point +7(495) 639-94-84

Анонс лекций. НОВЫЕ ТЕМЫ

Курс лекций "История на блюдце: ФАРФОР"

Издавна фарфор называли «белым золотом», время только придаёт ему бОльшую ценность, увеличивает стоимость и эстетический вес. В составе фарфора содержится около 40 компонентов, что сделало этот материал исключительным, а производство – технологически сложным, поэтому вокруг «белого золота» много тайн и загадок, которые мы будем обсуждать на наших лекциях.

 

Курс рассчитан на широкую аудиторию и состоит из 5 лекций:

 

Лекция 1. Китайский фарфор – «белое золото» мира

Лекция 2. История на блюдце. Формула немецкого фарфора: Meissen. Villeroy& Boch

Лекция 3. История на блюдце. Тайны французского фарфора Диктаторы моды: Севр и Лимож

Лекция 4. Образцовое чаепитие: английский фарфор Джозайя Веджвуд и Wedgwood

Лекция 5. Традии и инновации ИФЗ - Императорского фарфоровго завода

.

Описание лекций 

Лекция 1. Китайский фарфор – «белое золото» мира

Начало производства фарфора в Китае относится к VI веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. Оригинальные формы фарфоровых изделий в сочетании со сложной орнаментикой, включением традиционные для китайского искусства сюжетов и тем превращают любую вещь (даже самую простую бытовую вещь) в произведение искусства. На родине изделия из фарфора по ценности и изысканности соперничали с золотыми и нефритовыми украшениями.

Китайский фарфор, который, как писали поэты «голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды», на протяжении тысячелетий сохраняет пальму первенства, и наряду с традиционным применением получает новое прочтение. Например, в Тяньцзине построен дом, фасады и интерьеры которого украшены старинным китайским фарфором. Для отделки было использовано около 5 тыс. раритетных ваз, 4 тыс. тарелок и более 400 млн. фарфоровых черепков. Модельеры — и китайские, и европейские — шьют одежду из фарфоровых черепков, а скандальный художник Ай Вейвей устроил целую экспозицию в модной галерее Tate,  устелив пол плотным ковром семечек подсолнуха, сделанных вречную из фарфора.

Почему изделия из фарфора по ценности и изысканности  в Китае до сих пор соперничают с золотыми и нефритовыми украшениями;  какие существуют критерии, определяющие ценность фарфора; какие существуют виды фарфора и в чем их отличия;  почему селадон сравнивают с нефритом, чем отличаются фарфоровые семейства  — розовые, зеленые, желтые и черные; какие темы  и орнаменты в росписи фарфора были и остаются самыми популярными; чем отличается  надглазурная и подглазурная роспись; в чем особенность  технологии «рисовые  зернышки»; какой город является до сих пор столицей фарфора; и в каких музеях мира собраны самые большие коллекции китайского фарфора; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции. 

Лекция 2. История на блюдце. Формула немецкого фарфора: Meissen. Villeroy& Boch

Настоящий европейский фарфор, имеющий в своем составе каолин и по своему составу похожий на китайский был изобретен в немецким алхимиком Йоганном Фридрихом Бёттгером. Именно тогда в саксонском городе Мейссен была открыта первая фарфоровое производство, существующее до сих пор.

О том, какие алхимические тайны заключены в формуле немецкого фарфора и фарфоровой шпиономании, об отличиях «твердого» и «мягкого» фарфора, о традиционных и инновационных формах и сюжетах, предложенных Кирхнером и  Кендлером, Херольдом, Иоанн Кречмером и Асье; об оригинальной технике буль-де-неж, о библиотеке фарфоровых образцов, состоящей из 175 тысяч предметов,  хранящихся на майсенской мануфактуре, о необыкновенных заказах и уникальных сервизах и сериях,  об атрибуции немецкого фарфора и особенностях маркетинга Meissen и Villeroy& Boch, о самых больших коллекциях немецкого фарфора и монументальных работах, выполненных из фарфоровой массы; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции. 

Лекция 3. История на блюдце. Тайны французского фарфора Диктаторы моды: Севр и Лимож

Настоящий европейский фарфор, имеющий в своем составе каолин и по своему составу похожий на китайский был изобретен в немецким алхимиком Йоганном Фридрихом Бёттгером. Именно тогда в саксонском городе Мейссен была открыта первая фарфоровое производство, существующее до сих пор.

О том, какие алхимические тайны заключены в формуле немецкого фарфора и фарфоровой шпиономании, об отличиях «твердого» и «мягкого» фарфора, о традиционных и инновационных формах и сюжетах, предложенных Кирхнером и  Кендлером, Херольдом, Иоанн Кречмером и Асье; об оригинальной технике буль-де-неж, о библиотеке фарфоровых образцов, состоящей из 175 тысяч предметов,  хранящихся на майсенской мануфактуре, о необыкновенных заказах и уникальных сервизах и сериях,  об атрибуции немецкого фарфора и особенностях маркетинга Meissen и Villeroy& Boch, о самых больших коллекциях немецкого фарфора и монументальных работах, выполненных из фарфоровой массы; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции. 

Лекция 4. Образцовое чаепитие: английский фарфор. Джозайя Веджвуд и Wedgwood

Как говорят англичане: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Качество и высокая стоимость – гарант долговечности и прочности. Сомневаетесь?! На открытии одного из лондонских бутиков четыре кофейные чашки Wedgwood смогли выдержать вес многотонного автомобиля. Пожалуй, такая демонстрация – избыточна, ведь эту марку в мире знают два с половиной века.

Какие предметы входит в классический сервиз Wedgwood, без которого не обходится ни один званый прием английской королевы, в чем суть инновационных научных разработок Джозайи Веджвуда, какие существуют маркетинговые ходы продвижения классической марки и как быть модным вне времени, кто является историческим и современным конкурентом компании Wedgwood, как используется яшмовый фарфор в  современном  искусстве, моде и дизайне интерьера; в каких музеях хранятся самые большие коллекции английского фарфора   – об этом и  многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 5.  Традиции и инновации ИФЗ - Императорского фарфорового завода

В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении привилегий фабрикантам, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить» в России. Одним из таких «куриозных художеств» был и фарфор. Русский фарфор возник благодаря стараниям химика Дмитрия Виноградова, который использовал несколько сортов гжельской белой глины, олонецкий кварц и алебастр.

На лекции мы поговорим об истории развития фарфоровых заводов и мануфактур в России, а вкладе и драматичной судьбе гениального Дмитрия Виноградова, друга Михаила Ломоносова; о влиянии иностранных и русских традиций в изготовлении фарфора, о том, как менялась тематика и сюжеты в росписи фарфора в исторической перспективе, об уникальной серии под названием «Собственный», что такое дежёне  и как князь Александр Куракин ввел в европейскую моду русскую сервировку; поговорим об известных сервизах, созданных в рамках ИФЗ до 1917 года  и после, об особенностях агитационного фарфора и инновациях Суетина, Чехонина, Малевича, Щекатихиной-Потоцкой, Яцкевич, узнаем, о новых модных коллекциях платьев из фарфора etc.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель (cтаж педагогической деятельности с 1998 года (МАрхИ, ВШС, МШД))., ведущий научный сотрудник Музея Ар Деко