Медиа-платформа "АРТ-ПЕРСОНА" в музее Ар Деко
Наиболее значительная часть музейного собрания – коллекция декоративной скульптуры из бронзы и слоновой кости, насчитывающая 900 произведений. Мкртич Окроевич Окроян убежден, что русское искусство сыграло значительную роль в формировании западной культуры первой половины XX века. С 1909 по 1929 год балетная труппа «Русские Сезоны» выступала в Европе под руководством Сергея Дягилева. Сила и самобытность русской культуры поразила европейцев: новые краски, движения, образы, иная логика и совершенно иные принципы создания художественных произведений буквально перевернули европейское сознание. Более того, «Русские Сезоны» изменили стиль жизни и поведения европейцев. Вскоре после премьеры балета «Шахерезада» у парижских дам вошло в моду одеваться a la Bakst – в легкие шаровары и цветистые тюрбаны. Новыми идеалами красоты выступили Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн и другие русские танцовщицы и актрисы. Наиболее ярко эти мотивы воплотились в творчестве скульптора Дмитрия Чипаруса, произведения которого в России не представлены ни в одном из государственных музейных собраний.
В период с 1918 по начало 30-х годов Европа переживала настоящий художественный, культурный и социальный бум, главными центрами которого стали Париж и Берлин, отчасти – Вена. Практика постоянных скандалов, провокаций и подрывающих традиционные устои поисков нашла благоприятную почву среди молодежи, которая в своем стремлении «вычеркнуть фальш и лицемерие послевоенного времени» была крайне нетерпима ко всем проявлениям старого уклада. Здесь нельзя не отметить столь повлиявшее на всю культуру двадцатых годов явление как снятие табу с темы секса и совершенно иное представление о стыде и морали. Скульптура «Девушка с хлыстом» австрийца Бруно Зака – идеальное воплощение нового образа современной эмансипированной женщины, надменной и уверенной в себе, с короткой мальчишеской стрижкой и на высоких каблуках.
Обаяние двадцатых во многом заключалось в роскошной и лихорадочной атмосфере кабаре и мюзик-холлов с их яркими и экзотическими шоу. Одно из центральных мест в экспозиции музея занимает монументальное панно парижского декоратора Пьера Бобо. Панно было создано по специальному заказу для легендарного бального зала Roseland в Нью-Йорке, на сцене которого выступали ведущие джазовые исполнители и биг-бэнды. Скульптура «Les Girls» Дмитрия Чипаруса запечатлевает пятерых девушек на сцене мюзик-холла, синхронно исполняющих одинаковые движения. Постамент из черного мрамора условно обозначает покрытие сцены, а вставка из кварца – огни рампы мюзик-холла. На сегодняшний день известно всего лишь четыре экземпляра этого произведения.
В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта – ведущего мастера по художественной ковке эпохи Ар Деко. Прекрасно овладев новыми техническими средствами, Брандт превратил свое искусство в огромную индустрию, полностью сохранив при этом эстетические качества. По словам куратора и критика Анри Клузо, благодаря Эдгару Брандту «металл заговорил на новом языке». В основной экспозиции музея можно увидеть набор стульев для столовой, дизайн которых был разработан Брандтом в середине 1920-х годов и представляет очень редкий образец творчества мастера. В 1960-е годы, в период возрождения интереса к Ар Деко, аналогичный набор стульев Брандта был приобретен Энди Уорхолом. Несколько экземпляров в настоящий момент находятся также в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Одной из вершин Ар Деко является легендарный лайнер «Нормандия», над оформлением которого работало столько разных дизайнеров, что о нем стали говорить, как о «плавучей выставке французского декоративного искусства». Жан Дюнан создал для сигарного салона первого класса четыре монументальных лаковых панно на тему «Мужские игры и удовольствия». Большая часть из них в настоящий момент утрачена, в коллекции музея представлено несколько уменьшенных авторских копий. В 1912 г. Жан Дюнан познакомился с Сейзо Сугаварой, японским ремесленником и блестящим мастером по работе с лаком, который посвятил его в секреты этого древнего мастерства. Произведения Дюнана уже при жизни художника стали национальным достоянием, утвердив новый стандарт роскоши и качества изделий.
Бьющая через край роскошь – преобладающее впечатление от внутреннего убранства «Нормандии». Жак-Эмиль Рюльман, Жюль Лелё, Поль Фолло, Луи Сю и Андре Мар – признанные дизайнеры того времени. Все они наследовали классической традиции, великим французским краснодеревщикам XVIII века. Вкус к простым и чистым формам, эстетическая утонченность, дорогостоящие и редкие материалы, безупречная техника – неотъемлемые черты их работ. Все эти авторы представлены в коллекции мебели Мкртича Окрояна, насчитывающей более 500 предметов.
Авангард, отвергший эстетические каноны, уже не задается проблемой Красоты и отказывается дарить зрителю радость от созерцания гармоничных форм. Таким образом, модерн и Ар Деко предстают последним периодом эстетизма в искусстве ХХ века – эпохами, когда категории красоты формы как таковой главенствовали в искусстве.
АРT-ПЕРСОНА" в Музее АР ДЕКО"
В Литературной гостиной Музея «Ар Деко» мы проводим презентационные мероприятий и творческие встречи с деятелями науки, искусства и культуры. Для участников и гостей проекта запись по телефонам: +7 495 639 94 84; +7 916 590 25 78
Координатор проекта: Городова Маргарита, ведущий научный сотрудник Музея, кандидат искусствоведения, архитектор
Время проведения: 2 часа, с 18.30 до 20.30, один раз в две недели