Выставка «Образы Ар деко»
« НазадИнститут Русской Живописи совместно с галереей Ар Деко представили новый культурологический проект – выставку «Образы Ар деко» и цикл лекций «Прививка варварства: от русских балетов к декоративному стилю». Проект был посвящен творчеству русских художников первой четверти XX столетия, работавших в стилистике Ар деко и тесно связанных с художественной жизнью Западной Европы. Точками соприкосновения и взаимодействия русской и западной культуры предстают театрально-декорационное искусство, живопись и скульптура межвоенных десятилетий.
В то же время, лучшие представители русского Ар деко много работали для дягилевских балетных сезонов, которые впоследствии легли в основу нового декоративного стиля. Поэтому выставка открывается темой русского балета, представленной в экспозиции работами Натальи Гончаровой, Александра Бенуа, творчеством художников объединения «Мир искусства» и театральными костюмами, созданными для русских балетов по эскизам Льва Бакста.
Премьера «Русских Сезонов» в Париже состоялась в 1909 году на сцене театра Шатле. В 1911 году труппа была переименована в «Ballets Russes» и под руководством ее бессменного директора С.П. Дягилева совершила свое триумфальное шествие по Европе и Америке, закончившееся в 1929 году со смертью великого импресарио.
Яркая образность, богатая пластика и ломаные линии хореографических постановок «Ballets Russes» оказали решающее воздействие на формирование стиля Ар деко. Творческая группа, работавшая над дягилевскими сезонами, претворила в жизнь давнюю идею уникального синтеза всех видов искусства – музыки, танца, живописи и драматического действия. Над спектаклями русских балетов работали лучшие художники, композиторы, танцоры, постановщики и хореографы. Восточный экзотизм Бакста, изысканные исторические стилизации Бенуа и яркие лубочные образы Гончаровой внесли совершенно новый вкус в художественный мир Европы начала XX века. Наряду с искусством Египта и Востока и новейшими эстетическими течениями русские балеты стали одним из основных источников Ар деко.
Уже современники признавали силу влияния «Ballets Russes». Критик А.Варно писал, что «русские декоративные решения…произвели взрыв», и «не было представительницы среднего класса», которая не мечтала применить в своем интерьере новые декоративные решения в духе русских балетов.
Под впечатлением от театральных костюмов Бакста французский модельер Поль Пуаре создал целую коллекцию одежды в «варварских» оранжевых и зеленых тонах с восточными тюрбанами, перьями и шароварами, впервые представленными публике в «Шехерезаде».
Вторая часть выставки посвящена декоративной скульптуре из бронзы и слоновой кости, которая также развивалась под воздействием стилистики русских балетов. Наиболее яркое воплощение эта традиция нашла в серии танцовщиков Дмитрия Чипаруса.
Композиция «Персидский танец» представляет дуэт Нижинского и Иды Рубинштейн в восточных костюмах по эскизам Бакста. В «Танцовщиках с бубнами» запечатлены портретные черты Михаила и Веры Фокиной. Скульптура «Русский балет» изображает Тамару Карсавину, статуэтка «Клара» – танцовщицу в одном из костюмов Бакста. Другие произведения Чипаруса, Лореля и Филиппа представляют собой свободные вариации, созданные по мотивам русских балетов.
В третьем разделе экспозиции собраны произведения в стиле Ар деко, созданные русскими художниками, работавшими в контексте европейского модернизма. Работы Александра Яковлева и Серафима Судьбинина отражают тенденцию к неоклассицизму, присущую Ар деко, картины Сергея Судейкина и Бориса Анисфельда воплощают фантастичность и красочность иллюзорного мира эпохи, портреты Савелия Сорина – изысканную, «салонную» линию развития декоративного стиля.
Произведения Александра Архипенко, старшего из плеяды мастеров авангардной скульптуры, также имеют определенные точки соприкосновения со стилем Ар деко.
Выставка "Образы Ар Деко" раскрыла увлекательный мир художественной культуры и стилевого синтеза первой четверти XX века.