмы культовой архитектуры

https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-coincidentia-oppositorum-kak-paradigma-kultovoy-arhitektury/viewer

 

Ключевые слова: Универсальные парадигмы, пропорции в архитектуре, традиция храмостроения Key words: Universal paradigm, the proportions in architecture, tradition temple construction

Аннотация: Иррациональные, но геометрически выразимые соотношения мира, константы бытия, как гармонические принципы использовались в искусстве разных эпох. Парфенон в Греции и японская пагода, пирамиды в Египте и древнерусские храмы – выглядят по разному, но воплощают одни и те же гармонические константы, единую математику универсального мира.

vitruv_kvadr_22

Древняя идея о соответствии мира Небесного миру Земному считается корневой парадигмой, с которой люди жили и творили многие поколения независимо от традиций, поскольку она лежит в основе человеческой культуры в целом. Платон, уже по-своему транслировал эту идею аналогии Миров, которая в дальнейшем легла в основу платонических учений. Парадигмы и архетипы постоянно сосуществуют с естественно научными концепциями, давая импульс в решении сложнейших задач. В принципе, в обращение к аналогии как к методу герметического опыта происходит осуществление актуализации мощнейшего космогонического мифа, в результате чего не исключены действительно серьезные возможности реконструкции древнейших моделей мировосприятия.
Метод аналогии как средства осуществления межсмысловых связей может стать необходимым средством междисциплинарных исследований. В этом случае возникает важная связка, когда архаичная система мышления и познания мира начинает выступать в качестве адекватного исследовательского приема в современном мире. В опыте осмысления творческого языка предшествующих поколений использование метода аналогии может стать удобным дешифратором смыслов и значений. Кроме того, этот метод представляет собой опыт обучения по аналогии с изучаемым, поскольку избранный язык-дешифратор оказывается сущностно близок самой архаичной ментальности. Однако, если проводить непредвзятое обобщение, мы для себя можем отметить, что метод работы закона соответствий для современного научного мира представляет активный инструмент как исследовательского, так и инновационистского ума. Интрига складывается только лишь из игры терминов, которые маскируют старый и органичный человеческой ментальности метод под новые исторические условия, давая новые имена старым принципам. По Рабиновичу В., «здесь узнается все во всем: … свойства земных объектов в принятых на веру свойствах объектов небесных (когда-то, разумеется, узнанных в объектах земных по их земномуподобию). Это и аналогия, и средство всякого доказательства: ведь земное подобно небесному и узнано в небесном».


«Coincidentia oppositorum» – эта парадигма представляет уникальную задачу, которая всегда стояла перед культовым искусством, занимающимся преображением мира невидимого в мир видимый средствами символа, образа, аналогии. Основой геометрии храма стали две фигуры – круг и квадрат – воплотившие значение вечности и цикличности неба – первая, и стабильности и фундаментальности земли – вторая. «Эти две наиболее простые геометрические формы, – говорится в «Настольной книге священнослужителя», – шар (круг) и куб (квадрат), охватывающие в древнем сознании вселенную, должны были отражаться в искусстве».

далее


 

0
730
законы священного искусства меры и правила пропорционирования квадратура круга
1 2