point +7(495) 639-94-84

Анонс лекций "Первые школы дизайна"

База дизайна: первые объединения и школы

 

Уильям Моррис был  одним из первых, кто в графе профессиональной принадлежности  написал заветное слово «дизайнер».  Моррис и британское движение Arts&Crafts стало образцовым для многочисленных мастерских, сецессионов и  небольших школ как в Европе, так и  в Америке, в недрах которых ковалось новое направление – дизайн.

Как происходило утверждение основ дизайна, как рождались первые школы, какова структура и методика образования, что являлось пропедевтикой и основой основ в дизайн-образовании,  о генетических корнях первых школах дизайна и агентах влияния, о великих  преподавателях и талантливых учениках,  о драматической судьбе инновационных образовательных структур – Веркбунда, Баухауса и ВХУТЕМАСа –  мы поговорим на лекциях.

Курс состоит из 4 лекций:

 

Лекция 1. Уильям Моррис и Arts&Crafts

Лекция 2.Веркбунд:  союз искусства и промышленности.

Лекция 3. Баухаус:  фундамент современного дизайна.

Лекция 4. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк русского авангарда.

Курс рассчитан как на профильную аудиторию, так будет интересен всем, изучающим историю искусства и  дизайна. Для активизации навыка визуальной насмотренности и глубокого погружения в материал, курс поддержан мультимедийным форматом презентаций (200 - 300 слайдов), что позволяет не только познакомиться с творчеством архитекторов и скульпторов, декораторов и дизайнеров, но и сформировать понимание особенностей становления и развития дизайна в разных культурных средах.

Краткое описание лекций

Лекция 1 Уильям Моррис и Arts&Crafts

 

Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который создал «Arts&Crafts» - структуру, ставшую впоследствии образцовой для всего мирового художественного сообщества.

На лекции мы поговорим не только о работах английского поэта, художника, издателя,  архитектора и  лидера  Arts&Crafts –  Уильяма Морриса, узнаем, почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу;  посмотрим, какие проекты Моррис создал вместе с Данте Габриэлем Росетти, Эдвардом Берн-Джонсом, Фоксом Мэдоксом Брауном, Филиппом Уэббом, Чарльзом Фолкнером и Петером Паулем Маршаллом; поймем, в чем секрет успешности орнаментики Морриса и его издательства Kelmscott Press;  и кто продолжил дело дизайнера№1.

Лекция 2.Веркбунд: союз искусства и промышленности

 

Веркбунд, основанный в Мюнхене осенью 1907 году, решал несколько задач, наиважнейшая из которых  -  объединение ремесла, искусства и промышленности. В состав нового объединения входили не только архитекторы и художники, но и руководители компаний-производителей. Такой союз был  обусловлен, с одной стороны, невиданными возможностями, которые давали индустриализация и массовое производство, с другой стороны, озабоченностью крайне низким качеством  производимых товаров, потере их эстетической составляющей. Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и выраженная функциональность должны были, по замыслу членов Веркбунда, привести к установлению единого эстетического вкуса и вывести из тотального кризиса.

Популярность идей Вербунда была столь велика, что за 5 лет численность союза выросла в четыре раза, появились  австрийский и шведский, швейцарский и венгерский аналоги организации, а в Британии по образцу основана Design and Industries Association. Наиболее важными  центрами производства Веркбунда были знаменитые Объединенные немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел с центром в Хеллерау, имевшие рабочие мастерские и выставочные залы в 22 городах страны.  Идеи Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Бруно Таута, Германа Мутезиуса, Карла Шмидта, Фридриха Наумана, Рихарда Римершмида,  Фрица Шумахера и многих других даже после официального закрытия Вербунда влияли на развитие немецкого искусства и промышленности.

Лекция 3. Баухаус: фундамент современного дизайна

 

Баухаус, организованный в 1919 году Вальтером Гропиусом,  просуществовал  всего 14 лет, однако идеи, заложенные в этой школе, нашли свое воплощение в самых разных областях искусства и культуры.  И это – закономерно. Школа Баухаус был передовой и по составу  преподавателей, среди которых были Василий Кандинский и  Пауль Клее, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь и Иоханнес Иттен, Гербер Байер и Марсель Бройер, и по методам преподавания,  где практика и эксперимент ценились  также же высоко, как и фундаментальные знания.

В настоящее время работы, созданные почти век назад в Баухаус, продолжают вдохновлять современных архитекторов и художников. В чем секрет такого успеха, какое влияние оказал Баухаус на развитие интернационального стиля,  кто заложил основы современной колористики, когда открылся «Новый Баухаус» в Чикаго, какой вклад внесли ученики Баухас в развитии совеских городов,–  об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 4. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк авангарда

 

Реорганизация системы художественного образования в России привела к созданию  учебного заведения нового типа – ВХУТЕМАС. Объединение, образованное в 1918 году, в 1927 г. был переименовано во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт, однако  методика обучения и тематика учебных проектов была сохранена.
В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа  - Александра Родченко и Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и Ильи Голосова, Александра Веснина и Ивана Леонидов, Василия Кандинского и Павла Флоренского, Веры Мухиной и Эль Лисицкого, Владимира Татлина и Александра Родченко,  нашли воплощение новаторские идеи в области архитектуры и дизайна. 

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель (cтаж педагогической деятельности с 1998 года (МАрхИ, ВШС, МШД))., журналист, арт-терапевт

Стоимость одной лекции – 500 р. 

По договоренности, возможно проведение индивидуальной или групповой лекции/курса в будние или воскресные дни. 

Заявку на проведение можно подать в произвольной форме.